- Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Шаблонография»
- Ход занятия
- Что такое правополушарное рисование
- Мифы о правополушарном рисовании
- Секрет и техника правополушарного рисования
- Какие нужны материалы для правополушарного рисования
- Необычные техники в правополушарном рисовании
- Онлайн мастер классы по правополушарному рисованию для детей
- Рисуем котенка зубной щеткой
- Рисуем одуванчики ватными палочками
- Рисуем розочки с детьми
- Горный пейзаж методом правополушарного рисования
- Рисуем сову гуашью
- Онлайн мастер классы по правополушарному рисованию для взрослых
- Космически пейзаж методом правополушарного рисования
- Морозное утро
- Деревенские домики
- Поле одуванчиков. Рисуем гуашью
- Рисуем ночной пейзаж. Луна и море
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Шаблонография»
Лидия Хлебникова
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Шаблонография»
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геоме-трических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать,что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов — геометрических фигур — с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Тема: «Рисуем по шаблону»
Цели занятия:
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.
Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Материал для занятия:
набор шаблонов геометрических фигур разного размера;
набор цветных карандашей;
набор геометрических фигур разного размера и цвета;
Предварительная работа:тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.
Ход занятия
Наш мир состоит из множества предметов, вещей, и, если внимательно на них посмотреть, можно увидеть, что все они имеют определенную форму. Какие вы знаете геометрические формы?
Дети. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Воспитатель предлагает детям загадки и дает задание: назвать разгадку и определить форму предмета, о котором идет речь.
Загадки о предмете, имеющем форму
В нашей комнате одно есть волшебное окно, в том окошечке — кино. (Телевизор)
Набита пухом, лежит под ухом. (подушка).
В каждом доме есть оно, называется. (окно).
На небе круглая она, ночью в окно нам светит. (луна).
Круглый бок, румяный бок, покатился. (колобок).
Любит он на солнце греться, в полосатое одеться, и, как сахар, он на вкус, и зовут его. (арбуз).
Уступая ветру в споре, увлекает судно в море. (Парус)
Крыльев нет у этой птицы,но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост — и поднимется до звезд. (Ракета)
Подними глаза повыше, антенну увидишь ты на нашей. (крыше).
Как на нашей грядке выросли загадки — крепкие, зеленые, хороши соленые. (Огурцы)
Курочка Ряба выпила водичку, и для деда с бабкой она снесла. (яичко).
На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый. (кабачок).
Она ни в город, ни во двор не просится гулять, на миг заглянет в коридор — и в комнату опять. (Дверь)
Много, много окон в нем, это большой и красивый наш. (дом)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а расс сказывает. (Книга)
Разгадывание загадок может быть подкреплено рисунками, загадками, где хорошо просматривается форма каждого предмета.
Воспитатель. А вот некоторые предметы имеют сложное строение в них представлены сразу несколько геометрических фигур.
Педагог приводит примеры некоторых из них: домик (треугольник, прямоугольник, квадрат, снеговик (три круга разного размера, треугольник, трапеция, машина (квадрат, прямоугольник, квадрат, два круга) и др. Предлагает детям привести свои примеры сложных предметов.
Игра «Собери фигуру»
Дети делятся на несколько команд.
По сигналу педагога игроки каждой команды придумывают сложный предмет, устно определяют его составляющие части, а затем по очереди бегут в противоположный конец зала и отбирают нужные им геометрические фигуры, по одной принося их в команду. Победителем считается та команда, которая быстрее всех соберет свою придуманную фигуру. Сборка сложного предмета может осуществляться на полу, на столе или на фланелеграфе.
Воспитатель. Мы с вами убедились, что все предметы вокруг нас в своем строении имеют одну или несколько разных форм. Сегодня мы с вами будем составлять изображение объекта из готовых геометрических фигур — шаблонов: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников, как делали это в игре, но только мы будем их обрисовывать, и в результате из нескольких деталей — шаблонов — получится изображение целой фигуры.
2. Практическая часть
1. Продумать содержание рисунка, определить в будущем сюжете главное и второстепенное.
изображение представляло единое целое.
