«Совместное рисование»
методическая разработка (6 класс) на тему
Внеурочная деятельность по развитию познавательных способностей обучающихся, целью которой является формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Возраст : 12 лет (6 класс).
Учебная дисциплина : литература.
Форма выполнения задания : работа в парах или в группах по 3-4 человека.
Материал : листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание работы : обучающимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению.
Инструкция : обучающимся предлагается для работы произведение В.Г.Короленко «В дурном обществе», которое было изучено ранее. Затем им предлагается представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении. Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала нужно договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла – создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);
- умение обучающихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (обучающиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся).
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень – рисунок не имеет общего замысла, распадается на 2 самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; обучающиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласованию, каждый настаивает на своём;
- средний уровень – рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные, или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;
- высокий уровень – рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.
После завершения задания проводится обсуждение на тему: «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.
Вопросы для обсуждения:
- Довольны ли вы результатом?
- Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
- Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
- Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
- Легко ли договариваться друг с другом?
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./ Под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2011.
Источник
Рисуем вместе с детьми! Правила совместного рисования
Кадашинская Елена
Рисуем вместе с детьми! Правила совместного рисования
«РИСУЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ»
Когда детки и взрослые рисуют вместе — это способствует развитию и взрослого, и ребенка. С одной стороны,это способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша. С другой стороны- это хорошо и для родителей, ведь они учатся понимать своего ребенка и находить общий язык с ним.Для родителей это кладезь ценных познаний: какие у ребенка стремления и задатки, в каком направлении его следует развивать, какие общие черты его характера и склад личности.
К рисованию все дети относятся с радостью, они любят рисовать и самостоятельно, а уж заняться этим вместе с другими детьми или с родителями для них и вовсе праздник.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО…
Совместное рисование — важный стимул для правильного развития детей в социуме. Ребенок учится понимать, насколько важно умение сотрудничать и общаться в коллективе при выполнении общего задания. Это довольно важное умение и навык в современном мире.
Можно наглядно объяснить ребенку, для чего нужен тот или иной предмет, используемый в процессе, и как им лучше пользоваться. Объяснить, как называются цвета и как их можно получить, смешав краски. Это занятие обожают все дети, оно сродни волшебству.
Если ребенок непоседлив, быстро отвлекается и ему очень скоро надоедает любая деятельность, совместное рисование поможет и в этом случае.Будет прекрасный повод сказать: «Как, ты уже хочешь бросить свой рисунок? А смотри, домик у белочки еще не нарисован, ей будет негде жить, давай дорисуем и закончим картинку». Таким способом можно постепенно выработать усидчивость у ребенка и умение доводить дела до конца.
Важность совместного рисования как развивающего приема еще в том, что с его помощью малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ
-Не критиковать малыша,если он сделал что-то не так: пролил банку с водой, плохо нарисовал или что-то еще. Наоборот, гораздо важнее подбодрить его, таким образом можно добиться большего воспитательного эффекта, нежели ругая и критикуя.
-Помните, что совместное рисование — это полезное занятие и способ самовыражение, а уж никак не строгий экзамен на профпригодность.
-При совместном рисовании для родителей очень важно вовремя подбодрить ребенка, если у него не получается рисовать. Важно подбодрить и постараться вселить в малыша уверенность в себе.
-Важно не делать за ребенка сложные действия. Пусть он все делает сам, а задача родителей — ненавязчиво проконтролировать. Можно попросить ребенка научить рисовать вас. Малыш будет очень горд поручением и с энтузиазмом примется за дело. Это придаст ему веру в собственные силы.
Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует полной отдачи. Иначе получится, что вы будете нервничать и ничего полезного и толкового из занятия не получится. Ведь ребенку нужно время, чтобы вникнуть в процесс, он не сразу в него погружается, ему необходимо сначала заинтересоваться. Поэтому при организации совместного рисования учитывайте временной фактор.
Важно в процессе рисования постоянно общаться с малышом. Нужно уметь заинтересовать, когда ему становится скучно и важно уметь молчать, если ребенок сосредоточился на своем рисунке и увлекся этим занятием, забыв обо всем. В такие моменты лучше не встревать в «художественный процесс».
Хоть совместное рисование — это и игра, но в нем содержится немало обучающих и развивающих компонентов, важных для полноценного развития детей. Заниматься совместным рисованием можно дома, в группе детского сада, в гостях, в кружках, в любых других развивающих организациях и группах.
