Соус художественный для рисования

Соус художественный: виды, производители, графический материал, состав и техника рисования

Среди всех материалов для рисования соус, пожалуй, один из самых недооцененных. Многие начинающие художники даже не подозревают о его существовании, а порой намеренно избегают его в своей работе. И зря, ведь с помощью него можно добиться совершенно удивительных результатов и открыть еще больше возможностей для экспериментов. Что представляет собой соус для рисования? Как рисовать этим материалом? Давайте разбираться.

Художественный соус

Если искать информацию о нем в интернете, то легко можно натолкнуться на статьи о рисовании на тарелках. Тема это действительно популярная, но относится она к кулинарии и декору блюд, а не к искусству. Так что, если наткнетесь на рассказ о ложке для рисования соусом, смело переходите на другой сайт.

Настоящий соус для художников не требует экзотических инструментов, обыкновенной кисточки для него будет достаточно. Сегодня он используется редко, но в XIX-XX веках был довольно распространенным материалом, в особенности в России. Он хорошо подходит для создания монохромных произведений, и позволяет малыми средствами показать глубину и передать множество различных тонов.

Один из первых художественный соус стал применять Иван Николаевич Крамской. Вместе с белилами он использовал его в портретах, создавая очень реалистичный эффект черно-белой фотографии. Кроме него, соусом работал Илья Репин, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и другие мастера.

Читайте также:  Ваза с ромашками гуашью

Состав и производители

Внешне соус напоминает собой пастель, но отличается по качеству и обладает гораздо меньшим количеством цветов. Вся его палитра варьируется от белого до оттенков серого, черного и коричневого.

В состав соуса входят: спрессованная огнеупорная глина, мел, сажа и клей. Его изготавливают в виде цилиндрических стержней длиной в 5-6 сантиметров, которые легко крошатся и ломаются, так что переносить их желательно в коробке, плотно прикрыв картонкой или тканью.

За рубежом материал известен как sauce или Russian sauce. Под таким названием он встречается, например, у фирмы Jack Richeson. У Brevillier’s Cretacolor похожий на него материал называется hard pastel. В России наиболее распространенными марками художественного соуса являются «Подольск Арт» и «Аква-колор». Его цена вполне доступна. В зависимости от количества мелков в упаковке, она составляет 50-200 рублей.

Особенности материала

Цвет художественного материала соуса определяется особенностями и пропорциями сажи, глины и белил. В настоящее время существует только десять его оттенков, при этом в работе обычно используются только темные варианты.

Светлые цвета, как правило, не пригождаются, так как высветлять необходимые области можно ластиком. В этом как раз и состоит одна из главных особенностей соуса и его преимущество перед другими материалами. В отличие от туши, угля и пастели, он прекрасно поддается стиранию и позволяет отбелить нужные участки практически до цвета бумаги, совершенно не размазываясь по листу.

Подготовка к работе

Материал соус дает приятные немного приглушенные тона, которые становятся насыщенными, когда они наслаиваются друг на друга. В сухом виде с ним можно работать как с пастелью, растушевывая или штрихуя им бумагу. Однако он редко используется таким образом. Полностью подтверждая свое название, материал лучше всего проявляет себя в разбавленном виде.

В мокрой технике рисования соус работает как акварель, но сначала его нужно развести. Для этого понадобятся:

  • нож, резак или лезвие;
  • пластмассовая палитра или керамическое блюдце;
  • мелки соуса;
  • вода.

Когда все готово, берем резак и соскабливаем часть мелка, превращая его в порошок. Натачивать желательно сразу на всю работу, чтобы не приходилось добавлять стружку в середине процесса. Но не стоит делать слишком много порошка. У соуса маленький расход, несколько грамм наточенного материала хватит, чтобы заполнить целый ватман. Основная его часть уходит во время заполнения тона, а затем он уже практически не расходуется.

Разводить порошок желательно кистью, чтобы не перелить жидкости. Обмакните кисть в воде, не выжимая и не обтирая ее, капайте на палитру, а затем начинайте размешивать материал, пока не получится темная масса. Старайтесь, чтобы соус был не слишком густой, ведь техника работы с ним, все-таки водная.

На самой палитре его можно размешивать в одной области сильнее, а в другой слабее, чтобы потом было проще набирать необходимый тон в работе. Круглые, заостренные на конце, кисточки дают широкий спектр возможностей и позволяют работать как с деталями, так и с фоном.

