- Четыре способа сервировать блюдо по-современному
- 1. Белое или черное
- 2. Под соусом
- 3. Под зеленью
- 4. Под… чем-то
- Мастер-класс: знакомимся с соусом
- Как рисовать художественным соусом
- Еще один материал для рисования
- Техники рисования соусом
- Сухая техника рисования соусом
- Мокрая техника рисования соусом
- Совмещенный способ рисования соусом
- Что можно нарисовать соусом
- Пейзаж соусом
- Портрет соусом
- Натюрморт соусом
- Подготовка к рисованию
- Выбор бумаги для рисования соусом
- Закрепление результата
- Заключение
Четыре способа сервировать блюдо по-современному
Известный австралийский шеф-повар Джордж Каломбарис как-то сказал: «Еда не может лежать неопрятным комом, она должна покрывать тарелку, как опавшие листья покрывают землю». Это значит, что даже самое простое блюдо следует красиво и нешаблонно сервировать. Впрочем, понимать эти слова буквально тоже не следует: размазывать маленькие капли и раскладывать кусочки по тарелке, стремясь создать «произведение искусства» — это издевательство, […]
Известный австралийский шеф-повар Джордж Каломбарис как-то сказал: «Еда не может лежать неопрятным комом, она должна покрывать тарелку, как опавшие листья покрывают землю». Это значит, что даже самое простое блюдо следует красиво и нешаблонно сервировать. Впрочем, понимать эти слова буквально тоже не следует: размазывать маленькие капли и раскладывать кусочки по тарелке, стремясь создать «произведение искусства» — это издевательство, а не ресторанная подача. Все-таки тому, кто получает от вас блюдо, нужно дать саму еду, а не только «картину». Чтобы он мог есть, а не только любоваться. Сегодня поговорим о тенденциях в сервировке.
1. Белое или черное
Главное правило — тарелка для сервировки должна быть однотонной. Если вы выложите на красное блюдо, скажем, пасту с томатами, это будет выглядеть совсем не аппетитно, а неопрятно. А вот на белой тарелочке блюдо заиграет. Черный цвет — идеален для блюд, основной ингредиент в которых белый или кремовый, или иного светлого оттенка.
Тарелку стоит использовать большую: это тренд. От края тарелки до продукта должно оставаться два-три сантиметра. К тому же, поставить на стол ее будет проще. Накладывать много еды, как мы сами кладем себе, обедая в кафе со шведским столом, считается неправильным. Еда должна радовать глаз, но не пугать того, что будет ее пробовать.
2. Под соусом
Самый часто используемый прием оформления — это дрессинги, или соусы, или заправки. Классический вариант: соус подают отдельно в маленьком соуснике, 70-100 г на персону. Современная подача: смешение соусов на тарелке, декорирование соусами. Повара подливают соус под блюдо (как на фото), рисуют узоры, фигурки, разводы и капельки, благодаря чему блюдо получается эстетически-привлекательным.
В этом случае правильным будет рисовать соусом не на мясе или рыбе, а на свободной части тарелки (еще поэтому в ресторанах сервируют на больших тарелках; но — рисовать соусом и оставлять капли не нужно, если блюдо лежит в глубокой миске). Только соус должен быть верной консистенции: в ином случае он растечется или ляжет на тарелку неаппетитными комочками.
И еще одно правило: не нужно обильно расписывать мясо или рыбу «завитушками» — это прошлый век. Основные блюда должны смотреться под соусом солидно и основательно.
3. Под зеленью
Зачастую мы обильно посыпаем готовое блюдо свежей рубленной зеленью, даже не предполагая, что этот шаг не всегда оправдан. Особенно — если зелень «второй свежести», как осетрина булгаковского буфетчика Сокова. Например, выкладывая кусок отбивной на лист салата, мы добьемся не красоты, а обратного эффекта: свежий сочный лист завянет и блюдо будет выглядеть некрасиво.
Интересный современный вариант: перья зеленого лука (как на фото), или веточка розмарина, или ленточки свежей цедры лимона.
4. Под… чем-то
Иногда достаточно одной детали, чтобы блюдо заиграло новыми красками. Именно этим и славится высокая кухня (так называют кулинарное искусство, когда блюдо отменно приготовлено из очень свежих продуктов и профессионально декорировано). При этом чем неожиданнее способ кулинарного декорирования, тем ближе блюдо к высокой кухне.
