Шаблон пиалы для рисования

Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

нина шамрина
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Тема:«Роспись пиалы тувинским орнаментом».

Познание: закреплять представления детей о традиционном жилище

Коммуникация:развивать воображение, речь, творчество, внимание, чувство

Социализация:воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Чтение художественной литературы:

1. Развивать интонационную выразительность речи.

2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Художественный труд:

1. Познакомить детей с тувинским орнаментом.

2. Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам

тувинского орнамента на объемной форме.

3. Учить согласовывать композицию узора с формой изделия.

4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.

5.Развивать движение руки: выполнять разнонаправленные повороты,

6. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,

уважение к культуре, национальным традициям и обычаям,

мастерам народного творчества.

7. Формировать положительные эмоции, отзывчивость при восприятии

произведений народных мастеров.

Предварительная работа. Знакомство с бытом и традициями тувинского народа. Экскурсия в мини-музей «Юрта».Рассматривание фотографий, иллюстраций о народных промыслах Тывы. Лепка посуды в народной стилизации.

Материалы. Мешочек, юрта-сувенир, слайды для просмотра, макет юрты, пиалы, образцы элементов росписи, гуашь, пиалы из папье-маше.

Ход занятия

— Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Витальевна. Давайте встанем в круг. Я рада нашей встрече и хочу с вами поиграть. У меня хорошее настроение. И я вместе с волшебным мешочком хочу передать его вам. Запомните слова,которые нужно сказать:

— Свое хорошее настроение я передаю… (имя ребенка).

— Что лежит в мешочке?

(Достаю из мешочка сувенир-юрту)

-А что означает слово юрта?

(Юрта — это жилище.)

— Сейчас я предлагаю вам рассмотреть фотографию, на которой изображена тувинская юрта.

(Показ на интерактивной доске.)

Юрта – это переносное жилище скотоводов. Она изготовлена из деревянного каркаса, покрытая войлоком. Сверху, со всех сторон войлок перевязан веревками. Люди любят свои дома. И каждый хозяин старается украсить свой дом. Для украшения юрты используются элементы тувинского орнамента

— Ребята, а кто из вас знает, что такое орнамент?

(Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы.)

Обратите внимание, по верхней и нижней части крыши расположен орнамент. Над входом в юрту, выполнен другой орнамент. Красивой росписью украшена дверь юрты. У входа в юрту лежит доска, которая тоже украшена орнаментом.

— Ребята, а вы хотите побывать в юрте? Тогда отправимся в путь.

(Дети подходят к юрте.)

— Давайте рассмотрим убранство юрты.

— Скажите, обстановка в юрте такая же, как в наших городских квартирах?

— Расскажите, чем она отличается?

— Правильно вы сказали, мебель другая. Она очень низкая, маленькая. Все предметы расположены вдоль стен. Мебель не только удобная, но и красивая. Вся мебель расписана орнаментом. Кроме мебели украшены орнаментом накидки, салфетки, коврики.

— С давних пор тувинский народ славится гостеприимством.Об этом говорит народная пословица: «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается».

-Вот и мы с вами войдем сейчас в юрту. Гостям в юрте отводится почетное место (тор). Каждая хозяйка старается угостить гостя.

— Ой, а что это на столе стоит?

-Садитесь поудобнее вокруг стола.

(Поднимаю салфетку. На столе стоят пиалы с тувинским чаем.)

— Это хозяйка юрты сама ушла по делам. А нам угощение оставила.

— Давайте его попробуем?

— Не зря в народе говорят: «Кто в юрту войдет, тот чаю попьет».

— Вам понравилось угощение?

-Чем вас хозяйка угостила?

— Расскажите, каким был чай?

— А из чего мы с вами пили чай?

(Чай мы пили из пиал.)

— Посмотрите на пиалы и скажите, какие они?

(Пиалы красивые, яркие, расписаны орнаментом.)

— Давайте внимательно рассмотрим пиалу.

(Переворачиваю вверх дном.)

— Скажите, на что похожа пиала?

(Пиала похожа на юрту.)

— Любой мотив орнамента на предмете, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Пиала имеет форму усеченного конуса. Орнамент повторяется и расположен по всей пиале.

