Сказочный жанр рисования это

Классный сайт для учителей, учеников и их родителей. —>

Сказочно – былинный жанр ИЗО.

Былинный — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. Наш народ через века пронёс былины, передавая их из уст в уста. Первый сборник былин был издан в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Живописные полотна былинного жанра воспевают далёкое легендарное прошлое Древней Руси, открывают для современников истоки национальной культуры. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, защищали слабых и обездоленных, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Яркие представители сказочно-былинного жанра в ИЗО – Иван Билибин и Виктор Васнецов.

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Имя Билибина стало широко известным по всей России с 1899 года. В этом году начали выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Это мастер прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” , “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Выходец из семьи священника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов изменяет русский исторический жанр, сочетая исторические сюжеты, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897), “Аленушка” (1881) . Наибольшую известность получила картина “Богатыри” (1881-1898).

Читайте также:  Спокойной ночи рисунки акварелью

Источник

Статьи по теме

Сказочно-былинный жанр живописи

Культурная ситуация

Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в искусстве было связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.

Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.

Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.

Особенности композиций

Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои характерные особенности. В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.

Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.

Образы

Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления — это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.

Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, — это женские персонажи. Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.

Еще один образ – это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, — это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.

Связь с музыкой

Сказочно-былинный жанр живописи во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.

Известные полотна

Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.

Еще один пример в данном ряду – картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.

Представители

Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.

Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.

Значение жанра

Сказочно-былинный жанр занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.

Источник

Знакомство со сказочно-былинной живописью детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
skazochno-bylinnaya_zhivopis.docx 20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со сказочно-былинной живописью в старшем дошкольном возрасте.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают сказки и былины, называется сказочно-былинным. В произведениях русского фольклора — сказках и былинах — отражены история народа, его прошлое, опыт предыдущих поколений, его национальные обычаи, традиции, верования, истоки культуры.

Сказка — это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил. Это источник радости, мудрости, а также увлекательный, чудесный, своеобразный ориентир, помогающий ребенку разобраться в многогранном мире человеческих взаимоотношений.

В сказке характеристика героя, его основные черты — положительные или отрицательные — представлены в сказочных образах, передаются через внешний вид: выражение лица, позы, одежду, предметы и животных, которые сопровождают героев; среду, в которой они живут, поступки и действия, особенности речи.

Былина — это жанр русской эпической песни, сказание о богатырях — героях, совершающих воинские подвиги. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было в действительности, запомнилось и осталось в памяти народной. Некоторые персонажи былин носят имена исторических лиц — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк Степанович, Михайло Данилович, Дунай Иванович, Настасья Микулишна, Василий Буслаев, Садко. В былинах много предметов исторически достоверных, например старинное вооружение богатырей: меч, лук и стрелы, щит, копье, палица, шлем, кольчуга. Однако былины — это произведения художественные, поэтому для них характерен вымысел. Для них всегда важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни.

Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, — это сюжетно-тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо вели- чиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается передать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

В этом живописном жанре работали такие знаменитые русские художники как: В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, И.Е. Репин, К.А.Васильев, И.Я.Билибин.

Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:

1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.

2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.

3. Проведение художественно-развивающих игр.

4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.

5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.

6. Анализ цветовой гаммы картины.

7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.

8. Анализ заднего плана (фона) картины.

9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.

Так, например, при восприятии картины В.М. Васнецова «Аленушка», следует вызывать у детей интерес к сказочной живописи и получать эмоциональный отклик на художественный образ и настроение Аленушки. Развивать эстетическое восприятие и видение, наблюдательность и воображение, образное мышление и способность получать удовольствие от художественной картины и мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного.

Через анализ содержания и средств выразительности подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины (горе и отчаяние одинокой девочки перед грозящей ей злой судьбой). Рассматривать роль рисунка в передаче состояния героини — обратить внимание детей на позу Аленушки (она сидит, пригорюнившись), на положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении Аленушки, тем самым как бы подчеркивается, что природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками.

Построение картины — вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки — открытое пространство, за спиной — темно-зеленая стена леса, перед ней — темно-коричневая вода лесного озера, — все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.

Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, — это вестники перемен и надежды.

Важно на примере данной картины дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором, средствах ее выразительности; формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки; обогащать речь детей образными словами, выражениями: «сиротинушка горемычная», «тоска-печаль», «пригорюнилась» и другими. Развить полихудожественное восприятие и ведение художественного образа, созданного языком разных искусств: фольклора, графики, живописи.

За несколько дней до занятия детям рассказывается сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; проводится беседа, направленная на выяснение сути сказки, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней. Проводятся художественно-развивающие игры: «Подбери краски к настроению изображенных героев», «Угадай настроение по лицу человека».

Какие еще методы и приемы, можно использовать при ознакомлении дошкольников со сказочно-былинной живописью.
Пояснение — широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем — либо.
Сравнение — например:
Акцентирование деталей — усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изображение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Приём композиционных вариантов — педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Приём колористических вариантов — изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов. Например: во время просмотра картины В.М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».
Метод музыкального сопровождения. Во время просмотра картины звучит подходящая музыка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Золотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
«Вхождение» в картину — детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение

Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже узнают мастеров сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.

Список используемых источников:

  1. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр. Детство – пресс
  2. Баранчук И. «Живопись от А до Я», Издательский дом «Сибирский цирюльник» М., 2003 г.
  3. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
  4. Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
  5. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду», М., П., 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды — Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл.

В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами техник живописи.

Многие великие люди восхищались мудростью и красотой, живописной изобретательной силой пословиц. Многозначность пословиц делает их трудным для толкова.

Продолжить обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, закрепить знание сигналов светофора, их значений.

Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида.

Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида.

Спортивный досуг «Путешествие с Незнайкой» поможет сформировать у детей знания о правилах дорожного движения через игровые ситуации, покажет важность соблюдения правил дорожного движен.

Источник

Оцените статью