Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица»
Евгения Карпикова
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица»
Цель: Продолжать знакомить детей с жанровой живописью,создание рисунков по замыслу на тему: «масленица»
Задачи: 1. Учить изображать самого себя на празднике «масленица». Закреплять умение рисовать человеческую фигуру в пропорциях 2. Развивать творческую самостоятельность, фантазию, закреплять представление о народных забавах, обычаях и обрядах. 3. Воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям.
Материал/оборудование: Репродукции картин Б.Кустодиева: «Масленица», П. Н. Грузинского «Катание на масленице», иллюстрации символов масленицы, макет праздника с фигурками людей вылепленными из пластилина, схема поэтапного рисования человека, ватман для коллективной композиции с изображением снега, солнца, чучела зимы, альбомные листы А5 с закруглёнными углами, простые карандаши, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход образовательной ситуации:
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости и хотят посмотреть, чему мы научились и что мы умеем делать. Поделимся опытом и знаниями?
-Тогда проходите на коврик, садитесь на стульчики рядышком друг с другом словно месяц полукругом (на доске выставлены репродукции картин). У нашего народа много замечательных традиций и одна из них-провожать зиму и встречать весну, солнце. В это время люди празднуют замечательный русский праздник-масленицу. Посмотрите,ребята,на картины: какие яркие краски использует художник чтобы передать праздничное настроение! Люди катаются на санях, поют, танцуют, едят блины и катаются на лошадях- это было любимое развлечение. Ребята, а вы хотели бы попасть на праздник?
-Тогда закрываем глазки! С помощью волшебной палочки мы сможем попасть на праздник. Раз, два, три ребят на праздник масленицы перенеси! Открываем глазки! А теперь ребята расскажите что каждый из вас будет делать на празднике? Кирилл, чем будешь заниматься ты? А Варя что будет делать?
-А теперь давайте зиму провожать да весну закликать! Возьмём наши солнышки которые мы сделали на занятии по аппликации и встанем в хоровод! (Звучит народная музыка)
Физкультминутка «Масленица»
(дети стоят в хороводе)
Масленица золотая! (идём влево)
Блинная и заводная! (идём вправо)
В свой волшебный хоровод, (подняли солнышки над головой)
Закрути скорей народ! (поворот вокруг себя)
Хороводы хороводим, (хоровод сужается, делаем маленький круг)
И друг с друга глаз не сводим! (повороты головы влево-вправо)
Всех с весною поздравляем (хоровод расширяется, делаем большой круг)
Быть счастливыми желаем! (подняли солнышки вверх)
Ведь весна к нам на порог (поворот вокруг себя)
Скоро вешняя придёт!
— Ребята, а давайте каждый из вас нарисует сам себя, чем бы он занимался на празднике масленица. Присаживайтесь, пожалуйста за столы. Но прежде чем начать рисовать давайте вспомним, как будет выглядеть человек на рисунке, из каких частей тела он состоит? Назовите их ребята. (дети рассматривают схематическое изображение человека)
—(голова, шея, туловище, руки, ноги)
-С чего мы начинаем рисовать?
-Что рисуем потом?
— Что нарисуем после туловища?
— Правильно, ребята. Не забываем о том, что руки заканчиваются ладошками, на ногах обувь. Сразу придумываем что человек делает на рисунке. (показ макета с человечками из пластилина) Например танцует (сгибаем пластилиновому человечку руки или поднимаем вверх) или ест блины (соединяем пластилиновому человечку руки вместе между ними блин из пластилина).
Ребята давайте подготовим наши пальчики к рисованию, чтобы у нас получились красивые работы!
Положи блинок в ладошку, (Рисуем пальцем на ладони блин)
Угости мурлыку-кошку, (сгибаем-разгибаем кулачки)
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
2. Практическая часть
Ребята сначала рисуем простым карандашом тонкий контур, затем раскрашиваем акварельными красками сверху-вниз.
(Перед детьми поэтапная схема рисования)
(Самостоятельная деятельность детей с музыкальным сопровождением, индивидуальная помощь)
3. Итог образовательной ситуации.