— Ребята, а вы хотите своими руками выполнить орнамент на пиале?

-Тогда давайте аккуратно поставим пиалыи скажем хозяйке юрт: «Спасибо, за вкусный чай».

— А сейчас подойдем к мольберту.

(На мольберте выставлены образцы элементов росписи.)

— В тувинском орнаменте роговидный мотив самый распространенный.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

— Я предлагаю вам расписать пиалу элементом, который называется «рога барана».

(Оставляю данный элемент на мольберте).

— У меня на столе стоят пиалы двух цветов. Выберите пиалу нужного вам цвета и занимайте рабочее место.

— На пиале красиво расположены элементы росписи «рога барана».

— Эти элементы росписи мастер изобразил со всех сторон. Спереди, сзади, справа и слева. Роспись выполнена белой краской на красном и синем фоне. Поэтому пиалы выглядят очень нарядными.

— Посмотрите внимательно, с чего нужно начинать работу.

— Для удобства, мы перевернем пиалу, к верху дном. Установим пиалу на тарелочку. Тарелка нам заменяет поворотный круг, т. е. с помощью тарелки мы будем поворачивать пиалу, не прикасаясь к ней. На пиале стоят точки белого цвета. Сосчитайте, сколько их?

(На пиале стоит 4 точки.)

— Эти точки называются – разметка. Разметка нам указывает, где мы будем выполнять элемент росписи «рога барана».

— Итак, слушайте внимательно и запоминайте. От точки вниз ведем наклонную линию, в правую сторону, делая закругления в виде завитка. Затем, от точки вниз, ведем наклонную линию в левую сторону, делая закругления в виде завитка. Выполнив наклонные линии, нам остается соединить их дугой. Итак, элемент росписи готов.

— Для того, чтобы выполнить следующий элемент, я поверну тарелочку с пиалой так, чтобы точка была расположена точно по центру. Точно так же, как первый элемент росписи, я нарисую все последующие элементы.

— Перед тем, как начать рисовать, подготовим пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

— А сейчас возьмите кисточки в руки. С помощью сухой кисти попробуем выполнить элемент росписи «рога барана».

— Скачите, с чего будем начинать работу?

(Работу начинаем от точки.)

— В какую сторону нужно проводить линию?

(Линию нужно проводить вниз, наклоняя линию сначала вправо, а затем влево.)

— Как нужно завершать наклонную линию?

(Наклонную линию нужно завершать завитком.)

— Какой линией нужно соединять наклонные линии?

(Наклонные линии нужно соединять дугой.)

— Итак, мы с вами должны нарисовать четыре элемента росписи.

(Дети выполняют прорисовку элементов сухой кистью на пиале.)

— А теперь, вы можете набрать на кисточку краску и приступить к украшению пиалы тувинским орнаментом.

(Звучит тувинская народная мелодия. Дети самостоятельно выполняют задание. После завершения работы, дети выставляют свои пиалы на один стол.)

— Ребята, мы с вами были в юрте. Вам понравилось в юрте? А я знаю игру про юрту. Хотите в нее поиграть. Юрта у нас круглой формы – вставайте в круг.

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова

Печка жарко топится

Чаем, чаем с молоком

Вкусной жареной тарой

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том.

— Какие замечательные пиалы у вас получились. Я предлагаю вам найти самую веселую пиалу? Как вы думаете, почему она самая веселая?

(Итак, предлагается детям найти самую добрую, хитрую, скромную, радостную, счастливую, важную, нежную.)

— Ваши пиалы могут стать красивым украшением в юрте. Давайте их подарим хозяйке юрты.

(Дети несут пиалы в юрту.)

— Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы рассматривали тувинскую юрту, учились передавать друг другу хорошее настроение. Побывали в юрте, где нас хозяйка угостила чаем. Учились рисовать элементы тувинского орнамента. Самостоятельно украшали пиалу роговидным узором.)

— Молодцы! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Большое вам спасибо!