Можно взять кожуру помидора, обжарить в масле и получится хрустящий ломтик, которым легко декорировать мясо. А если положить под пергамент тонкий ломтик яблока или картофеля, пройтись по нему утюгом, можно использовать их для сервировки творожной запеканки и пюре.
Кстати, традиция выкладывать на блюде фигурки зверей и птиц, оформлять салат в виде курантов или елочки, как любят делать хозяйки для Новогоднего стола, уже ушла в прошлое. Современное блюдо выглядит оригинально, но сдержанно и стильно. Потому что, как говорит еще один модный австралийский шеф Гарри Мехиган, «еда должна выглядеть как еда, а не как иллюстрация в книге».
Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Мастер-класс: знакомимся с соусом
В этом посте хотим познакомить вас с соусом — уникальным материалом, аналогов которому нет за границей. Такой исторически русский материал для рисунка. Его очень любили Репин, Крамской, Саврасов, использовали и для набросков, и даже как подкладку на холсте под масло.
Слово Евгении Мельниковой , художнице, преподавателю живописи и рисунка.
Соус — это такие толстые палочки из прессованного пигмента и клея. Он дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатистый тон, хорошо растушевывается. Соус обычно продается в монохромных гаммах.
Главная его особенность в том, что он хорошо разводится водой. Свойство редкое для любых так называемых «мелков». Все остальные так себя не ведут. Соусом можно рисовать, как жидкой акварелью, только после высыхания он выглядит на бумаге, как обычная пастель.
И эта особенность дает возможность разноплановой работы с соусом.
Например, после высыхания его можно стирать ластиком практически до бела. Можно корректировать, дорабатывать и растушевывать. Высохший соус в рисунке можно смешивать с пастелью, углем, обычной акварелью, карандашами.
Давайте посмотрим на конкретном примере, как можно работать с соусом. Нарисуем, небольшой натюрморт — букетик сухоцветов.
Натюрморт в соусе
1. Прежде всего натираем пигмент в палитру в большом количестве. Наберем зеленый цвет, охру, обязательно черный, темно-серый и можно добавить немного коричневого. Чем больше вы натрете сухого пигмента, тем будет лучше.
Разводим все это водой достаточно в крепкой консистенции, чтобы потом можно было или высветлить при необходимости, или использовать изначально получившийся густой тон.
2. Используем плоскую кисть. Начинаем с краев, где расходятся самые дальние веточки в одну сторону, в другую, в третью, четвертую и внизу завершаем форму. Смотрим, где она заканчивается. Плоская кисть помогает сделать максимально точные выходы, так как она дает сама по себе тонкие линии.
После этого вооружаемся кисточкой круглой среднего размера, чтобы она хорошо набирала краску. Прокладываем цветные пятна там, где у нас охра — охрой, где у нас холодные — там соответственно голубоватым и зеленоватым оттенком. Выходим на края, на кончики букета, чтобы сами пятна, как в акварели, создавали силуэтную цветную заливку. Эта заливка показывает максимально точно сам контур и приблизительное расположение цветов внутри, то есть делает зонирование по оттенкам.
3. После того, как силуэт получен, можно вторым слоем положить более темные оттенки — обозначить тени. Но сильно не увлекайтесь. Если положить краску густо, то при высыхании этот пигмент начнет отслаиваться с бумаги.
Лучше подождать, когда просохнет этот второй «теневой» слой, и положить еще несколько слоев для усиления темных мест. Опять же не густо, чтобы высохший соус потом не отслаивался.
4. После того как заливка высохла, продолжаем проработку теневых мест. Смешиваем темно-серый и голубой — получается довольно насыщенный оттенок. Старайтесь найти баланс между насыщенностью набранного цвета и консистенцией краски — она не должна быть густой. Прорабатываем полоски, тени под веточками. Заполняем самые темные глубинки между ветками и покрываем самый темный цветок, он тут самый синий. Закрываем цветом его полностью, и благодаря мазкам получается такая живая фактура.
