- Стили и направления в изобразительном искусстве
- Школа рисования
- Основные стили рисования — как выбрать что-то для себя
- Художественные стили в хронологической последовательности (Западное искусство)
- Античный стиль (классическая древность)
- Романский стиль (романтика – от Roma – Рим)
- Готика
- Проторенессанс (в Италии)
- Возрождение (Ренессанс)
- Маньеризм (позднее возрождение)
- Барокко
- Рококо
- Классицизм
- Романтизм
- Ампир
- Прерафаэлитизм (направление)
- Реализм
- Импрессионизм
- Модерн (ар-нуво во Франции, либерти в Италии, югендстиль в Германии)
- Примитивизм
- Фовизм
- Кубизм
- Экспрессионизм
- Ар-деко
- Сюрреализм
Стили и направления в изобразительном искусстве
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Источник
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Основные стили рисования — как выбрать что-то для себя
- Автор ★ Летта
- 30 ноября 2018, 18:51
Этот пост отражает мои взгляды на действительность и никак не связан со стоковым рисованием. Скорее это краткий гайд для просто рисующих людей, которые хотят быть именно иллюстраторами, поэтому вся информация подана исходя их этого факта. Пост не является исчерпывающей инструкцией, но может натолкнуть на интересные мысли и идеи. Приступим.
Когда человек уже прошел стадию «ничего не могу, одни каракули» и приступил к стадии «что-то получается, но что дальше делать не знаю» можно подумать о стиле рисования. Раньше делать это бессмысленно, а вот именно в этот момент самое оно.
Чем может помочь выбор стиля:
- появляются конкретные задачи, решив которые, можно эффективно прокачать свой уровень.
- появляется более четкое понимание, чего же хочет душенька
и за что платят деньги
Но будьте аккуратны, это может сработать и в обратную сторону, а именно убить вашу индивидуальность и окажется лишь боль, разочарование и впустую потраченные годы, так что ко всему нужно подходить с головой.
Итак, стили. На самом деле их гораздо больше, но я попробую рассказать про самые основные и крупные.
Реализм
Ну тут, в принципе, все понятно, рисование максимально близкое к оригиналу. Некоторые считают этот стиль самым сложным, я лично к таким людям не отношусь, потому что на мой взгляд тут многое решает техника, а не воображение и идеи. Есть еще гиперреализм, это когда совсем один в один и невозможно отличить где картинка, а где предмет или фотография. Как ни странно, на такое тоже спрос есть. Стиль реализма может очень хорошо сработать в концепт-арте. Есть еще такое понятие, как семи-реализм, это рисование в реалистичном, но все стилизованном стиле, как раз широко используется в гейм-индустрии. Очень советую почитать вообще в целом про реализм в живописи, он имеет много интересных направлений, например таких, как магический реализм и не только.
Если вы хотите стать реалистом, то стоит обратить максимальное внимание на:
- пропорции и анатомию (не только человека, но и всего, что есть вокруг)
- живопись, причем идеально если вы будете работать в дидже, но не обязательно
- понимание света и тени
- академический рисунок
Декоративный стиль
Допускает более-менее вольные интерпретации окружающей действительности, часто плотно связан с орнаментами. Подходит для журнальной иллюстрации, книжной иллюстрации для старшего возраста и для взрослых. Требует внимательности, аккуратности, отлично сочетается с реализмом и делает его на мой вкус более интересным. Хотя провести грань между реализмом и декоративным стилем порой очень сложно, если учитывать, что семи-реализм это уже уход в декоративность, поэтому часто бывает, что эти два стиля тесно сплетаются вместе, но это не обязательно.
Если это ваше, то стоит прокачивать:
- анатомию
- тон
- цвет
- орнаменты и их построение
- работу с контуром
Гротеск
Интересное направление, требующее подготовки, но дающее интересные результаты. Смысл в том, что вы преувеличиваете или преуменьшаете некоторые объекты рисунка, сосредотачивая на них внимание, изменяете пластику фигур и объектов. В данный момент гротеск широко используется в журнальной графике, картинках для веб проектов и еще много где.
