- ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию.
- Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию[/ h3]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
материал на тему
Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt.docx | 330.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цель: представление педагогического опыта по использованию ИКТ на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании
1.Современное занятие изобразительного искусства в дополнительном образовании
2.Роль ИК-технологий в учебном процессе
3.Особенности применения ИКТ на занятиях изобразительного искусства.
ВОПРОС. КАКОВА СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ?
Цель современного занятия имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.
Познавательный аспект занятия изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем
Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии
Развивающий аспект связан со структурой развития личности ребенка.
Слайд №1 Характерные признаки современного занятия изобразительного искусства :
— художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;
— активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека;
— развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;
— акцент на развитие эмоциональной отзывчивости обучащихся;
— развитие художественно-творческих способностей учащихся;
— сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;
— функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;
— свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;
— диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;
Слайд №2. « Современные средства и оборудование».
Слайд №3 « Типы занятий с использованием ИКТ»
- Занятие — игра.
- Занятие — путешествие.
- Занятие — диспут.
- Занятие — экскурсия.
- Занятие — конференция.
Слайд №4 Дополнительные формы учебных занятий
— пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;
— экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);
— консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;
— дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.
ВОПРОС: КАКОВА РОЛЬ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ?
При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и Здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.
Основные методы использования ИКТ на занятиях:
1. Использование электронных наглядностей:
— представление материала с помощью компьютера (презентации);
2. Отработка определенных навыков и умений:
— выполнение различных математических и статистических расчетов, построение диаграмм, графиков);
— использование текстового редактора;
— использование электронных учебно-методических комплексов;
3. Диагностика и рейтинговая оценка (контроль знаний):
— тестовый контроль знаний (с помощью специальных тестовых программ или мультимедийной презентации);
4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Слайд №5. Алгоритм использования ИКТ на занятии по рисованию
ВОПРОС: КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА?
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
- Усиление наглядности . Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету.
Слайд№6 « Применение наглядности на занятиях по рисованию»
Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.
Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является Компьютер .
Слайд №7 Возможности компьютера
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно — эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
Диски по искусству , содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
Слайд №8 План-конспект урока с использованием дисков
Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио — и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках — лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.
Слайд №9 Пример занятий с мультимедийной презентацией
Слайд-фильмы Можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом” , когда дети без труда будут узнавать и называть новое.
Слайд №10 Пример « Арт-минутки»
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
• широко использовать показ репродукций картин художников;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
• “посещать” крупнейшие музеи мира;
• “погружаться” в пространство и время;
• прослушивать записи песен одновременно с показом картин;
Источник
Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию.
елена овсяницкая
Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию.
Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию[/ h3]
На современном этапе развития одной из важнейших задач воспитательного процесса в системе дошкольного образования является развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Известно,что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Это очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Л. С. Выготский писал : «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний,побуждать и преодолевать их и учит психику восхождению».
Проблемами становления и развития воображения и творчества занимались такие отечественные ученые,как : Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Кириллова и др. Они отмечали,что дошкольный возраст является сенситивным для развития художественных способностей и указывали на особую важность работы в этом направлении.
Приоритетным направлением нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Акцент в работе детского учреждения сделан на развитие у детей интереса к музыке,литературе,изобразительному искусству.
Наш детский сад работает по программе М. А. Васильевой,где уделяется внимание обучению детей рисованию традиционными методами и приемами. В ходе наблюдений и бесед с детьми,стало понятно,что дети не в полной мере могут выразить свои эмоции и чувства в рисунке.
Чтобы повысить результативность работы с детьми по изо деятельности я использую в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Работая по проблеме «Развитие художественных способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования» опыт показал что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники –это толчок к развитию инициативы, проявлению самостоятельности,выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке дети учатся думать,самостоятельно решать,какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе использую Программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Чтобы интерес у детей на занятии не пропадал, чтобы разнообразить и удержать внимание детей, я решила использовать на своих занятиях ИКТ-технологии.
На таком занятии использую только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализирую электронные и информационные ресурсы, отбираю необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint .
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления во время занятий.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействую различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей не только в фактографическом, но и ассоциативном виде.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей для меня имеет следующие достоинства:
— возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
— возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
— активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
— компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование дает ребенку полную свободу для самовыражения,позволяет научить ребенка принимать индивидуальные решения,мыслить нестандартно.
Используя необычные способы рисования,мы даем ребенку возможность проявить свою индивидуальность,что поможет ему в дальнейшем в его социализации и самореализации.
А внедрение информационных технологий позволяют мне:
-расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
-обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
-слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
-также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
Подводя итог выше сказанному, хочется сказать что в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список использованной литературы.
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно — методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования» Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения.
Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.
Использование дидактических логопедических игр как средства повышения мотивации детей Использование дидактических логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логопедической коррекционной работы. Играть.
Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.
Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья.
Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет) Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский. Цель: — Создавать условия для поисковой деятельности.
Консультация на тему «Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы ДОУ» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.
Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная и полноценная подготовка детей к последующему обучению.
Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний Введение Во всём мире качество образования определяется как: -Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности Стратегическая.
Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.
Источник