Задача этого этапа — покрыть тени, подчеркнуть веревочку, подчеркнуть тени под веревочкой, а также тени внутри всех веточек и залить синим цветом те места, где будут цветы. Не прорисовываем их, а просто обозначаем заливкой это место. Ждем, когда все высохнет и идем дальше.
5. Следующий этап — высветляем (стираем ластиком) самые светлые места. Например, белые цветы, если они у нас не получились с первого раза в нужном тоне.
На свету выделяем какие-то веточки особенно активные. Выделяем также то, что потеряли при заливке, какие-то контрасты. Советую взять мягкий ластик «Милан», срезать его по диагонали, чтобы края были обязательно острыми. Острым краешком работать удобно. А вот стандартный ластик «Кохинор» со слоником будет размазывать все.
6. Следующий этап — проработка черным цветом. Мы уже наметили контрасты, доработали их серо-синими оттенками кисточкой, но все равно не хватает максимальной насыщенности тона в букете, поэтому берем именно черный и дотягиваем контрасты между веточками максимально точно, чтобы придать глубину нашему объекту.
Обращаем внимание на освещенность букета в целом: с какой-то стороны он будет более светлым, с какой-то более темным. Я решила, что более темная сторона находится справа (на референсе есть такой намек на это) и, соответственно, работала там более контрастно.
7. Предпоследний этап — начинаем проработку цветом. Пригодится цветаня пастель. Берем охру, зеленый и белый цвета и дорабатываем все оттенки. Прорабатываем участки пастелью с нажимом, чтобы заполнить форму, и разница веточек по цвету проявилась максимально эффектно.
Белый также накладываем с нажимом, чтобы мелок прямо ломался и крошился. Так он будет хорошо погружаться в бумагу и в другие цвета, как бы вмешиваться в них, и тогда получится более насыщенным.
8. Последний этап — прорисовываем цветы темно-синим цветом. И «вишенка на торте» — добавляем синий в некоторые тени. Так работа в целом приобретет красивый холодный оттенок и будет более цельной тонально.
Друзья, попробуйте этот уникальный материал в деле, делитесь впечатлениями и успехами в комментариях!
Источник
Как рисовать художественным соусом
Как рисовать картины художественным соусом? Рассказываю в статье о технике рисования соусом для начинающих художников, а также об особенностях рисования портретов, пейзажей и натюрмортов этим графическим материалом.
Еще один материал для рисования
Как вы помните из предыдущей статьи, соус – это такой мягкий, графический материал, напоминающий пастель, который изготавливают из глины, газовой сажи, мела, клея и пигмента.
Вот уже больше двух веков художники используют соус, как альтернативное углю и пастели средство выразительности, которое может давать глубокий и насыщенный черный тон.
С его помощью можно создавать эскизы и наброски, а можно использовать для создания самостоятельных работ. Соусом можно работать разным способом, и рисовать как пейзажи и натюрморты, так и портреты. В этой статье я расскажу про каждую технику рисования соусом, а также, как выбрать подходящую бумагу для работы с ним.
Техники рисования соусом
Существует несколько основных техник рисования соусом: можно рисовать мокрым способом, сухим, или, смешанным. Остановимся подробнее на каждом из них.
Сухая техника рисования соусом
Этой техникой можно рисовать по аналогии с пастелью – взяв сухой мелок соуса. Как правило, соус используют для тонировки общей поверхности. При сухом способе нанесения можно так же, использовать прием растушевки, создавая плавные переходы цвета.
Чтобы показать более мелкие детали, можно использовать карандаш, или, соус в карандаше. Бумагу для такого соуса лучше выбрать плотную и фактурную, чтобы уменьшить риск опадания материала. Картины и рисунки, сделанные сухим способом, можно дополнительно зафиксировать специальным лаком.
Кстати, сухой способ рисования соусом идеально подходит для создания набросков, а растушевку можно делать прямо пальцем.
Мокрая техника рисования соусом
Как вы уже поняли, при мокром способе, мы рисуем кистью. Лучше для этого взять мягкую кисточку для акварели. В отличие от сухого способа, рисунок соусом при мокрой технике фиксировать дополнительно вам не понадобится.
Бумагу тоже, как и кисточку, лучше брать акварельную. Также для работы в этой технике, вам понадобятся вода, ластик, карандаш.
