Значение гуаши
Диана Кислова
Значение гуаши
Рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование — это большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.
Зачем и почему дети рисуют? Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию.
Рисование требует согласованного участия многих психических функций.Известный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать — гуашь.
Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась уже в XVI веке в Европе.
Существует несколько видов гуаши: для детского творчества, художественная, плакатная. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка. Кроме того, она подходит для раскрашивания поделок из картона, ткани и глины, а после рисования краска без проблем смывается с рук, кисти, мебели и легко отстирывается с одежды. Гуашь не подлежит обязательной сертификации – это безвредная краска. Даже если кроха решил лизнуть ее, чтобы проверить, какая она на вкус, с ним ничего не случится.
Гуашь — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Основные качества гуаши — насыщенность, яркость цвета, укрывистость.
Гуашьотличается следующими потребительскими свойствами:
— исключительная насыщенность и чистота цвета
— равномерность нанесения на различные поверхности
— превосходная кроющая способность
— краски хорошо смешиваются между собой, позволяя получить новые чистые оттенки
— при высыхании дают красивый матовый тон и приобретают бархатистую поверхность.
Гуашь продается в баночках разведенной, т. е. готовой к использованию.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
Перешедшие в среднюю группу 4-х летние дети владеют примерно одинаковыми навыками рисования, полученными в младшей группе. В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы —двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).
Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.
В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может.Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.
Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения.
По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.
При работе с гуашьюнеобходимо знать и учитывать следующие правила:
• Успех зависит от того количества, богатства и разнообразия оттенков и цветов, которые ребенок, создав на палитре, перенёс на бумагу или картон;
• Работу можно не начинать со светлых мест. Но правило «от общего к частному», от большего объёма к меньшему, соблюдать необходимо;
• Прорисовав предмет крупно, первоначальным цветом, поверх кладутся более мелкие и многочисленные мазки светлее или темнее по тону или цвету.
• Так как первый же слой краски всё равно полностью закроет первоначальный рисунок, то, делая первый набросок, следует рисовать общие контуры, без подробностей.
• Если много раз и очень густо накладывать мазки гуаши на рисунок, то после высыхания начнётся растрескивание и осыпание красочного слоя;
• Если площадь закрашивания большая и требует совершенно гладкого и монотонного покрытия, то наносить гуашь можно поролоновым тампоном с минимальным количеством воды в краске.
• Гуашь после полного высыхания светлеет почти наполовину.
• Виды и формы мазков гуаши сильно зависят от типа кисточки и степени её жесткости.
Как готовится к занятию по рисованию?
1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п.)
2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченной в воде.
3. Воду для промывания кистей наливают в баночки емкостью 0,5 л. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети по мере загрязнения воды могли ее менять.
4. Бумагу для рисования необходимо подписать.
5. Кисти для рисования ставят на подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера (№ 4 – 5,а старшие дошкольники рисуют двумя кистями: толстой (№ 3 – 5) и тонкой (№2).
6. В конце занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены готовые работы (на столе, на мольбертах, на доске и т. п.).
7.Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие окончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности или к рефлексии.
Источник
С какого возраста рисовать гуашью
Дети любят рисовать гуашью, поскольку это легко и красиво. В детском саду мы посвящаем занятиям работы с гуашью достаточно много времени, чтобы в подготовительной группе ребята уже доросли до изображения пейзажей и иллюстраций к сказкам, а также могли фантазировать на бумаге на свободную тему.
Уроки рисования гуашью начинаются со знакомства детей с этим материалом.
Кстати, почему лучше начать с гуаши, а не акварели?
Дело в том, что гуашь – удобна для маленьких деток. Ее не нужно размачивать водой, как акварель, просто макнул кисточку и сразу рисуй. Она дает насыщенный цвет, который прекрасно виден даже на цветной бумаге. Кроме того, гуашь быстро высыхает. И ею можно рисовать поверх другого цвета, то есть, цветом перекрывать цвет, при этом они не смешиваются, как при рисовании акварелью.
Гуашью, смешанной с клеем или раствором желатина, можно рисовать по ткани, ею можно расписывать глиняные изделия, да много преимуществ у этой краски…
Обычно первое занятие – это попытка деток макнуть кисточку в баночку с гуашью (даем только один цвет, чтобы не отвлекать ребят) и нанести на лист бумаги первый мазок.
