Рисунки с последовательностью рисования

Последовательность рисования от большего к меньшему, от общего к частному

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Читайте также:  Пример для рисования цветка

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Читайте также:  Как разрисовать портрет гуашью

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что ведя работу от общего к частному или от большего к меньшему, художнику легче контролировать процесс рисования. Легче сравнивать, видеть основное, обобщать и выделять. Легче производить отбор главного и второстепенного. Поэтому, пользуясь этим приемом, начинающие будут чувствовать себя намного увереннее.

Источник

Этапы работы над рисунком.

1). Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Нужно осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точке зрения эффектнее разместить изображение на плоскости. Нужно ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. Изображение намечается легкими штрихами.

Начиная рисунок, прежде всего, определяют соотношение высоты и ширины натуры, после чего переходят к установлению размеров всех ее частей. Во время работы нельзя изменять точку зрения, так как в этом случае нарушится все перспективное построение рисунка.

Нужно избегать преждевременной загрузки листа линиями и пятнами. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной, обобщенный характер большой формы. Если это группа предметов, нужно приравнять их к единой фигуре – обобщить.

Выполнив композиционное размещение изображения на листе бумаги, устанавить основные пропорции. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем выделять из них наименьшие.

2). Второй этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

При рисовании необходимо ясно представлять себе пространственное размещение предметов и трехмерность их конструктивного построения, так как иначе изображение будет плоскостным.

После выбора точки зрения на рисунке намечается линия горизонта, которая находится на уровне глаз . Наметить линию горизонта можно на любой высоте листа. Это зависит от включения в композицию предметов или их частей, которые находятся выше или ниже глаз . У находящихся ниже горизонта предметов на рисунке изображают их верхние стороны, а у помещенных выше горизонта видны их нижние поверхности.

Когда надо нарисовать стоящий на горизонтальной плоскости куб или другой предмет с горизонтальными ребрами, который виден под углом, то обе точки схода его граней находятся по сторонам от центральной точки схода. Если боковые стороны куба видны в одинаковых перспективных сокращениях, то их верхние и нижние ребра направлены за пределы картины в боковые точки схода. При фронтальном положении куба, находящегося на уровне горизонта, видна только одна его боковая сторона, имеющая вид квадрата. Тогда удаляющиеся в глубину ребра направлены в центральную точку схода.

Когда 2 стороны горизонтально лежащего квадрата мы видим во фронтальном положении, то 2 другие направлены в центральную точку схода. Рисунок квадрата в этом случае имеет вид трапеции. При изображении горизонтального квадрата, лежащего под углом к линии горизонта, его стороны направлены к боковым точкам схода.

В перспективных сокращениях окружности имеют вид эллипсов. Так изображают тела вращения – цилиндр, конус. Чем выше или ниже горизонтальная окружность от линии горизонта – тем более эллипс приближается к окружности. Чем ближе изображаемая окружность к линии горизонта – тем эллипс становится уже — малые оси по мере приближения к горизонту все более укорачиваются.

На линии горизонта как квадраты, так и окружности имеют вид одной линии. Линиями в рисунке изображается форма предмета. Тоном в рисунке передают свет и тени. Светотень помогает выявлению объема предмета..

На цилиндре и шаре свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будет не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинувшись в направлении освещенной части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутона. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету.

Рисуя групповую постановку из геометрических тел, находящихся на различных расстояниях от источника света, падающего сбоку, следует иметь в виду, что по мере удаления от него освещенные поверхности тел теряют свою светосилу.

По законам физики сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния предмета от источника света. Учитывая этот закон при размещении света и тени, не следует забывать и то обстоятельство, что вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

3). Третий этап – подведение итогов. Это последняя и сама ответственная стадия работы над рисунком. На этом этапе подводим итоги проделанной работы: проверяем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, уточняет рисунок в тоне. Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону – нужно стремиться довести до настоящего звучания и завершения те задачи, которые были поставлены в самом начале работы. Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны уже выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

Рисунок натюрморта геометрических тел.

3 этапа работы над рисунком: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) построение геометрических тел; 3) моделировка форм тоном.