Для родителей важно помнить, что при этом занятии нужно всячески побуждать ребенка высказывать свои пожелания, замечания, обосновывая их при этом. Такое общение способствует развитию ребенка и полезно для его психики. Можно использовать такие приемы,как:
-Небольшие перерывы. Во время этих перерывом нужно внимательно рассмотреть то, что уже нарисовано и расспросить ребенка, почему он нарисовал именно так. Старайтесь, чтобы ваш тон не был обвинительным или строгим. Ребенок должен просто рассказать, что подвигло его на выбор какой-либо краски или детали.
-Комментирование своих действий. Например, взрослый берет в руки черный карандаш и рассказывает тут же — для чего он это делает и что сейчас произойдет. И так объяснять важность и обоснованность любого используемого предмета.
-Задавать вопросы. Обязательно нужно спрашивать, что сейчас рисует ребенок, почему он выбрал зеленый карандаш для раскраски медведя и т. д.
-Делать небольшие паузы после заданного вопроса, как бы приглашая ребенка ответить.
Все эти приемы дадут ребенку понять, что общий результат деятельности — в данном случае, рисунок — зависит от действий как его лично, так и занятых в процессе родителей.
ЭТАПЫ СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ
Первоначальный эмоциональный контакт с малышом. На этом этапе его нужно заинтересовать рисованием, как особо интересным видом деятельности.
Активное вовлечение детей в процесс рисования. На этом этапе, можно взять ребенка за руку и помочь тем самым нарисовать его первые фигуры или линии.
На этом этапе от простых рисунков можно уже переходить к элементарным сюжетным композициям.
Совместное рисование полезно, как эффективный метод развития речевых навыков ребенка. Важно поддерживать попытки малыша говорить, и все происходящее при этом доступно объяснять.
Помимо этого, рисование как вид искусства, способствует развитию эстетических навыков ребенка, прививает в нем чувство прекрасного, хорошо развивает фантазию. Какие еще эстетические навыки формируются у детей посредством совместного рисования:
художественное восприятие мира;
активно идет эмоциональное развитие;
развиваются его творческие способности в целом.
А самая главная ценность совместного рисования- возможность с удовольствием провести время с ребенком,возможность подарить ему свою любовь и внимание, и главное – увидеть радость в глазах детей!
«Рисуем кубики!» Урок рисования в подготовительной группе Давайте отметим, что почти все дети рисуют! Значит, в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего.
Занятие в нетрадиционной технике рисования тычком «Рисуем самолёт» Художественно-эстетическое развитие. Тема: Нетрадиционные техники рисования (тычком). «Рисуем самолёт» Цель:Развивать творчески способности.
Сценарий совместного развлечения с родителями в средней группе «Играем вместе с папой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Ставрополя Сценарий совместного.
Конспект совместного заседания родителей и детей в родительском клубе «Мы вместе» на тему «Семейный герб» Цель формирование духовного единства семьи через создание семейного герба. Задачи: *обогащение детско-родительских отношений опытом совместной.
Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошками» «Рисуем ладошками» Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Консультация «Нетрадиционные техники рисования — рисуем мыльными пузырями» Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?.
Рисуем вместе с детьми раннего возраста стенгазету «Здравствуй солнышко!» Маленький ребёнок, по своей природе очень активный и любознательный. Важно с раннего детства направить эту активность, а так же способствовать.
Родительское собрание вместе с детьми «Конструируем вместе с детьми» Родительское собрание с детьми в средней группе «Конструируем вместе с детьми» Разработала воспитатель Селезнева Ирина Федоровна. Задачи:.
Значение рисования для детей. Родительская реакция на творения и несколько идей для совместного рисования Рисование – это процесс невероятной глубины и смысла. Даже абсолютно неосознанное и бессмысленное. Если говорить о детском рисовании, то.
Источник
СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ С РЕБЕНКОМ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_polza_sovmestnogo_risovaniya_s_rebenkom.docx | 77.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛЬЗА СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ С РЕБЕНКОМ
Совместное рисование детей и взрослых — занятие, способствующее развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша. С другой стороны, это хорошо и для родителей, ведь они учатся понимать своего ребенка и находить общий язык с ним. Посредством совместного рисования родители могут лучше разобраться в таких вопросах: какие у их ребенка устремления и задатки, в каком направлении его следует развивать, каковы общие черты его характера и склад личности. Организация таких совместных занятий по рисованию способствую взаимопониманию и полезно для обеих сторон воспитательного процесса.