Знаете, каляки-маляки – это неплохо, но если не заниматься целенаправленно обучением простейшим приемам рисования, то ребенок так и будет просто пачкать бумагу…
Чаще всего мы предлагаем ребятам изобразить белым цветом на голубом листе бумаги снег. Просто ставим кистью крапинки или кляксы, что у кого получается. Главное – познакомить малышей с краской и кистью.
Дома вы можете начать с пальчиковой гуаши и попытаться тоже изобразить снег или просто отпечатки пальцев и ладоней.
Нам нужно добиться одного – вызвать интерес к рисованию. Обучение проходит поэтапно и постепенно. Вначале есть смысл предложить ребенку продолжить рисунок взрослого, например, дорисовать гуашью хвост кошке, нитку к воздушному шарику, листики на веточке и т.п.
Когда детки освоятся с незнакомым материалом, мы даем новое задание – нарисовать узор из линий на кувшине или платье (вырезанный из цветной или обычной белой бумаги). Малыш двух-трех лет вполне может осилить рисование прямых, волнистых и прерывистых линий.
Попутно детки запоминают названия цветов, учатся правильно держать в руке кисть, получают навыки организации рабочего пространства.
Некоторые организационные моменты
Важно, чтобы техника рисунка была простой, не стоит ставить перед маленьким ребенком младшей группы невыполнимых задач. Если малыш не сможет справиться с задачей, он вообще откажется рисовать…
Стоить обратить внимание на то, что с самого начала обучения нужно, чтобы ребенок делал все правильно. Следите, как он держит кисть, ополаскивает ли ее после использования каждого цвета, не загрязнил ли баночки с гуашью другим цветом. Приучайте его к аккуратной работе. Обязательно купите стаканчик-непроливайку – это такая емкость, которая закрывается крышкой и даже при опрокидывании вода не сразу выплеснется.
Мы, как я уже писала, проводим обучающие уроки поэтапно, не торопимся и не горячимся. После этапа рисования линий, дети осваивают рисование круга. Рисуем снеговика из трех кружков, солнышко из круга и повторяющихся линий, ветка ели с новогодними разноцветными шариками.
Не может ребенок понять, как рисуется круг, я вожу его рукой с кисточкой по листу бумаги. Нужно, чтобы каждый воспитанник усвоил новый навык.
Со временем дети сами подбирают цвет – зеленый для елки, желтый – солнце и т.п. Далее дошкольники осваивают изображение разных геометрических фигур, чтобы рисовать домик, флаг, коврик с узором.
Начиная рисовать фигурки людей и животных, ребенок выходит на более высокий уровень и применяет те навыки, которые получил раньше.
Короче говоря, уже в подготовительной группе ребята должны мастерски владеть кистью и гуашью. Для начинающих художников, которыми они, возможно станут, важно уметь передавать форму и цвет предметов, правильно располагать их на листе бумаги, грамотно планировать композицию рисунка. Будущие школьники знают разные техники рисования, умеют самостоятельно смешивать цвета на палитре, ополаскивать кисть, убирать свое рабочее место. Они могут рисовать с натуры и по собственной задумке. Старшие дошкольники делают эскиз (набросок) будущего рисунка, могут подкорректировать его ластиком.
Источник
Гуашь – основа для безграничного детского творчества
Гуашь – уникальная краска для рисования. Яркая и красивая, она помогает создавать поразительные шедевры и простенькие картинки, реализовать фантазию и способствует развитию мелкой моторики. Благодаря множеству разных цветов, с ее помощью можно написать картину на бумаге, картоне, дереве и даже стекле. Какие бывают виды гуаши, что не следует делать с этой удивительной краской, и почему его любят профессионалы и малыши? Ответы не так просты, как кажется.
Гуашь – основа для безграничного детского творчества
Это один из удивительных материалов для рисования. Яркий и податливый, он имеет богатую цветовую палитру, отлично ложится на поверхность и легко смывается. Для того, чтобы работать, не требуется специальных токсичных разбавителей – достаточно добавить немного обычной воды. Но самое главное его отличие – в способности эффективно перекрывать цвета. То есть при малейшей оплошности ребенка, они легко сможет закрасить «ляп» и восстановить красоту своего творения.
По сути, детская гуашь является той же акварелью, но более плотной по консистенции. Она создается из мельчайших частичек пигмента, дополненных водно-клеевым раствором на основе натуральных компонентов (крахмала, декстрина, прозрачной смолы) и небольшого количества белил. Эта особенность делает краситель непрозрачным и придает легкий белесоватый оттенок.
