Сангина для рисования для чего нужна

Сангина

  • Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.

Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.

Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения (красный мел). В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов. Современная сангина — искусственная.

Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII веках в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс, А. Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX века. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева.

Читайте также:  Рисование ладошками птицы во второй младшей группе

Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.

Источник

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

  • Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
  • Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

  • Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
  • Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Источник

Сангина

(франц. sanguine, от лат. sanguineus – кроваво-красный), мелки красно-коричневых тонов, состоящие из каолина и окислов железа. Применяется как природная, так и созданная искусственным путём сангина. Технику сангины, которая позволяет создавать мягкую штриховку и растушёвку, начали использовать в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.) и продолжают применять в наши дни.


Леонардо да Винчи. «Головы старика и молодого мужчины». Сангина. 1495—50 гг. Галерея Уффици. Флоренция

Смотреть что такое «Сангина» в других словарях:

сангина — карандаш, сангвин, сангин, сангвина Словарь русских синонимов. сангина сущ., кол во синонимов: 5 • карандаш (12) • … Словарь синонимов

САНГИНА — (французское sanguine), 1) карандаши без оправы, красно коричневых тонов (из каолина и окислов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины; отличается живописностью, разнообразным по толщине и плотности штрихом. Известна с эпохи Возрождения … Современная энциклопедия

САНГИНА — (от лат. sanguineus кроваво красный) 1) карандаши без оправы, красно коричневых тонов (из коалина и оксидов железа).2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения … Большой Энциклопедический словарь

сангина — ы, ж. (фр. sanguine … Словарь иностранных слов русского языка

сангина — ы, ж. САНГВИНА ы, ж. sanguine <лат. sanguis кровь. 1. Мягкий красный минеральный карандаш, употребляемый в живописи. БАС 1. Сангвин. Красный камень, из коего делают карандаши, а золотари употребляют для подкрашивания золота. Сл. нат. ист. Она… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Сангина — Анатомический рисунок Леонардо да Винчи сангиной (1504) Сангина (фр. s … Википедия

сангина — ы; ж. [франц. sanguine от лат. sanquineus кроваво красный] 1. Мягкий карандаш без оправы красно коричневого цвета. Рисовать портрет сангиной. 2. Рисунок, сделанный таким карандашом. ◁ Сангинный, ая, ое. * * * сангина (от лат. sanguineus кроваво… … Энциклопедический словарь

Сангина — (франц. sanguine, от лат. sanguinelis кроваво красный) карандаши (без оправы) различных красно коричневых тонов. Природная (натуральная) и искусственная С. состоят из каолина и окислов железа. Техника С. известна с эпохи Возрождения… … Большая советская энциклопедия

Сангина — ж. 1. Мягкий темно красный или красновато коричневый карандаш без оправы, употребляемый в живописи. 2. Рисунок, выполненный таким карандашом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сангина — санг ина, ы … Русский орфографический словарь

Источник

Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата

Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1

Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (926) 128-38-56

Последние новости

Как ложки превратились в антикварное достояние

Если вы у прабабушки нашли старинную ложку, да ещё и с клеймом, проверьте, не является ли она.

Нумизматика и её изучение

Нумизматика возникла в Средние века. Если переводить с греческого языка, получится —.

Сочинская выставка в июне

На протяжении многих столетий люди постоянно применяли натуральные камни, как амулеты и обереги.

Наша рассылка

Особенности рисования сангиной

Только те, кто хорошо разбирается в искусстве, сможет ответить на вопрос, что скрывается за звучным и романтичным понятием «сангина». Если найти перевод этого слова, то можно подумать, что оно связано с чем-то мистическим и зловещим, поскольку переводится слово сангина как кровь. Однако на самом деле это всего лишь красный мел, который входит в класс мягких художественных материалов.

Примечательно отметить, что такой мел является старейшим художественным материалом. Ведь во многих пещерах, которые относятся к периоду палеолита, можно найти красные рисунки животных. Сангиной пользовались и древние греки. Этот инструмент рисования был необходим им для наметок рисунков на вазах.

Конечно, в те времена сангину нельзя было назвать самостоятельным инструментом рисования. Только к концу 15 века красный мелок получил распространение в искусстве. Первым мастером, кто стал пользоваться сангиной, стал известный во всем мире Леонардо да Винчи. Но не только он использовал этот инструмент в работах. Многие известные художники, такие как Рубенс, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело и другие также использовали сангину. Мастера эпохи Ренессанса использовали красный мел для создания набросков и эскизов. Чаще всего мастера используют мягкий цвет сангины для изображения обнаженного тела.

В русском искусстве сангина получила распространение в 20 веке. Художники с его помощью рисовали эскизы портретов и фигурных композиций. Среди русских художников, которые активно использовали в своем творчестве сангину, можно назвать В. Серова, А. Иванова, О. Кипренского и других.

Источник

Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова

(Дошкольное отделение № 5 — детский сад № 1892)

Художественный материал САНГИНА.

Качалова Татьяна Анатольевна

Художественный материал САНГИНА.

САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.), дающих матовый красно-коричневый тон.

Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.

Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.

Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.

Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.

Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.

Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.

В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).

Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.

Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.

(фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)

Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.

Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.

Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним. При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок. При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.

Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо. А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.

Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.

Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.

1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. — М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.

2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Источник

Оцените статью