Совместное рисование — это также и педагогический метод развития ребенка, оформленный в виде игры. Самые известные детские педагоги всегда практиковали и рекомендовали этот прием. Считается, и справедливо, что лучше один час рисовать, чем весь день смотреть на рисунок. Кроме того, к рисованию все дети относятся с радостью. Они любят рисовать и самостоятельно, а уж заняться этим вместе с другими детьми или с родителями для них и вовсе праздник.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОГО ПРИЕМА
- Совместное рисование — важный стимул для правильного развития детей в рамках социума. Ребенок учится понимать, насколько важно умение сотрудничать и общаться в коллективе при выполнении общего задания. Это довольно важное умение и навык в современных реалиях. Можно дать понять ребенку важность коммуникации, наглядно показав ему важность взаимопомощи и дружеского участия.
- Можно наглядно объяснить ребенку, для чего нужен тот или иной предмет, используемый в процессе, и как им лучше пользоваться. Объяснить, как называются цвета и как их можно получить, смешав краски. Это занятие обожают все дети, оно сродни волшебству. Правда, в большинстве случаев после смешивания красок детьми всегда получается нечто коричневое, но тем не менее, это очень развивает их мозг и расширяет возможности.
- Если ребенок непоседлив, быстро отвлекается и ему очень скоро надоедает любая деятельность, совместное рисование поможет и в этом случае. Будет прекрасный повод сказать: «Как, ты уже хочешь бросить свой рисунок? А смотри, домик у белочки еще не нарисован, ей будет негде жить, давай дорисуем и закончим картинку». Таким способом можно постепенно выработать усидчивость у ребенка и умение доводить дела до конца.
- Важность совместного рисования как развивающего приема еще в том, что с его помощью малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша. При этом необходимо с энтузиазмом воспринимать любую попытку ребенка сказать новые слова или использовать их в речи. Важно и специально провоцировать такие ситуации, где использование таких слов будет уместным, желательным и оправданным.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ
- Не критиковать малыша, если он сделал что-то не так: пролил банку с водой, плохо нарисовал или что-то еще. Наоборот, гораздо важнее подбодрить его, таким образом можно добиться большего воспитательного эффекта, нежели ругая и критикуя.
- Помните, что совместное рисование, или арт-терапия, как его еще иногда называют — это полезное занятие и способ самовыражение, а уж никак не строгий экзамен на профпригодность.
- При совместном рисовании для родителей очень важно вовремя подбодрить ребенка, если у него не получается рисовать или не выходит столь же красиво, как на картинке, откуда взят сюжет. Важно подбодрить и постараться вселить в малыша уверенность в себе — и это занятие дает для развития уверенности все шансы.
- Важно не делать за ребенка сложные действия. Пусть он все делает сам, а задача родителей — ненавязчиво проконтролировать. Можно попросить ребенка научить рисовать вас. Малыш будет очень горд поручением и с энтузиазмом примется за дело. Это придаст ему веру в собственные силы. Если у вас от природы стеснительный и замкнутый ребенок, то совместное рисование поможет раскрепостить его и сделает более уверенным в себе, научит общению.
- Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует отдачи с полным «погружением». Иначе получится, что вы будете нервничать и ничего полезного и толкового из занятия не получится. Ведь ребенку нужно время, чтобы вникнуть в процесс, он не сразу в него погружается, ему необходимо сначала заинтересоваться. К тому времени, как ребенок вникнул и увлекся, взрослый уже устал и заскучал, да и время уже закончилось. Поэтому при организации совместного рисования учитывайте временной фактор.
- Важно в процессе рисования постоянно общаться с малышом. Нужно уметь заинтересовать, когда ему становится скучно и важно уметь молчать, если ребенок сосредоточился на своем рисунке и увлекся этим занятием, забыв обо всем. В такие моменты лучше не встревать в «художественный процесс».
