- Сангина
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
- Уголь.
- Сангина и сепия.
- Соус.
- Сангина
- Смотреть что такое «Сангина» в других словарях:
- Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
- Последние новости
- Как ложки превратились в антикварное достояние
- Нумизматика и её изучение
- Сочинская выставка в июне
- Наша рассылка
- Особенности рисования сангиной
- Использование художественного материала сангины в детском творчестве. консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Сангина
- Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.
Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.
Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения (красный мел). В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов. Современная сангина — искусственная.
Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII веках в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс, А. Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX века. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева.
Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Источник
Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.
Уголь.
Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.
- Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
- Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.
Сангина и сепия.
Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.
- Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
- Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.
В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.
Соус.
Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.
Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.
Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.
Источник
Сангина
(франц. sanguine, от лат. sanguineus – кроваво-красный), мелки красно-коричневых тонов, состоящие из каолина и окислов железа. Применяется как природная, так и созданная искусственным путём сангина. Технику сангины, которая позволяет создавать мягкую штриховку и растушёвку, начали использовать в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.) и продолжают применять в наши дни.
Леонардо да Винчи. «Головы старика и молодого мужчины». Сангина. 1495—50 гг. Галерея Уффици. Флоренция
Смотреть что такое «Сангина» в других словарях:
сангина — карандаш, сангвин, сангин, сангвина Словарь русских синонимов. сангина сущ., кол во синонимов: 5 • карандаш (12) • … Словарь синонимов
САНГИНА — (французское sanguine), 1) карандаши без оправы, красно коричневых тонов (из каолина и окислов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины; отличается живописностью, разнообразным по толщине и плотности штрихом. Известна с эпохи Возрождения … Современная энциклопедия
САНГИНА — (от лат. sanguineus кроваво красный) 1) карандаши без оправы, красно коричневых тонов (из коалина и оксидов железа).2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения … Большой Энциклопедический словарь
сангина — ы, ж. (фр. sanguine … Словарь иностранных слов русского языка
сангина — ы, ж. САНГВИНА ы, ж. sanguine <лат. sanguis кровь. 1. Мягкий красный минеральный карандаш, употребляемый в живописи. БАС 1. Сангвин. Красный камень, из коего делают карандаши, а золотари употребляют для подкрашивания золота. Сл. нат. ист. Она… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Сангина — Анатомический рисунок Леонардо да Винчи сангиной (1504) Сангина (фр. s … Википедия
сангина — ы; ж. [франц. sanguine от лат. sanquineus кроваво красный] 1. Мягкий карандаш без оправы красно коричневого цвета. Рисовать портрет сангиной. 2. Рисунок, сделанный таким карандашом. ◁ Сангинный, ая, ое. * * * сангина (от лат. sanguineus кроваво… … Энциклопедический словарь
Сангина — (франц. sanguine, от лат. sanguinelis кроваво красный) карандаши (без оправы) различных красно коричневых тонов. Природная (натуральная) и искусственная С. состоят из каолина и окислов железа. Техника С. известна с эпохи Возрождения… … Большая советская энциклопедия
Сангина — ж. 1. Мягкий темно красный или красновато коричневый карандаш без оправы, употребляемый в живописи. 2. Рисунок, выполненный таким карандашом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сангина — санг ина, ы … Русский орфографический словарь
Источник
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1
Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (926) 128-38-56
Последние новости
Как ложки превратились в антикварное достояние
Если вы у прабабушки нашли старинную ложку, да ещё и с клеймом, проверьте, не является ли она.
Нумизматика и её изучение
Нумизматика возникла в Средние века. Если переводить с греческого языка, получится —.
Сочинская выставка в июне
На протяжении многих столетий люди постоянно применяли натуральные камни, как амулеты и обереги.
Наша рассылка
Особенности рисования сангиной
Только те, кто хорошо разбирается в искусстве, сможет ответить на вопрос, что скрывается за звучным и романтичным понятием «сангина». Если найти перевод этого слова, то можно подумать, что оно связано с чем-то мистическим и зловещим, поскольку переводится слово сангина как кровь. Однако на самом деле это всего лишь красный мел, который входит в класс мягких художественных материалов.
Примечательно отметить, что такой мел является старейшим художественным материалом. Ведь во многих пещерах, которые относятся к периоду палеолита, можно найти красные рисунки животных. Сангиной пользовались и древние греки. Этот инструмент рисования был необходим им для наметок рисунков на вазах.
Конечно, в те времена сангину нельзя было назвать самостоятельным инструментом рисования. Только к концу 15 века красный мелок получил распространение в искусстве. Первым мастером, кто стал пользоваться сангиной, стал известный во всем мире Леонардо да Винчи. Но не только он использовал этот инструмент в работах. Многие известные художники, такие как Рубенс, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело и другие также использовали сангину. Мастера эпохи Ренессанса использовали красный мел для создания набросков и эскизов. Чаще всего мастера используют мягкий цвет сангины для изображения обнаженного тела.
В русском искусстве сангина получила распространение в 20 веке. Художники с его помощью рисовали эскизы портретов и фигурных композиций. Среди русских художников, которые активно использовали в своем творчестве сангину, можно назвать В. Серова, А. Иванова, О. Кипренского и других.
Источник
Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова
(Дошкольное отделение № 5 — детский сад № 1892)
Художественный материал САНГИНА.
Качалова Татьяна Анатольевна
Художественный материал САНГИНА.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.), дающих матовый красно-коричневый тон.
Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.
Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.
Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.
Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.
В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).
Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.
Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.
(фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)
Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.
Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.
Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним. При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок. При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.
Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо. А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.
Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.
Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.
1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. — М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.
2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Источник