Качать необходимо:
- пластическую анатомию (то есть анатомию поз и движения)
- композицию, особенно динамическую
- перспективу
- цвет и тон
- свою фантазию
Очень хорошо развивается на текущий момент, подходит детским и журнальным иллюстраторам. Наив хорошо понимают дети, поэтому всякие умильные зверюшки это сюда. К сожалению многие думают, что наив — это когда не умеешь рисовать и это в корне неверное понимание, на мой взгляд. Для качественного наива важно уметь рисовать и понимать что ты делаешь и для чего.
Что нужно прокачивать
- навыки стилизации
- работу с формой и силуэтом
- цвет
- работу с текстурами
Минимализм
Еще один простой на первый взгляд стиль, требующий ума) Используется в журнальной графике, веб-иллюстрации и в дизайне. Хорошо работает в паре с гротеском или наивом. Требует аккуратности и чувства стиля, развиваемого насмотренностью. Хорошо работает в векторной иллюстрации.
Качать:
- композицию
- чувство формы
- работу с линией и контуром
- цвет и тон
- последнее время популярен минимализм с текстурами
В галерее я собрала несколько примеров в том числе смешения нескольких стилей в одной картинке. Чтобы понять, что близко именно вам, попробуйте собрать на пинтересте доску с иллюстрациями, которые вам нравятся и соотнести их с описанными выше стилями. Как вы уже поняли стили можно смешивать ради более интересного результата. После этого упражнения попробуйте четко придерживаться выбранного стиля в нескольких своих иллюстрациях. Как только вы поймете, что результат вам нравится, выражает ваши идеи и рисовать в нем комфортно — вам станет гораздо проще работать дальше.
Надеюсь пост оказался вам полезным и поможет найти что-то прекрасное в себе и своих работах!
Источник
Художественные стили в хронологической последовательности (Западное искусство)
Для порядка в голове. И вообще, это интересно. Представлены основные стили, распространенные на значительное территории Западной Европы, без подробного их описания. На самом деле стилей, школ, направлений гораздо больше, также существовали разные ответвления. Терминология появилась 18,19, 20 веках.
Античный стиль (классическая древность)
Примерно 8 век до н. э. – 5 век н. э. Границы условны. Это время соответствует расцвету культуры Древней Греции и затем Древнего Рима. После раздела Римской империи многие культурные традиции были переняты Византией.
Древние греки создали образцы для подражания в области скульптуры и архитектуры. В Древней Греции была развита вазопись.
Древние римляне оставили множество храмов, скульптурных портретов, фресок. Искусство Древнего Рима – это сочетание практичности и торжественности.
Романский стиль (романтика – от Roma – Рим)
1000-1200 гг. ( 10-12, начало 13 века. средневековье). В наибольшей степени этот стиль относится к архитектуре, перенявшей приемы Древнего Рима. Прямые формы, яркие цвета, круглые арки, своды, массивные стены, маленькие окна. В изобразительном искусстве господствует религиозная христианская тематика. Распространяются горельефы, витражи.
Готика
12 – 16 века (высокое и позднее средневековье). Стрельчатые арки, узкие и высокие башни, цветные витражи (в том числе готическая роза), сакральная живопись (большое количество разных символов). Продолжает господствовать религиозная тематика.
Проторенессанс (в Италии)
13-14 века. Этап развития итальянской культуры. Переходный период от Средневековья к Возрождению. Появляется интерес к античному, желание наглядно отобразить реальность. Появляются светские темы.
Яркие представители: Чимабуэ, Пьетро Каваллини, Джотто, Дуччо.
Возрождение (Ренессанс)
Начало 14 века – конец 16 века. Зародился в Италии. Возродился интерес к античной культуре, пейзажу, человек изображается реалистично, появляются портреты обычных людей (светских лиц), а не только святых. Изучается перспектива, композиция. Художники уделяют внимание изучению анатомии, чтобы достоверно изобразить человека.
Великие представители Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, Сандро Боттичелли, Эль Греко.
Маньеризм (позднее возрождение)
1520-1590 гг. Кризис Ренессанса, новые поиски в искусстве. Удлиненные, слегка деформированные фигуры, изломанные линии, манерные позы, эффектные жесты, контрастные тона.
Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Арчимбольдо, Бронзино.
Барокко
17-18 века. Центр опять Италия. Пышные формы, чувственность, динамичность. Естественность становится не модной. У женщин появляются пышные прически, корсеты. Мужчины бреются, душатся духами, носят парики. Архитектура барокко – это большие пространства, колоннады, атланты и кариатиды, сложные формы куполов, множество статуй.
Представители барокко: Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Хальс, Веласкес.
Рококо
18 век. Стиль зародился во Франции. Подробнее здесь .
Классицизм
17-19 век. Возвращение к идеалам античности. Строгие линии, идеальные пропорции. Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Иван Аргунов, Дмитрий Левицкий.
Романтизм
Конец 18-начало 19 века. Был распространен в европейской и американской культуре. Противостоит холодному расчету классицизма. Представители Франциско Гойя, Уильям Тернер, Каспар Давид Фридрих, Теодор Жерико.
Ампир
Зародился в эпоху Наполеона Бонапарта (первые 30 лет 19 века). В России был распространен при Александре I. Поздний классицизм. Стиль архитектуры и прикладного искусства – королевский стиль. Колонны, пилястры, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефные изображения львов, орлов, оружия, другой военной символики.
Прерафаэлитизм (направление)
Вторая половина 19 века (начиная с 1848 года). Название подчеркивает связь с художниками эпохи раннего Возрождения «до Рафаэля». Стиль зародился в Британской империи в эпоху королевы Виктории. Возвращение к искренности и простоте.
Представители: Россетти, Уильям Хант, Джон Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Джон Уотерхауз и другие.
Реализм
конец 18, 19-20 века. Изображение окружающего мира как можно точнее и объективнее. (Отсюда «гиперреализм» – такое точное изображение, что не отличить от реального объекта ). В России среди представителей реализма передвижники.
Гюстав Курбе, Жюль Бретон, Хомер, Томас Икинс, Эдуард Мане и многие другие.
Импрессионизм
Конец 19 (1874) — начало 20 века. Зародился во Франции. Применяются методы, позволяющие наиболее естественно и живо запечатлеть мир. Вместо четких контуров применяют мелкие раздельные мазки. Используются различные теории цвета. Краски можно не смешивать на палитре, а использовать эффекты их сочетания на холсте. Искусство становится более демократичным, доступным.
Клод Моне, Эдуард Мане, Дега, Ренуар, Писсарро, Сислей и многие другие.
Модерн (ар-нуво во Франции, либерти в Италии, югендстиль в Германии)
Конец 1880-х- 1914 гг. Возник в Англии. Сочетание искусства и практичности. Отказ от прямых линий и углов. Использование металла и бетона. Появление стиля связано с бурным развитием промышленности, прикладного искусства. Представители в изобразительном искусстве: Густав Климт, Тулуз-Лотрек, Вильгельм Трюбнер, Оуэн Джонс.
Примитивизм
Зародился в конце 19 века. Обдуманное упрощение изображения. Анри Руссо, Пиросмани, Бабушка Мозес, Екатерина Медведева, Павел Леонов. В стиле примитивизма работал Марк Шагал .
Фовизм
1904-1908. «Дикий стиль». Обобщение формы и пространства, объема и рисунка. Нет светотени и перспективы.
Кубизм
Начало 20 века. Зародилось во Франции. Трехмерный объект раскладывается на простые элементы, и на плоскости он виден как бы со всех сторон.
Экспрессионизм
Начало 20 века. Выражает эмоциональное состояние художника. Яркие представители Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Отто Мюллер.
Ар-деко
1925-1935 гг. Строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Применение стекла, зеркал, бронзы, слоновой кости, кожи. Из тканей – шелк, сатин, тафта, бархат. Основные цвета черный и белый, цвета драгоценных камней, кремовые, шоколадные оттенки.
Сюрреализм
1920-е-и до сегодня. Искусство аллюзий и парадоксов. «сверхреализм». Художникик-сюрреалисты Сальвадор Дали, Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст.
Дальше идет огромное количество стилей и направлений, которые лучше изучать отдельно.
Источник