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе МАОУ ОО школы №8 (дошко …) Тема: «Чаепитие — событие» Основная идея, обоснование выбора: 1. Показать детям путь чая к людям, особенности, способы его приготовления.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема : «СОЛЕНОЕ ЗОЛОТО» Основная идея, обоснование выбора: 1. Дать детям представление о соли, как жизненно необходимом продукте. 2. Показать.

Источник

Открытое занятие по рисованию «Украшение пиалы узором»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Украшение пиалы узорами

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie_piala_valentina_manzyrykchyevna.docx 81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян»

с.Тээли муниципального района «Бай — Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Технологическая карта НОД

по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

(Рисование) в подготовительной группе

на тему «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

I квалификационной категории

Хертек Валентина Манзырыкчыевна

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

Образовательная область: Рисование.

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тема: «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия : интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Рисовать тувинский узор на пиале.

Образовательные: Познакомить детей с разновидностями тувинского орнамента и его особенностями. Познакомить детей с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и многообразием пиал, ритмично располагать узор на шаблоне пиалы. Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать любовь, уважение к культуре и быту своего народа. Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать творческое способности, связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспроизводит: украшает узором посуду.

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.

Предварительная работа : Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

Наглядный – показ и рассматривание пиал с узорами на презентации

Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, ИКТ.

Словарная работа : аяк — пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы элементов тувинского орнамента, тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: Пиалы из бумаги, краски, кисточки, стаканы с водой, влажные салфетки.

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

Игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор»

— А теперь дети поиграем тувинскую игру «Матпаадыр», «Арбай -Хоор».

Биче-Мөөрей-бүүрек чизин,чээрген чыгзын.

Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар.

( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн

Улуг-Эргек догергеш , ужа-төжун салган.

( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук.

Ап адыш, бип-билек,кып-кыры, өп-өжүн,чап-чарын,кижиргенчиг колдуктар.

( Арбай-Хоор!) 4 раза

(дети делают пальчиковую игру «Матпаадыр», «Арбай-Хоор».)

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

— Посмотрите дети что это!

_Как вы думаете кто они?

Хозяева юрты: « Здравствуйте дети! Скоро у тувинцев национальный праздник «Шагаа». Мы пригласили к нам много друзей и хотим угостить их тувинским чаем с молоком, но у нас не хватает пиал с красивыми тувинскими узорами. Помогите нам украсить пиалы красивыми тувинскими узорами».

Дети внимательно слушают воспитателя

Проектирование решений проблемной ситуации,

или начало выполнения действий по задачам НОД

— Дети, поможем хозяевам украсить пиалы красивыми тувинскими узорами?

— А что такое пиала?

А теперь все внимательно смотрят на телевизор, и рассмотрим разные виды пиал на презентации.

Рассказ воспитателя о пиале.

Пиала у тувинцев — символ гостеприимства. В давние времена тувинцы были кочевым народом, переезжали с места на место в поисках сочной травы для своих животных. В степи ставили юрту, в центре юрты выкладывали очаг, в очаге зажигали огонь. На огне готовили пищу, кипятили чай. Уставший путник мог зайти в любую юрту и отдохнуть. Его встречали как самого дорогого гостя, усаживали на почетное место и обязательно угощали чаем. Держа пиалу в ладони, хозяйка юрты как бы передавала тепло своей руки гостю, желая ему счастья.

Рассказ воспитателя об узорах.

-Это узоры тувинской росписи. Посмотрите, какие они красивые яркие. Дети, узоры тувинской росписи делятся на такие элементы как: геометрические, растительные, роговидные. В народе, дети, все эти народные узоры имеют свое символическое значение. Геометрические узоры – отгоняют злых духов, роговидные узоры – приумножение скота, растительные узоры – благополучие.

— Пиала-это небольшая чашка без ручек, имеющая полусферическую форму.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

С помощью ИКТ рассматривают картинки разных пиал на презентации.

— А сейчас, мы будем украшать пиалы тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы).

— Каким узором украшаем пиалу?

— Давайте все назовем – бараний рог (кошкар мыйызы).

-На какую геометрическую фигуру похожи эти пиалы?

— На что похожа пиала, если перевернуть пиалу вниз?