Выбор бумаги

В какой бы технике вы не использовали соус, лучше всего выбирать плотную бумагу. Для сухого рисунка подойдут тонированные варианты, которые позволят не заполнять фон полностью, придав произведению изюминки.

Для мокрой техники необходима гладкая и стойкая основа. Некоторые профессионалы советуют выбирать бумагу для черчения. Она не сжимается и не идет волнами при намокании, и позволяет стирать материал намного лучше, чем даже специальная бумага для акварели. Чтобы лист не скручивался от избытка воды, его обязательно натягивают и прикрепляют к планшету биндером, скотчем или зажимами.

Рисование соусом

Художественный соус подходит для различного вида работ. С его помощью можно делать зарисовки, скетчи и этюды, а можно создавать целостные и серьезные произведения. Нередко всю картину заполняют мелком одного цвета, используя разное количество слоев для создания разных тонов. В то же время соус хорошо сочетается с другими материалами, например с темперой, акварелью, мелом. У Крамского есть несколько работ, в которых черный соус сочетается с сангиной.

Как и в акварели, наносить материал на лист необходимо так, чтобы бумага немного просвечивалась. Если краска наложена слишком плотно, то вся прелесть соуса потеряется и у картины не будет эффекта легкости и воздушности, зато изображение станет плоским и неинтересным.

Вначале обычно накладывают светлые и легкие тона, для чего кисточку можно дополнительно смачивать водой. Когда предыдущий слой полностью высох, можно накладывать следующий для наращивания необходимого тона.

Ластик в работе с соусом является таким же художественным материалом. Им можно штриховать, промакивать, слегка убирать верхний слой краски, чтобы сделать оттенок светлее. Проделывать все это следует только после полного высыхания бумаги, иначе она возьмется комками, и работа будет испорчена. Поправить такую ошибку очень сложно и пятно с шершавой поверхностью, скорее всего, будет хорошо видно.

Фиксация работы

Картину, выполненную художественным соусом, необходимо закрепить. В сухой технике материал очень сильно крошится и рассыпается, поэтому его желательно покрыть специальным фиксатором для пастели или же обыкновенным лаком для волос. Соус в мокрой технике можно просто отправить под стекло, но для надежности можно также покрыть фиксатором.

Источник

Как рисовать художественным соусом

Как рисовать картины художественным соусом? Рассказываю в статье о технике рисования соусом для начинающих художников, а также об особенностях рисования портретов, пейзажей и натюрмортов этим графическим материалом.

Еще один материал для рисования

Как вы помните из предыдущей статьи, соус – это такой мягкий, графический материал, напоминающий пастель, который изготавливают из глины, газовой сажи, мела, клея и пигмента.

Вот уже больше двух веков художники используют соус, как альтернативное углю и пастели средство выразительности, которое может давать глубокий и насыщенный черный тон.

С его помощью можно создавать эскизы и наброски, а можно использовать для создания самостоятельных работ. Соусом можно работать разным способом, и рисовать как пейзажи и натюрморты, так и портреты. В этой статье я расскажу про каждую технику рисования соусом, а также, как выбрать подходящую бумагу для работы с ним.

Техники рисования соусом

Существует несколько основных техник рисования соусом: можно рисовать мокрым способом, сухим, или, смешанным. Остановимся подробнее на каждом из них.

Сухая техника рисования соусом

Этой техникой можно рисовать по аналогии с пастелью – взяв сухой мелок соуса. Как правило, соус используют для тонировки общей поверхности. При сухом способе нанесения можно так же, использовать прием растушевки, создавая плавные переходы цвета.

Чтобы показать более мелкие детали, можно использовать карандаш, или, соус в карандаше. Бумагу для такого соуса лучше выбрать плотную и фактурную, чтобы уменьшить риск опадания материала. Картины и рисунки, сделанные сухим способом, можно дополнительно зафиксировать специальным лаком.

Кстати, сухой способ рисования соусом идеально подходит для создания набросков, а растушевку можно делать прямо пальцем.

Мокрая техника рисования соусом

Как вы уже поняли, при мокром способе, мы рисуем кистью. Лучше для этого взять мягкую кисточку для акварели. В отличие от сухого способа, рисунок соусом при мокрой технике фиксировать дополнительно вам не понадобится.