Считается, что гуашь пригодна только для оформления плакатов и простого детского творчества. Но с его помощью можно создать удивительные по своей красоте и оригинальности картины, которые могли бы посоперничать со многими творениями маслом или выполненные в другой технике. Гуашь имеет необычную фактуру, поэтому в результате получаются «бархатистая» поверхность с неповторимыми приглушенными тонами.
Какая бывает гуашь
В зависимости от состава, краска подразделяется на несколько видов:
- Художественная. Состоит из частичек пигмента, дополненных белилами, гуммиарабиком, водой. Имеет наибольшую кроющую способность, в сравнении с другими видами гуаши. Оптимальна для работы на обычной бумаге, картоне – она впитывается в поверхность, «превращаясь» в грунт и обеспечивая прочность верхнего слоя.
- Детская гуашь. Создана на основе клея ПВА, красящих веществ и воды. Устойчива к осыпанию и подходит для рисунка на бумаге, картоне, фанере, дереве, холсте.
- Акриловая. В качестве основного компонента выступает акрил, он наделяет материал прочностью, легкостью нанесения, обеспечивает устойчивость к истиранию и воздействию влаги.
- Плакатная. В отличие от художественной гуаши, в данной красе используются не белила, а каолин, делающий цвета более яркими, а структуру – плотной.
Гуашь для детей: важно учитывать
Даже при плотно закрытой крышке со временем любая краска подсыхает. Но восстановить ее достаточно легко. Для этого необходимо разбавить ее обычной водой. При этом важно добавлять жидкость маленькими порциями и постоянно размешивать комочки до образования однородной массы.
Для того, чтобы ребенок не испытывал сложности с рисованием, необходимо приобретать беличьи, колонковые или мягкие кисти уплощенной формы. С помощью круглой кисточки малышу будет сложнее работать.
Чтобы рисунки маленького художника оставались такими же яркими и красивыми, рекомендуется хранить их в папке, прослаивая их чистыми листами – чтобы краска не истиралась.
Что обязательно знать при выборе
При покупке гуаши необходимо ориентироваться не только на внешнюю привлекательность материала и цветов, но учитывать и другие важные моменты:
- Цвет. Для начинающего художника вполне достаточно будет 12 цветов. С их помощью ребенок сможет без труда создавать новые тона, легко разобраться с палитрой. Большее количество оттенков на начальном этапе творчества может быть невостребованным.
- Объем. Что касается величины контейнера, то здесь выбор зависит от цели. Однако для начального этапа подойдут компактные баночки вместительностью 20-40 мл. В них краска не успеет засохнуть, если малышу надоест рисовать, их удобнее держать в маленькой руке.
- Качество. Выбирая гуашь для детей, стоит помнить, что слишком яркие оттенки, резкий запах, неравномерная консистенция красок – повод задуматься о выборе. Правильная краска имеет приятный ненавязчивый аромат, плотную вязкую фактуру и цвета, приближенные к природной палитре. Кислотные тона могут спровоцировать формирование неправильное цветовосприятие у малыша.
- Тип краски. Будь то акриловая, художественная или плакатная гуашь, важно учитывать поверхность, на которой ребенок будет работать. Например, художественная больше подходит для станкового рисунка, плакатная – отлично смотрится на бумаге, картоне, она хорошо перекрывает неровности и позволяет делать цветопереходы более мягкими. Акриловая краска устойчива к воде, она легко ложится на любое покрытие и сохраняет все свойства гуаши.
- Упаковка. Гуашь может быть в тюбиках и баночках. Для ребенка предпочтительнее емкости с завинчивающимися крышками, из тюбика сложнее выдавить краску.
- Состав. Для производства детской гуаши в основном используется клеевая основа, что позволяет создать более податливую консистенцию вещества. Кроме того, такая краска быстрее сохнет, что поможет уменьшить количество «помарок» на рисунке. Что касается флуорисцентных добавок и частиц с эффектом «металлик», то такие краски стоит приобретать для детей старше 7 лет и отдавать предпочтение проверенным производителям. Экономить на покупке и приобретать дешевые варианты нецелесообразно.
Выводы
Детская гуашь – уникальный материал, который способствует развитию фантазии ребенка, мелкой моторики, помогает усидчивости и внимательности. Благодаря разнообразию, легко выбрать идеальную краску, чтобы занятия творчеством были для малыша легким, приятным и полезным времяпрепровождением. Главное – покупать с умом, чтобы пользоваться с удовольствием.
Источник