О ЧЕМ РАССКАЖУТ РИСУНКИ
Рисунки могут многое рассказать о переживаниях и чувствах ребенка. Замечательно, если малыш рисует позитивные картинки, наполненные солнцем, светом и радостью. Но для родителей повод насторожиться, если на детских рисунках преобладает негатив и темные краски. Значит, скорее всего, что-то не так во внутреннем мире вашего малыша, что-то его определенно беспокоит. И лучше не откладывая решать эту проблему. Кстати, если такие рисунки единичны, то не стоит в этом случае сильно беспокоиться. Это просто настроение в момент рисования у малыша ребенка было подавленным. Но если такие рисунки стали появляться регулярно, это повод бить тревогу и показать малыша специалисту. Возможно, даже потребуются сеансы психотерапии.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
В ходе совместного рисования взрослый показывает ребенку картинку, с которой они будут срисовывать, комментирует ее, показывает, какие части у картинки есть и какие цвета. Ребенок в это время — тоже активный участник игры. Он может подсказывать, как нарисовать ту или иную деталь, каким образом можно дополнить рисунок, объясняет по мере сил, почему он выбрал то или иное дополнение или цвет. Хоть совместное рисование — это и игра, но в нем содержится немало обучающих и развивающих компонентов, важных для полноценного развития детей. Заниматься совместным рисованием можно дома, в группе детского сада, в гостях, в кружках, в любых других развивающих организациях и группах.
Для родителей важно помнить, что при этом занятии нужно всячески побуждать ребенка высказывать свои пожелания, замечания, обосновывая их при этом. Такое общение способствует развитию ребенка и полезно для его психики. Можно использовать такие приемы, как:
- Небольшие перерывы. Во время этих перерывом нужно внимательно рассмотреть то, что уже нарисовано и расспросить ребенка, почему он нарисовал именно так. Старайтесь, чтобы ваш тон не был обвинительным или строгим. Ребенок должен просто рассказать, что подвигло его на выбор какой-либо краски или детали.
- Комментирование своих действий. Например, взрослый берет в руки черный карандаш и рассказывает тут же — для чего он это делает и что сейчас произойдет. И так объяснять важность и обоснованность любого используемого предмета.
- Задавать вопросы. Обязательно нужно спрашивать, что сейчас рисует ребенок, почему он выбрал зеленый карандаш для раскраски медведя и т. д.
- Делать небольшие паузы после заданного вопроса, как бы приглашая ребенка ответить.
Все эти приемы дадут ребенку понять, что общий результат деятельности — в данном случае, рисунок — зависит от действий как его лично, так и занятых в процессе родителей. Или одного родителя, что бывает чаще.
ЭТАПЫ СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ
- Первоначальный эмоциональный контакт с малышом. На этом этапе его нужно заинтересовать рисованием, как особо интересным видом деятельности.
- Сначала рисуем то, что захочет ребенок, тем самым «хитро» вовлекая его в эту игру.
- Расширение спектра используемых материалов. Рисуйте пальчиками, карандашами, фломастерами, мелкам, красками и т. д. Важно показать ребенку максимум из доступных текстур и форм средств, применяемых для раскрашивания. Вместе с этим начинайте показывать ребенку различные картинки с простыми формами или сюжетными композициями, привлекая его нарисовать их. Если пока ребенок не захочет изобразить кубик или елочку, не настаивайте, займитесь тем, что ему хочется рисовать. Но к своим планам обязательно вернитесь позже.
- Активное вовлечение детей в процесс рисования. На этом этапе, можно взять ребенка за руку и помочь тем самым нарисовать его первые фигуры или линии. Для родителей будет полезно знать такой прием: к примеру, вы рисуете квадрат. Показываете ребенку, как выглядит этот самый квадрат на бумаге — как он должен выглядеть. И рисуете после этой демонстрации его сами — только без одной стороны. Затем показываете свой рисунок ребенку, спрашивая: «Чего здесь не хватает»? Ребенок, конечно, с радостью подскажет, что квадрат получился неправильный и нужно дорисовать еще одну сторону. Можно после этого отдать ему ваш рисунок с просьбой его доделать.
- На этом этапе от простых рисунков можно уже переходить к элементарным сюжетным композициям.
- На шестом этапе идет дальнейшее углубление в сюжетную композицию, о который ребенок узнает все больше.
- Адаптирование знаний, полученных при совместном рисовании под другие виды деятельности. Можно плавно перейти к лепке или конструированию.
Совместное рисование полезно, как эффективный метод развития речевых навыков ребенка. Важно поддерживать попытки малыша говорить, и все происходящее при этом доступно объяснять.
Помимо этого, рисование как вид искусства, способствует развитию эстетических навыков ребенка, прививает в нем чувство прекрасного, хорошо развивает фантазию. Какие еще эстетические навыки формируются у детей посредством совместного рисования:
- наблюдательность;
- художественное восприятие мира;
- активно идет эмоциональное развитие;
- формируется вкус;
- развиваются его творческие способности в целом.
Источник