Бумагу тоже, как и кисточку, лучше брать акварельную. Также для работы в этой технике, вам понадобятся вода, ластик, карандаш.

Как правильно рисовать соусом на бумаге в мокрой технике:

  1. Раскрошите малок соуса в порошок либо на отдельном листе бумаге, либо, в специальной емкости.
  2. Кистью и небольшим количеством воды, разбавьте порошок до состояния акварельной краски.
  3. Начинайте рисовать соусом по мокрому листу, смачивая кисточку в краске.
  4. Ластик используйте не только как материал, которым можно стереть ненужное, но и как средство рисования, убирая детали, высветляя тон.
  5. Для прорисовки особо мелких деталей, после высыхания рисунка используйте карандаш.

Совмещенный способ рисования соусом

При смешанном способе, соусом работают сначала в мокрой технике, а затем, после высыхания, дополняют рисунок штриховкой и растушевкой сухим соусом.

Помимо соуса, в работе при смешанной технике, можно задействовать не только соус, но и другие графические материалы – угольный карандаш, пастель, сепию.

Уверена, что при использовании разных материалов и фактур, вы сможете допиться интересных изобразительных эффектов и создать красивую и уникальную работу.

Что можно нарисовать соусом

Пейзаж соусом

При рисовании пейзажей нужно помнить про правила воздушной перспективы: чем дальше от нас расположены предметы, тем светлее они должны быть. Поэтому, нанося тон соуса помните об этом, и, если нужно, высветлите дополнительно дальний план ластиком.

Портрет соусом

Намечаем детали, не прорисовывая ничего детально, потому что соус все перекроет. Заливаем основные пятна светотени. Слой за слоем накапливаем тон, параллельно добавляя более мелкие детали. Бумага при мокром нанесении соуса успевает высохнуть и поэтому, слои жидкого соуса не смешиваются в грязь.

Рисунки соусом, в мокрой и сухой технике

Детализируем все кисточкой с более темным оттенком соуса, а там, где должны быть светлые участки – убираем ластиком соус. Если ластиком стереть соус не получается, то скорее всего, рисунок еще просто не просох, либо, вы выбрали не подходящий тип бумаги.

Чтобы проверить, высохла бумага или нет, потрогайте ее рукой. Не стирайте ластиком соус с мокрой бумаги, это приведет к катушкам, которые уже ничто не уберет.

Но в остальном, работать с соусом легко и приятно, и, в отличие от акварели, его всегда можно поправить, если что-то пошло не так.

Еще один секрет рисования соусом портретов – не делайте его слишком плотным по густоте.

Натюрморт соусом

Как и при работе с портретом, рисуя натюрморт, мы сначала наносим общий тон. Затем расставляем акценты – наносим контуры будущих предметов, обозначая их расположение на бумаге.

Пример использования белого, мало популярного цвета соуса

После этого накладываем более темный тон соуса, чтобы обозначить тени. Не забывайте, что если вы пишите мокрым способом, то нужно время, чтобы бумага и сам соус высохли.

После высыхания всех слоем, высветляем заостренным кончиком ластика все необходимые места в нашем натюрморте. Также, чтобы добавить дополнительного контраста рисунку, вы можете пройтись повторно черным цветом по некоторым местам в рисунке.

Подготовка к рисованию

Соус не требует какой-то особой подготовки к рисованию, но все же, есть несколько отдельных моментов, которые вам стоит учитывать, о них я скажу ниже, а пока, вот основные этапы подготовки к рисованию соусом:

  1. Если вы работаете сухим соусом, то работайте им как сухой пастелью, растушевывая цвет. Но чаще всего, конечно же, соусом работают в мокрой технике, о ней и пойдет речь далее.
  2. Чтобы развести соус, приготовьте нож или любое другое лезвие, емкость с водой и сам соус.
  3. При помощи ножа, сотрите часть соуса в порошок. Лучше сделать сразу весь соус, чтобы потом не приходилось заново растворять новый соус и добавлять к остаткам. Используйте одну палочку из набора, вам этого будет достаточно.
  4. Круглой и заостренной кисточкой из натурального ворса постепенно добавляйте воду в стружку из соуса, чтобы не сделать его слишком жидким.
  5. Следите за густотой соуса и регулируйте ее по своему усмотрению.