Как правильно рисовать соусом на бумаге в мокрой технике:
- Раскрошите малок соуса в порошок либо на отдельном листе бумаге, либо, в специальной емкости.
- Кистью и небольшим количеством воды, разбавьте порошок до состояния акварельной краски.
- Начинайте рисовать соусом по мокрому листу, смачивая кисточку в краске.
- Ластик используйте не только как материал, которым можно стереть ненужное, но и как средство рисования, убирая детали, высветляя тон.
- Для прорисовки особо мелких деталей, после высыхания рисунка используйте карандаш.
Совмещенный способ рисования соусом
При смешанном способе, соусом работают сначала в мокрой технике, а затем, после высыхания, дополняют рисунок штриховкой и растушевкой сухим соусом.
Помимо соуса, в работе при смешанной технике, можно задействовать не только соус, но и другие графические материалы – угольный карандаш, пастель, сепию.
Уверена, что при использовании разных материалов и фактур, вы сможете допиться интересных изобразительных эффектов и создать красивую и уникальную работу.
Что можно нарисовать соусом
Пейзаж соусом
При рисовании пейзажей нужно помнить про правила воздушной перспективы: чем дальше от нас расположены предметы, тем светлее они должны быть. Поэтому, нанося тон соуса помните об этом, и, если нужно, высветлите дополнительно дальний план ластиком.
Портрет соусом
Намечаем детали, не прорисовывая ничего детально, потому что соус все перекроет. Заливаем основные пятна светотени. Слой за слоем накапливаем тон, параллельно добавляя более мелкие детали. Бумага при мокром нанесении соуса успевает высохнуть и поэтому, слои жидкого соуса не смешиваются в грязь.
Рисунки соусом, в мокрой и сухой технике
Детализируем все кисточкой с более темным оттенком соуса, а там, где должны быть светлые участки – убираем ластиком соус. Если ластиком стереть соус не получается, то скорее всего, рисунок еще просто не просох, либо, вы выбрали не подходящий тип бумаги.
Чтобы проверить, высохла бумага или нет, потрогайте ее рукой. Не стирайте ластиком соус с мокрой бумаги, это приведет к катушкам, которые уже ничто не уберет.
Но в остальном, работать с соусом легко и приятно, и, в отличие от акварели, его всегда можно поправить, если что-то пошло не так.
Еще один секрет рисования соусом портретов – не делайте его слишком плотным по густоте.
Натюрморт соусом
Как и при работе с портретом, рисуя натюрморт, мы сначала наносим общий тон. Затем расставляем акценты – наносим контуры будущих предметов, обозначая их расположение на бумаге.
Пример использования белого, мало популярного цвета соуса
После этого накладываем более темный тон соуса, чтобы обозначить тени. Не забывайте, что если вы пишите мокрым способом, то нужно время, чтобы бумага и сам соус высохли.
После высыхания всех слоем, высветляем заостренным кончиком ластика все необходимые места в нашем натюрморте. Также, чтобы добавить дополнительного контраста рисунку, вы можете пройтись повторно черным цветом по некоторым местам в рисунке.
Подготовка к рисованию
Соус не требует какой-то особой подготовки к рисованию, но все же, есть несколько отдельных моментов, которые вам стоит учитывать, о них я скажу ниже, а пока, вот основные этапы подготовки к рисованию соусом:
- Если вы работаете сухим соусом, то работайте им как сухой пастелью, растушевывая цвет. Но чаще всего, конечно же, соусом работают в мокрой технике, о ней и пойдет речь далее.
- Чтобы развести соус, приготовьте нож или любое другое лезвие, емкость с водой и сам соус.
- При помощи ножа, сотрите часть соуса в порошок. Лучше сделать сразу весь соус, чтобы потом не приходилось заново растворять новый соус и добавлять к остаткам. Используйте одну палочку из набора, вам этого будет достаточно.
- Круглой и заостренной кисточкой из натурального ворса постепенно добавляйте воду в стружку из соуса, чтобы не сделать его слишком жидким.
- Следите за густотой соуса и регулируйте ее по своему усмотрению.
