Конспект НОД «Гжель — сказочная роспись»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему
«Гжель – сказочная роспись».
— проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
— продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
— закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
— воспитывать самостоятельность и творчество.
— продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
— закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
— учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора ( розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги );
— закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги) ;
— учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
— закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
— обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
— расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
— воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
— умение оценивать работу сверстников.
— развивать чувство цвета при составлении узора;
— развивать память, мышление, творческое воображение.
— развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
— расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
— способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.
— Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
— Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
— Знакомство с декоративными приемами рисования.
— Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
— рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
— Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.
— Как вы думаете, из чего она была сделана? ( из стекла )
— Из чего бывает сделана посуда? ( Дерево, стекло, металлическая )
— Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? ( нет )
— Конечно, нет, только бы роспись пострадала.
— А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? ( нет )
— Эта уж точно, осталась бы цела.
— А пластиковая посуда? ( нет )
— А стеклянная? ( да )
— Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
— Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? ( обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
— А как вы думаете, такая посуда может разбиться? ( да )
— Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
— Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? ( гжельская)
— Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.
На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.
Воспитатель читает стихи:
— Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
— Где изготавливают эту посуду? ( в поселке Гжель )
— Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:
— Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.
Давайте полюбуемся нашими игрушками.
— Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? ( красивая, синяя, нарядная )
— Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
— А что делает эту посуду такой? ( она голубая, нежная )
— Да, бело–синяя роспись.
— Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.
— Какой цвет использовали мастера?
— Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
— Что нарисовано на вазе?
— Где расположен цветок?
— Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
— Где закрашено, синей краской полностью?
— Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
— А что ещё создают гжельские мастера? ( игрушки, скульптуры )
— Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
— Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.
Дети читают стихи:
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Животные и птицы
Деревня в Подмосковье
Известно всем в народе
Её название гжель.
— А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? ( дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)
— Чем отличие их от гжельской росписи? ( она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)
— Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.
— Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? ( нет голубой )
— Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? ( смешаем синюю и белую)
— Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
— Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
— Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Садитесь поудобнее, начинаем работу .(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
— А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.
— Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.
— Вам понравилось? ( да )
— Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
— Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии — волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
— А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? ( гжельские)
— Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
— Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:
— Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
— Что особенного в этой работе?
— Чем отличается от других эта работа?
— Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
— Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в рамках реализации вариативной части программы «Региональный компонент» Тема. Настенная роспись «вытыканка».
Рисование по ткани. Роспись трафаретов цветов.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель — сказочная роспись» для детей старшей группы.
Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского.
Знакомство детей с народной гжельской росписью в посуде,игрушках,воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской р.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Гжель".
Источник
Конспект занятия по рисованию «Сказочная гжель» в старшей группе
Ольга Шкода
Конспект занятия по рисованию «Сказочная гжель» в старшей группе
Тема: Роспись тарелки мотивом «Гжель».
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
— продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
— закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
— учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
— закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
— учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
— закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
— обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
— расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
— воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
— умение оценивать работу сверстников.
— развивать чувство цвета при составлении узора;
— развивать память, мышление, творческое воображение.
— развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
— расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
— способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Материал и оборудование: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты, заготовки белых тарелок для росписи, тряпочки, таблицы с элементами гжельской росписи, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.
Предварительная работа: знакомство с гжельским промыслом.
Методы проведения: Показ. Рассмотрим узор на тарелке.
-Каким узором украшена тарелка? (цветком и бордюром)
-Где расположен цветок? (в середине)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
-Рассмотрите кайму, которая украшает тарелку – это тонкая волнистая линия с точками.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Начнём рисовать с цветка трилистника.
Сначала на белой бумажной тарелочке просто рисуем круг голубого цвета.
Затем круговыми движениями сам цветок. Это будет центральный узор.
Закрашиваем сам цветок внутри всё той же голубой краской.
Прорисовываем листья и «оживку».
Затем сам цветок и листья внутри. Всё рисуется синей краской. Получается контраст цветов и оттенков.
По краям тарелочки рисуем окантовку, круговыми движениями, как радуга.
Этот элемент часто используют для заполнения определённых областей рисунка.
Проводим на бумаге горизонтально или под углом, параллельные тонкие синие линии. Они должны быть на небольшом расстоянии.
Затем поверх этих линий нужно провести перпендикулярно такие же прямые линии.
Кончиком кисти слегка касаемся бумаги. Если точку сделать с усилием, то получится круг и возле которого нужно нарисовать точки поменьше, то можно получить настоящий гжельский цветок.
Если прижать кисть лёгким движением к бумаге от основы до кончика, то появится вытянутая капелька, которая используется в композиции как лепесток или листик.
• волнообразные линии или в виде завитков. Ими хорошо оформлять края изделия;
• линии, заворачивающиеся, как усики растений.
Кисть, при рисовании постепенно приподнимается от бумаги. В этом случае у основания линия более толстая, к концу она значительно утончается.
Итог занятия:
-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
— Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)
-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное- вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.
Конспект занятия «Гжель — сказочная роспись» Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. Сегодня.
Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «Нежно-голубое чудо. Гжель» Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «Нежно-голубое чудо». Роспись гжельской тарелочки. Цель: Поддерживать.
Конспект открытого занятия по рисованию «Гжель. Роспись тарелки» Цель: Научить детей рисовать новый элемент «агашку» с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом). Мотивация деятельности детей:.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочная птица» Цель: Учить детей рисовать сказочную птицу, придумывать необычные детали к реальному образу, развивать воображение Задачи: Развивать эстетическое.
Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Сказочная птица» Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Сказочная птица» Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Сказочная птица» ПРОГРАММНОЕ.
Конспект НОД по лепке «Сказочная гжель» в подготовительной группе Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, с историей и особенностями.
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в средней группе «Сказочная гжель» Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в средней группе. Тема: «Сказочная гжель». Составитель:.
Презентация «Сказочная гжель» Проект «Сказочная гжель» Тип: творческий, личностно-ориентированный. Вид: среднесрочный (месяц) Участники: дети дошкольного возраста, педагоги,.
Самоанализ НОД по рисованию в старшей группе «Незабудковая гжель» Ефремова Анна Борисовна Самоанализ НОД в старшей группе (Рисование – Незабудковая гжель) Непосредственно – образовательная деятельность.
Конспект занятия «Сказочная Гжель» в разновозрастной группе Сказочная гжельская посуда и гжельские игрушки, сделанные детьми в разновозрастной группе Со старшими дошкольниками познакомились с историей.
Источник