А теперь прикрепим наши рисунки на общий лист с ярким солнышком и куклой масленицей!
Какая яркая да праздничная картина у нас получилась! Молодцы ребята! Ребята, на каком празднике мы сегодня побывали?
— (Масленица)
— Наше занятие подошло к концу давайте попрощаемся с нашими гостями!
Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада Тема Развернутое содержание работы Форма организации.
Конспект игровой развивающей ситуации по рисованию в старшей группе «Снегурочка возле елочки» задачи: 1. Учить изображать сказочный образ Снегурочки через её наряд 2. Учить подбирать холодные цвета для изображения одежды. 3. Приучать.
Конспект игровой ситуации по аппликации «Букет цветов ко Дню рождения детского сада» Конспект игровой ситуации по изобразительной деятельности (Аппликация). На тему: «Букет цветов ко дню рождения детского сада». Материалы.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно» Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно». Программные задачи: Образовательные: — Расширить.
Конспект образовательной ситуации по рисованию «Кубанская роспись» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «КУБАНСКАЯ РОСПИСЬ».
Конспект образовательной ситуации на игровой основе по рисованию «Снеговик» Программные задачи: 1. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. 2. Закрепление техники нетрадиционных.
Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада Программное содержание: повторение правил дорожного движения, закрепление знаний о дорожных знаках Цель – закрепить названия дорожных знаков,.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе детского сада «Вам, малыши, цветные карандаши» Цель: Научить детей пользоваться карандашами. Задачи: Образовательная: познакомить с карандашами; учить держать карандаш тремя пальцами.
Масленица во второй младшей группе детского сада (фотоотчёт) Автор: Белякова Наталья Михайловна, воспитатель МКДОУ д/с «Светлячок» Цель: доставить радость детям и гостям праздника. Задачи: Развивающие:.
Сценарий развлечения в средней группе детского сада «Весёлая Масленица». Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.
Источник
Конспект НОД по рисованию сюжетному по замыслу «Масленичная неделя»
Лаврентьева Оксана
Конспект НОД по рисованию сюжетному по замыслу «Масленичная неделя»
Конспект НОД «Масленичная неделя» (продуктивная деятельность)
Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичная неделя. Лакомка.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, математика.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица — один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; закреплять умение рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность при выборе изобразительных материалов; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к масленичным забавам; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В. Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице, изготовление «Масленицы».
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись Чайковского «Февраль. Ярмарка».
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», бумага формата A4; гуашь, акварель,кисти разного размера, фломастеры, цветные мелки и карандаши.
Содержание организационной деятельности:
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Руки поднять вверх
Руками над головой описать большой круг
Плавно опустить руки на ковер
Описать большой круг над головой
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
.Ребята, я сейчас хочу прочитать для вас стихотворение Бунина. Послушайте:
Чернеет лес, синеет мягче даль, —
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
— О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
— К какому времени года он относится?
— А знаете ли вы как по — другому называют этот месяц?
Последний месяц зимы — «сечень». Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год — был последним в семье зимних месяцев. Из — за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг, величали в Древней Руси его «ветродуем» и «лютнем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца — «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль «межень» — межа между зимой и весной.
— В феврале зима с весной встретятся впервой.
— Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
-А сейчас я предлагаю отгадать кроссворд и узнать как называется праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны?
(Название праздника спрятано в цветных клеточках.)
Дети загадывают загадки, и отгадки вписывают в пустые клеточки кроссворда.
Итак, первый вопрос по горизонтали: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила». Что это ребята? (Зима).
Второй вопрос по горизонтали: «Место, где торгуют различными товарами. Торгуют весело, с песнями, плясками, играми. Участники веселья скоморохи, петрушки». (Ярмарка).
Третий вопрос: «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … (Весна)».
Четвёртый вопрос: «Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (^ Солнце)»
Пятый вопрос по горизонтали: Кукла из соломы, в конце праздника её сжигали. (Чучело)
Шестой вопрос: «И с икрой, и со сметаной – всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – наши солнышки — … (Блины)»
Вопрос седьмой: «Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким: делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю … (Игрушки)».