— пиалу украшаем тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы)

— Пиалы похожи на круг.

— Если перевернуть ее, она похожа на юрту.

Пашка хоорган тарааны

Согааш бала соктаал, че

Деспээ ургаш челбип дээл

Дээрбээ дыртаал че-че-че

Дендии чаагай далганны

Боолдеп былгаал че-че-че.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

-Посмотрите дети на эту разукрашенную пиалу с узорами. Вам нравится?

Воспитатель показывает на доске заранее готовый образец пиалы.

Показ и объяснение воспитателя.

Вот и пиала с узором.

— А наша гостья, будет за вами наблюдать и помогать в выполнении работы.

Звучит спокойная музыка .

Воспитатель подходит детям индивидуально и подсказывает им в затруднении.

— Ребята, какие у вас красивые пиалы получились украшенные тувинским узором. Хозяева юрты радуются, что вы помогли ему.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка».

Широко откройте рот. Язык – лопатку положите на нижнюю губу. Приподнимите края языка, чтобы получилась чашечка.

Язык широкий положи,

Его края приподними

Почти круглая она.

В рот ее ты занеси

И края к зубам прижми

— Ребята, давайте представим, что мы пьем горячий чай и подуем на нее.

Дыхательное упражнение «Горячий чай».

Воспитатель предлагает детям подарить свои пиалы хозяевам юрты. Они благодарит детей.

Дети сели за столы

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

В руках у детей пиалы для дыхательного упражнения

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ребята, кто к нам в гости приходил?

— О чем просили они?

— Что мы сегодня разукрашивали с помощью краски?

— Как называется тувинский узор на пиале?

— Молодцы! Давайте немножко споем тувинскую песню «Аяк шайым»

— Они просят украсить пиалы тувинскими узорами.

Украшали пиалы узорами

Тувинский узор – бараний рог

Дети поют песню

— Вам понравилось сегодня заниматься?

— Если вам понравилось, берите улыбающиеся смайлики и прикрепляете на доску.

— Дети прикрепляют смайлики на доску.

по ОО «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Рисование»

в подготовительной группе

на тему «Украшения пиалы с узором»

Тип занятия: интегрированное.

НОД по художественно-эстетическому развитию (Рисование) построено по технологической карте в соответствии с ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшей группы, с учетом знаний и умений воспитанников.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия : интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: Рисовать тувинский узор на пиале.

Образовательные: Познакомить детей с разновидностями тувинского орнамента и его особенностями. Познакомить детей с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и многообразием пиал, ритмично располагать узор на шаблоне пиалы. Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать любовь, уважение к культуре и быту своего народа. Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы .

Развивающие: Развивать творческое способности, связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспроизводит: украшает узором посуду.

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки рисования.

Предварительная работа : Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

Наглядный – показ и рассматривание пиал с узорами на презентации

Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Словарная работа : аяк — пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, картинка в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы элементов тувинского орнамента, тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: готовые пиалы из бумаги , краски, кисточки, стаканы с водой влажные салфетки.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия.

Вводная часть: Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач .

Сюрпризный момент – просьба хозяевам юрты заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям — дети решают помочь хозяевам юрты. Повествование о случившейся беде, (что у них нет красивых украшенных пиал), подвело детей к сопереживанию и желанию оказать помощь.

Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать тувинский узор «бараний рог» (кошкар мыйызы) на шаблоне пиалы. В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию , утомления не наблюдалось.

Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.

А также на занятии были использованы следующие технологии: ИКТ для показа презентации, элементы здоровьесберегающих технологий – пальчиковая игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор», дыхательное упражнение «Горячий чай», артикуляционная гимнастика «Чашечка», физкультминутка «Арбай-тараа».

На занятии мною были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.

Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения.

На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми пели тувинскую песню «Аяк шайым». Была организована выставка детских работ. Каждый ребёнок стремится и хочет на самом деле быть лучше, поэтому не может оценить себя объективно. Для этого я задавала наводящие вопросы, и были предложены смайлики с целью самооценки.

Источник

Читайте также:  Кораблик мольберт для рисования
Оцените статью