1). Первый этап — композиционное размещение изображений геометрических тел на плоскости листа бумаги формата А3. Начиная рисунок, определяют соотношение высоты и ширины общей композиции всех геометрических тел в целом. После чего переходят к установлению размеров отдельных геометрических тел.

Масштаб изображаемых в рисунке предметов определяется заранее. Нужно избегать преждевременной загрузки листа линиями и пятнами. Первоначально форма геометрических тел прорисовывается очень обобщенно и схематично.

Выполнив композиционное размещение изображения на листе бумаги, устанавливают основные пропорции. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем все более мелких.

2). Второй этап – построение геометрических тел. Необходимо ясно представить себе пространственное размещение предметов, как расположена горизонтальная плоскость на которой стоят геометрические тела относительно уровня глаз рисующего. Чем ниже она находится, тем более широкой она видится. В соответствии с этим и все горизонтальные грани геометрических тел и окружности тел вращения выглядят для рисующего более или менее широкими.

Композиция состоит из призм, пирамид и тел вращения – цилиндра, конуса, шара. Для призм необходимо выяснить, как они расположены относительно рисующего – фронтально или под углом? Тело, расположенное фронтально, имеет 1 точку схода – в центре предмета. Но чаще, геометрические тела расположены относительно рисующего под случайным углом. Горизонтальные линии удаляющиеся под углом к лини горизонта, сходятся в боковых точкахсхода, находящихся на линии горизонта.В телах вращения проводят горизонтальные и вертикальные осевые линии, откладывают на них расстояния, равные радиусу изображаемой окружности.

Геометрические тела могут не только стоять или лежать на горизонтальной плоскости стола, но и находиться по отношению к ней под случайным углом. В этом случае находится направление наклона геометрического тела и перпендикулярная к ней плоскость основания геометрического тела. Если геометрическое тело опирается на горизонтальную плоскость 1 ребром (призма или пирамида), то все горизонтальные линии сходятся в точке схода, лежащей на линии горизонта. Это геометрическое тело будет иметь еще 2 точки схода, не лежащие на линии горизонта: одна на линии направления наклона тела, другая на линии ей перпендикулярной, принадлежащей плоскости основания данного геометрического тела.

3). Третий этап – моделировка формы тоном. Это самый длительный этап работы. Здесь применяются знания правил светотеневой моделировки. Построив геометрические тела по правилам перспективы, студент тем самым подготовил границы для света и теней. Плоскости тел, обращенные к источнику света, будут самыми светлыми, называемыми светом; плоскости противоположные – тенью; полутономназывают плоскости, находящиеся под углами к источнику света и в силу этого не полностью отражающие его; рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны; и, наконец, падающая тень, контур которой строится по правилам перспективы.

Белыми можно оставить поверхности призм, пирамиды или листа бумаги, на котором они стоят, освещенные прямым, ярким светом. Остальные поверхности нужно штриховать легкой, прозрачной штриховкой, постепенно усиливая ее на линиях светораздела (ребра геометрических тел, где встречаются освещенная и теневая грани). В порядке уменьшения интенсивности света можно все световые оттенки расположить условно в следующей последовательности, начиная с самых светлых: блик, свет, полутон, рефлекс, собственная тень, падающая тень.

У шара свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будет не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинувшись в направлении освещенной части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутона. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

Белым оставляют лишь блик на шаре. Остальные поверхности покрывают легкой и прозрачной штриховкой, накладывая штрихи по форме шара и горизонтальной поверхности, на которой он лежит. Тон набирается постепенно.

По мере удаления от источника света освещенные поверхности тел теряют свою светосилу. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

4). Когда все детали прорисованы и рисунок промоделирован тоном, начинается процесс обобщения: проверяем общее состояние рисунка, уточняя рисунок в тоне.

Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону, стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

Литература

1. Виноградова Г. «Уроки рисования с натуры» — М., «Просвещение», 1980

2. Библиотечка «Юного художника» Рисунок, советы начинающим. Выпуск 1-2 – «Молодая гвардия» 1993

3. Кирцер Ю. М. «Рисунок и живопись. Учебник» — М., 2000

4. «Основы рисования», «Краткий словарь художественных терминов» — М. «Просвещение», «Титул», 1996

Источник

Оцените статью