Советские учебники рисование 1 класс

Советские учебники рисование 1 класс

ВѢДИ запись закреплена

СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чузство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Данное учебное пособие поможет в этом.
Основная цель пособия — раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности, развитию творчества.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными назыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. В учебном пособии все эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Читайте также:  Мой сын занимается рисованием

Основная мысль — ома проходит красной нитью через все пособие — процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)

Цель каждого задания, предлагаемого детям, — развивать их творческие потенциальные возможности. И методика руководства изобразительной деятельностью детей предполагает именно такое решение.

Говоря о детском изобразительном творчестве, мы исходим из понимания творчества в советской педагогике как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. (См.: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1983.) Применительно к изобразительному творчеству дошкольника — это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии — обязательное условие для развития его творчества.

Детям небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.

Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игруйку для брата или сестры и т. п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию общественного характера творчества.

Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества — индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что уедается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разумеется, индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их изобразительной деятельности, этим не ограничиваются, и воспитателю надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей. ,

Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться#на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности.Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

Данное учебное пособие создано в соответствии с ныне действующей программой педагогических училищ. Авторы учли достижения передовой практики, а также результаты научных исследований в области детской изобразительной деятельности.
При подготовке к переизданию пособие обсуждали преподаватели методики изобразительной деятельности педагогических училищ Москвы и Горьковской области. Предложения, советы учтены авторским коллективом в работе.

Структура пособия продиктована требованиями действующей программы и современным уровнем развития науки о детском изобразительном творчестве. Однако пособие несколько отличается от программы логикой изложения, что объясняется необходимостью обоснования методики изобразительной деятельности с позиций реалистического изобразительного искусства. Пособие состоит из трех разделов: «Изобразительное искусство», «Педагогические основы обучения изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду».

Отрывок: Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Для воспитателя детского сада» (1991г)

Если интересно подписаться.

Источник

Советские учебники рисование 1 класс

ДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ запись закреплена

УЧЕБНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
Советские учебники рисования никогда не перестанут вызывать уважение. Мы уже публиковали этот пост несколько месяцев назад, но повторим сейчас, уже в учебное время. Прикрепляем сразу все четыре учебника Ростовцева за 4 класса начальной школы. Знаменитые учебники Ростовцева появились в 1957-58 годах. Это было первое учебное пособие в СССР, в котором обучение рисованию было систематизированно, имело логику преподавания. До этого времени рисование в школе практиковалось, но вразнобой, поскольку единой методики преподавания разработано не было.

Надо сказать, что подобных учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ ранее никогда не издавалось ни в России, ни за рубежом, опереться было не на что. Первые пробные учебники по рисованию для I и II классов под авторством Н. Н. Ростовцева были изданы совсем небольшим тиражом и не были доступны школьникам поначалу, предназначались больше для учителя. В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова: «Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева, и с гипсовых орнаментов, причем дается понятие об ордерах архитектуры».

Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т. д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будет ли это проволочный стержень или натянутый шнур. Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше им на уроках рисования с натуры предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель — это им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности.

В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры. Занятия рисованием были продлены до VII класса.
В 1960 году эта программа была утверждена и вступила в действие. С этого времени большое внимание стало уделяться методике преподавания рисования с натуры. А Н.Н. Ростовцев дописал еще два учебника — для III и IV классов.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Черчению и Рисованию

Скачать Советский учебник

Назначение: Данное методическое пособие предназначается учителям, которые в своей работе будут пользоваться учебниками по рисованию для I и II классов начальной школы (автор Н.Н. Ростовцев). Оно поможет им правильно организовать учебный процесс.

Авторство: Лошаков Н.И., Ростовцев Н.Н., Титов Е. П.

Формат: DjVu, Размер файла: 6.69 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава /. Обучение рисованию в школе.

Глава //. Организация учебных занятий

Глава III. Методика обучения 26

Рисование с натуры. Наблюдение натуры . . —

Методическая последовательность в работе над

Декоративное рисование и рисование на темы . 52

Домашние задания 61

Глава IV. Методические пособия 63

Предметы для рисования с натуры —

Репродукции с картин, схемы, методические таблицы 67

Список литературы . . 69

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР — Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов)1958 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба.

Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: «. умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов.

Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне»

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ШКОЛЕ

Перед советской школой поставлены большие задачи: подготовить всесторонне развитых и образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни. Эти задачи практически могут быть осуществлены на основе повышения уровня всей учебно- воспитательной работы школы и, в частности, повышения качества преподавания рисования.

Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба.

Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: «. умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов.

Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне» 1.

Н. К. Крупская в одной из своих работ писала: «Кроме черчения, которое теснейшим образом должно быть связано с программами по труду, с моделированием, необходимо поставить во всех группах самым серьезным образом рисование, развивающее зрительную память, помогающее точности образного мышления, что

1 М. И. К а л и н и н, О коммунистическом воспитании и обучении, изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М.-Л., 1948, стр. 108-109.