Восьмой вопрос: «Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться». (Яйцо)
Девятый вопрос: Чувство, которое мы испытываем когда получаем подарки? (Радость)
Прочитайте, какое слово у нас получилось в выделенных клетках.
Вам знаком такой праздник Масленица? Что вы можете рассказать об этом празднике? (ответы детей) А вы испытываете радость, когда приходит к нам праздник масленица? Что особенно вас радует?
Масленица – это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.
В народе Масленицу называют «весёлая», «объедуха», «чистая, широкая Масленица» ,объедалой, блиноедой, круглой, румяной, широкой. Почему масленицу именно так называли? А почему Широкой? (она длится неделю). А сколько дней в неделе? Мы сейчас с вами и поиграем в игру «Живая неделя». (дети делятся на две команды. Первой команде крепятся карточки с цифрами 1-7 на спине. Другой команде крепятся на спине карточки с названиями дней недели. Дети должны определить «Кто они?» и выстроится в ряд)
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать
В народе говорили: «Не житьё, а масленица!» Посмотрим на календарь масленицы, который мы с вами завели. Попробуем его заполнить дальше
Делали куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её с песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. (рисунки детей)
Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам (маминым мамам).
– Как вы думаете, почему именно блин стал символом масленицы? (Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями).
Блин – символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.
Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.
И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один — называем просто. (блин).
Много испекли их мы — тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек — назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок — назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище — назовем. (блинище).
А сейчас, ребята, я предлагаю заполнить следующий лист нашего календаря. Сегодня у нас среда, и называется этот масленичный день – лакомка. Что можно изобразить на ваших рисунках? (ответы детей)
Подумайте, какие материалы вы будете использовать для своих работ.
А музыка поможет вам в вашей работе.
Воспитатель включает запись произведения П. И. Чайковского «Февраль. Ярмарка» из цикла «Времена года»
Фотоотчёт НОД по аппликации по замыслу «Избушка на курьих ножках» в старшей группе Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию — аппликация по замыслу «Избушка на курьих ножках».
Конспект комплексного занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Колобок катится по дороге» Цель: — передавать в рисунке образы из знакомой сказки Задачи: Образовательные: учить располагать предметы по всему листу, рисовать предметы.
Конспект НОД по сюжетному рисованию в подготовительной школе группе «Подводный мир» Конспект НОД по сюжетному рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Подводный мир» Образовательная область: художественно-эстетическое.
Конспект занятия НОД по рисованию по замыслу в подготовительный группе «Золотая осень» Вид занятия: рисование по замыслу. Тема занятия: » Золотая осень». Цель занятия. Воспитательная задача. Воспитывать любовь, интерес к родной.
Конспект занятия по тестопластике «Новогодние игрушки. Лепка по замыслу» Конспект занятия по ИЗО «Новогодние игрушки» (по замыслу, тестопластика) Цель: создание новогодних игрушек в технике тестопластики. Задачи:.
Конспект занятия по рисованию «Рисование по замыслу» в подготовительной группе Конспект. Тема: «Рисование по замыслу» в подготовительной группе. Выполнила: Костылева Мария Александровна. Программное содержание:.
Конспект занятия по сюжетному рисованию гуашью в старшей группе на тему «Белая береза» Конспект занятия по сюжетному рисованию в старшей группе на тему «Белая береза» (гуашь) Образовательная область: художественно-эстетическое.
Конспект занятия по сюжетному рисованию в старшей-подготовительной группе «Как я провёл лето» Образовательная область: «Художественно — эстетическое развитие» Обучающие задачи: -Научить изображению смысловой связи между объектами,.
НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа) Цель: Обобщить знания детей о строительных профессиях, развивать интерес к творческому конструированию из деталей лего. Задачи: — Закреплять.
НОД по рисованию по замыслу «Ветка рябины» Тема: «Ветка рябины» по замыслу Цель:Развивать умение передавать свои впечатления; вос-питывать само-стоятельность в создании образа Оборудование:.
Источник