Рекомендации детям: каждый шаблон необходимо как можно ближе прикладывать к нарисованному контуру предыдущей формы, не оставляя между ними промежутков. Одной рукой плотно придерживать шаблон на поверхности листа, а другой рукой карандашом обводить его вокруг.
Готовую композицию выполнить в цвете при помощи цветных карандашей (если обрисовка выполняется восковыми карандашами, можно раскрасить акварелью или гуашью).
Данная работа требует усидчивости, терпения, сноровки,поэтому необходимо провести разминку для рук: дети, сидя за столами, рисуют в воздухе геометрические фигуры в соответствии с текстом.
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата,
А на них — огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок.
2. Итог занятия
Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся изображе-ния, отмечает наиболее интересные по содержанию, по сложности строения и расположению объектов в композиции и еще раз подводит детей к тому, что, если внимательно приглядеться, можно увидеть, что все предметы, окружающие нас, по форме на что-то похожи.
Источник
Правополушарное рисование – это, наверное, один из самых популярных терминов в искусстве сегодня. Ему учат детей и взрослых. Организовывают мастер классы совместно с психологами и без. Давайте разберемся, что такое правополушарное рисование, у всех ли работает эта техника и какие секреты она таит. В статье вы найдете несколько рекомендуемых мастер-классов по правополушарному рисованию для детей и взрослых, с которых стоит начать осваивать данную технику.
Что такое правополушарное рисование
Существует теория, что полушария нашего мозга выполняют разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, а правое за фантазию и эмоции. Такое разделение предложил американский нейропсихолог Рождер Сперри.
Он считал, что у человека чаще всего задействованы функции левого полушария, что создает постоянное напряжение мозга. И чтобы его расслабить нужно чаще задействовать в работе правое полушарие.
У детей больше развито воображение, фантазия и эмоции, потому что их левое полушарие еще недостаточно сильно.
Позже, на основании его теории, преподаватель искусства Бэтти Эдвардс разработала метод рисования, который назвала методом правополушарного рисования, призванного на время подавить активность работы левого полушария и позволить человеку расслабиться.
Пример изображения, нарисованного правополушарным методом от creativelyuncorked.com
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Мифы о правополушарном рисовании
Главный миф о правополушарном рисовании лежит в его теоретическом обосновании.
Американо-израильский психолог Даниэль Канеман, один из основоположников поведенческой экономики, в своих работах не раз доказал, что человеку как раз-таки свойственно обращаться в первую очередь к своим чувствам и воображению, чем к логике. Это объясняется стремлением нашего мозга сэкономить свои ресурсы, которых требуется слишком много для логических рассуждений. Следовательно, невозможно подавить наше рациональное Я, так как оно и так обычно «спит».
Люди слишком самоуверены. Склонны чересчур доверять своей интуиции. Очевидно, что многим претят умственные усилия и их стараются избегать любым способом! / Даниэль Канеман
Лень неотъемлемая часть нашей натуры. Мозг всегда будет отдавать предпочтение заданиям с наименьшими затратами ресурсов. / Даниэль Канеман
Многие считают курсы по правополушарному рисованию – маркетинговой уловкой. Но, как бы то ни было, люди, участвовавшие в них или самостоятельно осваивающие данную технику, замечают, что получившиеся изображения выглядят красиво и ничем не хуже, чем у профессиональных художников. Секрет кроется в четком алгоритме.
Секрет и техника правополушарного рисования
Даже ребенок может справиться с техникой правополушарного рисования. Так в чем же ее секрет?
- Правильном порядке прорисовки слоев, цветовых пятен и бликов.
- Отсутствие четких границ, если дело не касается прорисовки контуров.
Как правило, техника правополушарного рисования заключается в следующем:
1. Прорисовка фона – от самых светлых участков к самым темным. Для этого берется широкая плоская кисть и ее мазки повторяют траекторию рассеивания лучей света на всем фоне. Например, по кругу для придания дополнительного объема изображению.
Источник изображения , взятого для демонстрации
2. Объекты прорисовываются постепенно цветовыми пятнами от светлого к темному. Последним слоем идут световые блики. Кто умеет работать в Photoshop сразу проведет аналогию со слоями.