Для начинающих художников рисунки соусом даются легче, чем красками, так как его очень легко стирать с бумаги в сухом состоянии. Также при работе с соусом следует помнить, что:

  • лак делает цвет краски темнее;
  • лак нужно наносить только в самом конце;
  • при смешанной технике рисования, всегда сначала работаем в мокрой технике, а потом в сухой;
  • прекрасно получаются соусом портреты, из-за бархатной текстуры материала, которая делает изображение более мягким;
  • бумагу лучше всего использовать фактурную, шероховатую.

Выбор бумаги для рисования соусом

От того, какую бумагу вы выберете, будет зависеть качество и долговечность вашего рисунка. Поэтому, не стоит брать первую попавшуюся. Лучше прочтите мои рекомендации.

Есть несколько видов бумаги – целлюлозная и хлопковая. Хлопковая бумага не подойдет вам, если вы хотите рисовать соусом именно как соусом, а не просто краской.

Дело в том, что по своим свойствам хлопковая бумага очень хорошо держит влагу, а для работы с соусом это не совсем подходит, ведь ластиком тогда нельзя будет работать.

Еще один вид бумаги – целлюлозная. С этой бумагой соус уже не будет так сильно впитываться в текстуру самой бумаги, что позволит вам спокойно работать ластиком.

Целлюлозная бумага очень хорошо и достаточно быстро сохнет, что тоже является преимуществом перед хлопковой. Но иногда на такой бумаге могут скапливаться катушки, из-за сильных нажатий ластиком.

Давайте рассмотрим несколько видов марок такой бумаги.

«Белые ночи» — акварельная бумага от российского бренда «Невская палитра»

Фото – магазин «Передвижник»

Эта целлюлозная бумага имеет плотность 200 г/м2 и отлично подходит всем начинающим художникам, пробующим рисовать соусом! При своей достаточно не высокой стоимости, это очень хороший пример качественной и доступной бумаги:

  • не топорщится волнами, после высыхания;
  • соус можно стирать ластиком до белого цвета;
  • не скатывается.«Cason Montval» — французская бумага для акварели, тоже из целлюлозы.

Обладает теми же свойствами, что и бумага от «Невской палитры», только стоит дороже. Также не подходит для техники лессировки, в отличие от предыдущего вида бумаги.

«Brauberg» — художественная бумага кремового цвета с зернистой фактурой и плотностью 150 г/м2. Идеально подходит для эскизов и набросков графическими материалами, в том числе и соусом.

Скетчбук для акварели «Малевич» — тоже недорогой, но очень качественный формат бумаги для рисования.

Бумага здесь не постареет и не пожелтеет с течением времени, так как производители убрали из нее лигнин – химическое вещество, которым обрабатывают древесину.

Такая бумага тоже хорошо впитывает воду, но не идет волнами и не искажается. Стойкая к вымыванию, имеет хорошую заливку. Плотность 200 г/м2.

Закрепление результата

Чтобы ваш рисунок сохранился на долгие годы, его следует закрепить специальным лаком. Ведь соус – это не масло, которое в любом случае останется на холсте. Соус очень просто может выцвести или стереться и потускнеть.

Чтобы этого не произошло, используйте в конце работ специальный лак.

Если вы работали в сухой технике, то обязательно покрывайте рисунок аэрозольным лаком-фиксатором. Работы соусом, выполненные в мокрой технике покрывать лаком необязательно, их можно просто оформить в раму со стеклом. Но в принципе, вы можете также сбрызнуть рисунок фиксативом для пастели.

Лак-спрей «Koh-i-Noor» легко наносится и бережно защищает рисунок. Подходит для пастели, угля, и, конечно же, соуса.

Лак-фиксатив «Сонет» один из самых популярных лаков, для закрепления рисунков.

Заключение

Итак, из этой статьи вы узнали о нескольких техниках рисования соусом, основных видов бумаги и лаков, для закрепления результата, а также, как правильно пользоваться и рисовать соусом начинающему художнику.

Не важно, занимаетесь вы по академической программе, или самостоятельно, в любом случае, я советую вам попробовать порисовать соусом, сделать это в разных техниках, в том числе и в смешанной. Так вы узнаете еще один художественный материал и станете еще ближе на пути к цели – стать настоящим художником!

Ну а если вам понравилась моя статья, смело ставьте 5 звезд и пишите, что именно понравилось в комментариях!

Источник

Оцените статью