для овладения техникой, для развития политехнического кругозора, для творческой работы в области техники имеет исключительное значение» 1.

Умение рисовать необходимо и архитектору, и инженеру-строителю, и врачу, и ботанику, и географу, и геологу-разведчику.

Выполнение упражнений по рисованию в начальной школе оказывает большое влияние на формирование у учащихся четких представлений об окружающих его предметах и явлениях. Запас представлений способствует умственному развитию ученика, выработке у него материалистического миропонимания.

Воспитывая у учащихся ясные образные представления на уроках рисования, мы тем самым влияем и на развитие их памяти. В жизни человека велика роль образной памяти, и именно она в первую очередь развивается на уроках рисования. Но уроки рисования оказывают влияние не только на развитие образной памяти учащихся. Значительно их влияние на развитие и других видов памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе в первую очередь ясных представлений о предметах и явлениях развивается у ученика и способность воображения.

Умелое разрешение задачи развития воображения учащихся имеет большое значение для осуществления политехнического обучения в школе, для дальнейшего развития научной, технической и художественной культуры нашей родины.

Процесс изображения дает детям возможность глубже познать те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только лишь их созерцанием.

С процессом изображения тесно связан процесс наблюдения. Несомненно, что целенаправленное рассматривание предмета развивает наблюдательность ученика. Но значительно больше активизируется его наблюдательность во время работы над рисунком. Стремясь изобразить какой-либо предмет, ученик изучает его пропорции, внимательно рассматривает не только его общую

1 Н К Крупская, К вопросу о программах политехнической школы (к Всероссийской конференции по производственному обучению в ФЗС), Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1931, стр. 9-10.

форму, но и ее более мелкие детали, без знания которых невозможно реалистическое воспроизведение формы предмета на изобразительной поверхности. Не изучив те качественные особенности, которые характерны для данного предмета, не сумев вскрыть влияние окружающей обстановки на предмет, ученик не смог бы никогда создать реалистически грамотный рисунок. Чем больше развита наблюдательность ученика, тем точнее, правильнее изображает он натуру. Процесс изображения, требуя от ученика постоянного внимания, развивает у него это очень ценное качество. Ученик приучается наблюдать. Ребенок не сможет достаточно овладевать в школе основами наук, если с самого начала не будет обращено внимание на развитие его способностей к наблюдению. Способность наблюдать оказывает влияние не только на успешность овладения учащимся основами наук в общеобразовательной школе. Эта способность оказывает влияние на формирование в сознании ребенка предпосылки для научно-исследовательской работы, воспитывает в нем те качества, которые позволяют ему в дальнейшей практической деятельности творчески подходить к разрешению тех или иных производственных операций.

Наблюдение является особым видом преднамеренного восприятия. Правильно организованное оно оказывает большое влияние на развитие зрительного восприятия.

Существует прямая связь между развитием восприятия ребенка, его органов чувств и общим процессом эстетического воспитания ребенка в школе. С. Г. Бережков в статье «Эстетическое воспитание» справедливо отмечает: «Развитие органов чувств, развитие восприятия и на основе его — эмоциональной жизни воспитуемых-это первая задача, это фундамент, без которого все здание эстетического воспитания было бы призрачным замком, фикцией» К

В познании объективно существующего мира большое место принадлежит зрению.

Процесс познания объективной реальности при помощи зрения во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. 1

1 С. Г. Бережков. Эстетическое воспитание, журн. «Советская педагогика», 1938, № 10, стр. 55.

Большими возможностями для развития у детей таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, располагает рисование. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности.

Сложный процесс изображения включает в себя восприятие предмета (зрительный анализ его формы, окраски, положения в пространстве, освещенности), нанесение вначале на изобразительную поверхность обобщенных очертаний предмета, прорисовку всего предмета с большим вниманием к его деталям (анализ) с целью более полной характеристики его, заключительный этап — обобщение (синтез).

В ходе выполнения этой сложной работы воспитывается не только образное мышление ученика, но и элементы абстрактного мышления. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом.

Кроме вышеперечисленных качеств, рисование воспитывает в ребенке волю и целеустремленность.

Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом.

Рисуя, ребенок имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: «. я не умею рисовать, у меня не выходит». Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть вставшие перед ним трудности и достигает определенного успеха.

Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в ребенке в процессе работы над рисунком, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем в нем очень важную способность для его дальнейшей жизни и для жизни всего общества.

Преподавание рисования в школе имеет огромное значение и для эстетического воспитания учащихся.

Воспитание ребенка в духе коммунистической нравственности — процесс сложный и длительный. Ведущее место в этом процессе занимает школа.

Источник

Оцените статью