- Рисование.ру
- Урок 16. Пастель и уголь
- Пастель: добавление тона
- РИСУНКИ УГЛЕМ, САНГИНОЙ, СЕПИЕЙ И СОУСОМ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯГКИМ МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ!
- Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования
- Особенности мягких материалов для рисования:
- УГОЛЬ
- САНГИНА
- СЕПИЯ
- Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
- Уголь.
- Сангина и сепия.
- Соус.
Рисование.ру
Урок 16. Пастель и уголь
Пастель — это древний материал, используемый веками. Пастель может иметь вид мягких мелков и карандашей без оправы. Многие художники предпочитают самую мягкую пастель, обычно округлую в разрезе, но она дорога и довольно быстро расходуется. Есть более твердые варианты пастели, очень хорошие. У таких пастелей сечение обычно прямоугольное.
Наиболее часто применяемый тип древесного угля — ивовый уголь, который имеет очень мягкую текстуру. Он может быть использован для создания любого вида рисунков, но, как правило, лучше всего использовать его для работы над крупными изображениями. Вы можете размазывать его пальцами или салфеткой, или взять растушевку, как при рисовании обычным карандашом. В идеале, вам надо запастись палочками угля различной ширины и сначала опробовать их на ненужном листе бумаги, поскольку уголь довольно легко ломается и крошится, если нажимать на него слишком сильно. Одно из значительных преимуществ угля заключается в том, что он заставляет вас обращаться с ним достаточно аккуратно и не давить на бумагу. Он также может быстро покрывать бумагу и его довольно легко стирать.
Карандаш Конте — это группа художественных материалов на основе искусственного графита. Его просто и легко использовать, и он не так легко крошится, поэтому он всегда был популярен у художников. Карандаш Конте продается в форме карандаша, иногда его еще называют угольным карандашом. Он не так универсален, как палочки пастели, но не так пачкается.
Уголь и пастель легко размазываются, поэтому вам понадобится хороший фиксатив, который нужно будет распылить над готовым рисунком после его завершения. Фиксатив также можно приобрести в магазинах художественных принадлежностей.
Начните изучение этого материала с создания простого линейного рисунка, как и в случае рисования карандашом. Как вы можете видеть, получающаяся линия напоминает ту, которая остается при проведении по бумаге мелом, она более мягкая по форме и при правильном использовании пастели может обеспечить красиво текстурированный эффект.
Этот урок я начал с рисования своей левой руки — у меня всегда есть хорошо знакомая форма. Рисуйте так же, как вы делали это в предыдущем случае, выполняя линии карандашом, — по мере того, как палочка пастели вьется по листу бумаги, перед вами постепенно возникает уже известная вам форма. Этот материал стереть уже не так просто, поэтому постарайтесь работать достаточно аккуратно — не пытайтесь с самого начала рисовать слишком ярко.
Затем я нарисовал это растение в горшке, которое случайно оказалось под рукой. Для второй попытки работы пастелью стоит выбрать что-нибудь достаточно простое и привлекательное для вас.
Пастель: добавление тона
Чтобы облегчить следующий этап, рисуйте реального человека с фотографии, а не с натуры. Убедитесь, что фотография хорошая, с большим количеством разнообразных тонов. Одна из проблем использования фотографий заключается в том, что они никогда не дадут вам столько же информации, сколько ваш глаз может увидеть в реальной жизни, но на данном этапе это преимущество, потому что работа по фотографии позволяет вам легче анализировать тона.
1. Помните, что работая пастелью, вы не сможете часто и легко стирать линии. Нарисуйте основные контуры лица и головы.
2. Затем покройте единым тоном весь рисунок там, где есть тени на фотографии, стараясь сделать их как можно более светлыми.
3. В конце нанесите наиболее яркие и темные тона, чтобы рисунок выглядел как фотография, с которой вы копировали изображение.
Источник
РИСУНКИ УГЛЕМ, САНГИНОЙ, СЕПИЕЙ И СОУСОМ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯГКИМ МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ!
Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.
Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.
Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования
- Рисование боковой поверхностью мелка
- Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
- Использование острия мелка (карандаша)
- Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
- Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.
Особенности мягких материалов для рисования:
Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.
Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).
Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!
Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.
Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.
УГОЛЬ
С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!
Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.
Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.
Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.
Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!
- Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.
2. Сложите их в жестяную банку вертикально.
3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.
4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).
В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.
Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.
Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.
Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.
САНГИНА
Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».
Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.
Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.
Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.
Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.
Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!
Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.
СЕПИЯ
Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.
Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых.
В переводе с латинского «sepia» — каракатица И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!
У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.
В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.
Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин.
Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.
Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже.
В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как «русская глина»).
Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.
Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил.
Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.
Источник
Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.
Уголь.
Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.
- Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
- Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.
Сангина и сепия.
Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.
- Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
- Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.
В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.
Соус.
Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.
Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.
Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.
Источник