Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»
Олеся Юрьевна Рехина
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»
Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом.
Материал: белые силуэты матрёшек, краски, кисточки, стаканчики с водой, влажные салфетки, ватные палочки, деревянная матрёшка, картинки с изображением матрёшек, дидактическая игра «Собери матрёшку», проектор
Предварительная работа: беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка», рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек, игры с матрёшками.
Ход занятия
Утренний круг приветствия :
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей). Даша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать,о ком же эта загадка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Это русская.
(дети отгадывают «матрёшка»)
Молодцы! Конечно, это матрёшка.
Педагог показывает детям картинки на проекторе с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку, раскрывает её и выставляет всех матрёшек, дети рассматривают их и держат в руках. Педагог комментирует.
Посмотрите, какие они красавицы!
Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами. Матрёшка является одним из символов нашей страны. А как называется наша страна (Россия). Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир — маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.
Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.
У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки. Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки.
-Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки. На матрёшках нарисованы и фартучки, и косыночки, и красивые узоры. Наташа, расскажи нам пожалуйста стишок про матрёшку.
Щечки зорькою горят.
И матрёшки, как живые,
Шлют улыбки всем подряд.
Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица!
Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые? Или нет? (на проекте разные матрешки 2 шт)
Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы, листья, завитки, ягоды.
Ещё какие они (нарядная, расписная, красивая)
Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
Из чего сделана матрёшка? (из дерева)
Что у нее на голове (косынка)
А на туловище (сарафан)
-Художники разукрашивали их розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.
А хотите сами побыть матрёшками?
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты) .
Для начала я предлагаю вам немного размять наши пальчики перед выполнением задания:
Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»
Мы – красивые матрешки — Разноцветные одежки
Раз – Матрешка, Два – Милашка,
Мила – три, Четыре – Маша
Маргарита – это пять, Нас не трудно сосчитать.
-Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ). Это восковыми мелками, красками, кисточками и ватными палочками.
-А теперь посмотрите разные способы рисования.
-У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия»— это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией») .
Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.
-На лице у матрёшки подрисовываем щёчки, губки.
-Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом — «тычком». Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисовать точки, как горошинки.
-Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки.
-Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее, и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)
Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие. Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.
Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу. До свидания, ребята! До скорой встречи!
Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «Русская матрёшка» Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема: «Русская матрёшка». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.
Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.
Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка Матрёшка» Программно — педагогические задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символ русского народного искусства; расширять.
Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1.
Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки «Забытая старина» мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.
Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Русская народная игрушка «Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.
План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.
Источник
Конспект занятия по рисованию «Народная игрушка»
Магомедова Лавиза
Конспект занятия по рисованию «Народная игрушка»
Конспект непосредственно — образовательной деятельности
по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Народная игрушка»
Цель: Формировать элементарные представления о русской народной игрушке-матрешке.
1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
2. Учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.
3. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
1. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.
3. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы,
столы, стулья, русский народный костюм для педагога, игрушки-матрёшки,
бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей, гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской, рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Время реализации: 15 – 20 минут.
Методы и приемы организации НОД:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)
Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
Игровые: сюрпризный момент (герои сказки).
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Ход НОД
1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где располагается выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, в России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?
Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек. А почему?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке)
Ой, ты барышня – матрешка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир.
Воспитатель: Я приглашаю вас занять свои места на стульчиках.
Воспитатель: Ребята я расскажу вам про секрет куклы-матрёшки.
Воспитатель: Матрёшка раскрывается.
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель. Конечно же внутри матрешки еще одна матрешка
Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?
Воспитатель: Значит, какие они?
Воспитатель: Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
Воспитатель: Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Посмотрите внимательно узоры на одежде матрёшек.
Какие одинаковые рисунки вы заметили?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Воспитатель: Матрешки любимые игрушки у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Встаньте в круг будем танцевать.
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед).
Топают матрешки. (Топают ногами).
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо).
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую русской матрешки (одеваем фартуки)
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель. Мастера скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор.
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Художник нарисовал вот такую матрешку, а сарафан раскрасить забыл. Каким узором мы можем украсить сарафан?
Дети: цветочками, листьями, горошинками.
Воспитатель. Хотите помочь матрешке стать красивой?
Воспитатель: Посмотрите краски есть, а кисточек нет, чем же мы будем рисовать?
(Воспитатель показывает вариант раскрашивания матрешки, проговаривая действия).
Воспитатель: Смотрите вот это какой у меня пальчик?
Воспитатель: Правильно. Сначала я макаю указательный пальчик в красную краску и ставлю точку по середине фартука, затем вытираю об салфетку. Потом макаю пальчик в синюю краску, только подушечку пальчика и ставлю вокруг точки лепестки, большим пальцем. А мизинчиком я буду украшать косыночку своей матрешки. Окунаю только кончик мизинчика и аккуратненько ставлю точки на косыночке своей матрешки.
Воспитатель: Как украшен сарафан?
Дети: Цветочками, горошинками (кружочками)
Воспитатель: Теперь давайте вы сами попробуете.
Воспитатель: Проходим к столам. Садимся и приступаем!
После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
Воспитатель: Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые! А пока наши рисунки высохнут, давайте вместе с матрешкой поиграем в игру.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Воспитатель: На столе лежат конверты, в них находятся все части матрёшек. Нужно собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто первым соберет матрешку.
Воспитатель: Ну, вот ребята, настала пора возвращаться.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, где мы сегодня были? Что мы делали?
Дети: Знакомились с Матрешкой, пели песенку и танцевали, отгадывали загадку, украшали сарафан цветами, листьями, играли в игру.
Воспитатель: Все ли справились с заданием — раскрасить сарафан Матрешек? За ваши старания матрешка прислала для вас сувениры.
«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.
Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.
Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель — Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.
Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук — сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.
Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.
Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки «Забытая старина» мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.
Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.
Русская народная игрушка «Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.
Источник