Вот как рисуется елка по слоям в Photoshop
А вот, как елка рисуется гуашью по технике правополушарного рисования.
3. Использование разных кистей и разных способов нанесении мазков. В предыдущем примере, наверное, вы заметили, как автор широкой кистью (без предварительного обмакивание в воду) точечными движениями рисует ветви дерева. А плавным движением угла той же кисти (можно было и тонкой) рисует ствол дерева. Так что, если хотите рисовать методом правополушарного рисования – покупайте набор разноформатных кистей.
Разные форматы кистей и их мазки
Детский рисунок в технике правополушарного рисования
Лавандовый водопад в технике правополушарного рисования
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Какие нужны материалы для правополушарного рисования
Если мы говорим о самостоятельной работе дома, то чаще всего необходимо подготовить следующий минимальный набор инструментов для рисования правым полушарием. Это список подойдет и для детского и для взрослого творчества.
- Гуашь – набор цветов не обязательно должен быть большим, так как новые цвета можно получить в результате смешивания красного, желтого, синего и белого в разных пропорциях.
- Плотная бумага (лучше брать бумагу для акварели, а не просто альбомные листы, так как они будут деформироваться от излишней влаги)
- Набор кистей разных форматов, как уже говорилось ранее
- Малярный скотч, если вы хотите зафиксировать рамки на листе бумаги и сделать так, чтобы они оставались чистыми в процессе рисования.
Праздничный венок в правополушарном рисовании
Необычные техники в правополушарном рисовании
Безгранична фантазия человека. Люди научились использовать не только кисти для рисования, но и средства домашнего обихода. В ход идут:
- Зубные щетки
- Ватные палочки
- Пленка с пузырями
- Скомканная фольга
- И другое.
Все это позволяет достичь максимальной реалистичности в картине. И к тому же такой подход придется по душе детям
В примере ниже крона дерева нарисована ватными палочками, а трава зубной щеткой
Онлайн мастер классы по правополушарному рисованию для детей
Мастер классы по правополушарному рисованию так популярны, потому что они обещают, что у каждого получится красивый рисунок. И это так.
Люди, развившие в себе художественный талант, умеют разложить рисунок на слои, цветовые пятна. Они понимают, какой слой за каким идет. Зрителям остается лишь повторять за ним все действия. С этим может справится даже ребенок.
Рисуем котенка зубной щеткой
От малыша потребуется не очень много усилий – нарисовать геометрические фигуры, повторяющие тело котенка и его шерстку с помощью зубной щетки. Дети любят рисовать животных. С помощью родителей у него получится вот такой забавный зверек.
Рисуем одуванчики ватными палочками
Простой урок для детей по рисованию одуванчиков. Можно кистями, можно ватными палочками.
Рисуем розочки с детьми
Художник научит, как из обычных кругов нарисовать красивые розы в результате правильного наложения краски.
Горный пейзаж методом правополушарного рисования
С таким рисунком справится и ребенок. Под руководством родителей конечно
Рисуем сову гуашью
Очень красивый рисунок гуашью, не требующий больших усилий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Онлайн мастер классы по правополушарному рисованию для взрослых
Рисунки, где нужно больше деталей, требуют усидчивости и терпения. Постарайтесь повторить за художником его действия и вы точно будете впечатлены результатом.
Космически пейзаж методом правополушарного рисования
Морозное утро
Белка с орехом
Деревенские домики
Поле одуванчиков. Рисуем гуашью
Рисуем ночной пейзаж. Луна и море
После прохождения небольшого урока, у вас получится очень красивый морской пейзаж. Здесь удивительно все — и сочетание цветов и настроение картины. Вы получите истинное наслаждения, создавая подобный шедевр. Попробуйте, у вас все получится. Такой урок подходит и для детей.
Кто бы и что не говорил про метод правополушарного рисования. Работать с ним – одно удовольствие и не важно, обоснован он какими-то научными догмами или нет. Пройдя подобный мастер-класс, а лучше несколько, вы с уверенность скажите: «Я умею рисовать!»
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»
- Share on Facebook
- Share on Instagram
- Share on Vkontakte
и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных ресурсов!
Источник