Для начинающих художников рисунки соусом даются легче, чем красками, так как его очень легко стирать с бумаги в сухом состоянии. Также при работе с соусом следует помнить, что:
- лак делает цвет краски темнее;
- лак нужно наносить только в самом конце;
- при смешанной технике рисования, всегда сначала работаем в мокрой технике, а потом в сухой;
- прекрасно получаются соусом портреты, из-за бархатной текстуры материала, которая делает изображение более мягким;
- бумагу лучше всего использовать фактурную, шероховатую.
Выбор бумаги для рисования соусом
От того, какую бумагу вы выберете, будет зависеть качество и долговечность вашего рисунка. Поэтому, не стоит брать первую попавшуюся. Лучше прочтите мои рекомендации.
Есть несколько видов бумаги – целлюлозная и хлопковая. Хлопковая бумага не подойдет вам, если вы хотите рисовать соусом именно как соусом, а не просто краской.
Дело в том, что по своим свойствам хлопковая бумага очень хорошо держит влагу, а для работы с соусом это не совсем подходит, ведь ластиком тогда нельзя будет работать.
Еще один вид бумаги – целлюлозная. С этой бумагой соус уже не будет так сильно впитываться в текстуру самой бумаги, что позволит вам спокойно работать ластиком.
Целлюлозная бумага очень хорошо и достаточно быстро сохнет, что тоже является преимуществом перед хлопковой. Но иногда на такой бумаге могут скапливаться катушки, из-за сильных нажатий ластиком.
Давайте рассмотрим несколько видов марок такой бумаги.
«Белые ночи» — акварельная бумага от российского бренда «Невская палитра»
Фото – магазин «Передвижник»
Эта целлюлозная бумага имеет плотность 200 г/м2 и отлично подходит всем начинающим художникам, пробующим рисовать соусом! При своей достаточно не высокой стоимости, это очень хороший пример качественной и доступной бумаги:
- не топорщится волнами, после высыхания;
- соус можно стирать ластиком до белого цвета;
- не скатывается.«Cason Montval» — французская бумага для акварели, тоже из целлюлозы.
Обладает теми же свойствами, что и бумага от «Невской палитры», только стоит дороже. Также не подходит для техники лессировки, в отличие от предыдущего вида бумаги.
«Brauberg» — художественная бумага кремового цвета с зернистой фактурой и плотностью 150 г/м2. Идеально подходит для эскизов и набросков графическими материалами, в том числе и соусом.
Скетчбук для акварели «Малевич» — тоже недорогой, но очень качественный формат бумаги для рисования.
Бумага здесь не постареет и не пожелтеет с течением времени, так как производители убрали из нее лигнин – химическое вещество, которым обрабатывают древесину.
Такая бумага тоже хорошо впитывает воду, но не идет волнами и не искажается. Стойкая к вымыванию, имеет хорошую заливку. Плотность 200 г/м2.
Закрепление результата
Чтобы ваш рисунок сохранился на долгие годы, его следует закрепить специальным лаком. Ведь соус – это не масло, которое в любом случае останется на холсте. Соус очень просто может выцвести или стереться и потускнеть.
Чтобы этого не произошло, используйте в конце работ специальный лак.
Если вы работали в сухой технике, то обязательно покрывайте рисунок аэрозольным лаком-фиксатором. Работы соусом, выполненные в мокрой технике покрывать лаком необязательно, их можно просто оформить в раму со стеклом. Но в принципе, вы можете также сбрызнуть рисунок фиксативом для пастели.
Лак-спрей «Koh-i-Noor» легко наносится и бережно защищает рисунок. Подходит для пастели, угля, и, конечно же, соуса.
Лак-фиксатив «Сонет» один из самых популярных лаков, для закрепления рисунков.
Заключение
Итак, из этой статьи вы узнали о нескольких техниках рисования соусом, основных видов бумаги и лаков, для закрепления результата, а также, как правильно пользоваться и рисовать соусом начинающему художнику.
Не важно, занимаетесь вы по академической программе, или самостоятельно, в любом случае, я советую вам попробовать порисовать соусом, сделать это в разных техниках, в том числе и в смешанной. Так вы узнаете еще один художественный материал и станете еще ближе на пути к цели – стать настоящим художником!
Ну а если вам понравилась моя статья, смело ставьте 5 звезд и пишите, что именно понравилось в комментариях!
Источник