Рисование с перевернутого изображения
На рис. 2.20 показан в перевернутом виде портретный рисунок, выполненный Пабло Пикассо. Вы должны скопировать это изображение, как вы его видите, т. е. вы тоже будете рисовать в перевернутом виде. Сопротивляйтесь желанию — нет, начисто отвергайте его! — перевернуть книгу, чтобы увидеть, что там изображено.
Помните, ваша цель — не знать, что вы рисуете, и вам не нужно этого знать — в обычном смысле, т. е. уметь выразить видимое в словах. Помните также, что, когда вы доходите до той части рисунка, которую нельзя не узнать и назвать, вы не должны говорить этого! Попытайтесь не разговаривать с собой посредством слов. Попросите свой Л-режим «помолчать».
Прежде чем начнете рисовать, прочтите, пожалуйста, все указания.
1. Используйте для рисования карандаш — самый обычный. Держите под рукой резинку.
2. Используйте лист писчей бумаги или альбом для рисования.
Как использовать внутреннее сияние
Павло Пикассо (1881-1973). «Портрет Льва Бакста», 1922. Карандаш. S.P.A.D.E.M., Париж
3. Вы можете при копировании сохранить те же размеры, что и на рис. 2.20, увеличить их или уменьшить — по своему желанию. Ваша копия, конечно же, тоже будет перевернутой, как и рисунок в книге.
4. Начинать рисовать можно с любой точки. Поскольку все части складываются воедино, нет никакой фиксированной последовательности — не то, что «первое — первым, второе — вторым». П-режим может начинать работу с любого места, перескакивать с места на место, если пожелает, и заканчивать там, где начал. Вы можете предпочесть начать с верхнего перевернутого изображения и продвигаться вниз; но в любом случае я рекомендую вам переходить от одной линии к соседней и от линии — к прилегающему пространству, как показано на рис. 2.21.
5. Если вы и разговариваете с собой, то говорите только о соотношениях частей и о том, как части складываются друг с другом. Например, под каким углом эта линия наклонена к краю бумаги? Каков угол другой линии по сравнению с первой? Как далеко идет этот изгиб относи-
Рис. 2.22. Рисуя, проверяйте, где располагаются точки относительно друг друга, используя воображаемые вертикальные и горизонтальные линии (можно даже нанести эти линии непосредственно на бумагу или прикладывать карандаш)
тельно ширины (скажем) верхнего края бумаги? Какова форма этого открытого пространства? Не нагнетайте обстановку, произнося про себя какие-либо негативные фразы (например, «Это будет трудно» или «Я никогда не был силен в..>). Просто рисуйте, проверяя углы и изгибы относительно краев бумаги и размещая формы и пространства относительно друг друга.
6. Вы можете сравнивать положение различных точек на рисунке, проводя воображаемую линию (параллельно краю бумаги) от одной точки к другой, как показано на рис. 2.22. Это поможет вам размещать различные части относительно друг друга.
Части сойдутся друг с другом подобно причудливо изогнутым кусочкам картинки-загадки, и вы обнаружите, что вам интересно видеть, насколько логично все это сходится.
7. По возможности старайтесь обращать внимание на то, что происходит в вашем мозгу, пока вы выполняете перевернутый рисунок. Попытайтесь заметить состояние (или состояния) сознания. И самое главное, понаблюдайте за своей реакцией в тот момент, когда вы закончите рисунок и перевернете его в нормальное положение.
8. Найдите спокойное местечко, где вам никто не помешает рисовать. Вам понадобится на выполнение этого рисунка примерно двадцать минут. Кто-то рисует быстрее, кто-то медленнее. И нельзя сказать, что одно хуже другого.
А теперь начинайте рисовать.
Когда вы перевернули свой законченный рисунок в нормальное положение, вы, наверное, были немало удивлены — и довольны — тем, как хорошо он получился! И кто-нибудь, глядя на ваш рисунок, несомненно скажет. «Я и не знал, что ты такой талантливый!» А вы заметили, что, выполняя рисунок, вы видели линии и пространства как-то иначе? Но потом, перевернув рисунок, вы вдруг увидели формы и пространства привычным образом. Это значит, я думаю, что вы совершили переключение сознания. Попытайтесь вспомнить отличия между этими двумя способами видения.
Обратите внимание и на другие реакции, которые вы могли переживать. Вы были удивлены, к примеру, обнаружив, что рисовали направленное к вам левое колено в ракурсе, даже не подозревая об этом? Вы были удивлены тем, как на рисунке проступает явная объемность изображения? Тем, насколько убедительно нарисована левая рука в кармане? Вас удивило выражение лица? Удивило, что черты лица «выглядят правильно»?
Некоторые из моих студентов недоумевают и даже бывают несколько смущены, обнаружив, что рисовали вещи, не подозревая о том, что их рисуют. Это один из парадоксов рисования — логическому Л-режиму его проглотить трудно. Но потребность Л-режима в именовании и узнавании будет удовлетворена тем, что нарисованный вами портрет — это портрет друга Пикассо, русского живописца и оформителя Льва Бакста.
Чему нас могут научить эти сюрпризы? Главное, думаю, тому, что, когда мы смотрим на перевернутые вещи, это позволяет нам «видеть иначе». Вещи видятся вне привычных взаимосвязей. Линия, которая является просто линией, которая интересна сама по себе, когда смотришь на нее в перевернутом виде, как будто исчезает, превращаясь в знакомую форму, когда смотришь на нее в обычном положении.
Полагаю, что этот феномен исчезновения вещей, уто-пания их в привычном контексте является одним из главных шлагбаумов на пути к творчеству. Переворачивая изображение, мы видим вещи — части и целое — раздельно и отчетливо, что пропадает в нормальном положении. В рисовании, как и в творческом мышлении, — опять же парадоксальным образом — иногда исключительно важно не знать, что вы видите или на что вы смотрите. Предвзятость, визуальная или вербальная, может не дать нам сделать великое открытие.
Перевернутое рисование и мышление
Теперь у вас уже есть предварительные рисунки и только что выполненный перевернутый рисунок. Все они имеют ценность как запись ваших нынешних способностей — как бы они ни противоречили друг другу. Предварительные рисунки показывают, что вы думаете о своем умении рисовать, а перевернутое рисование демонстрирует ваши истинные способности к рисованию. Возможно, такое же противоречие существует и в ваших представлениях о своих творческих способностях. Послание, заключающееся в вашем перевернутом рисунке, полагаю, состоит в том, что вы уже умеете рисовать, т. е. что эта способность уже существует в вашем мозгу, готовая к использованию, если условия работы порождают соответствующую поставленной задаче реакцию восприятия.
Я надеюсь, что вы еще позанимаетесь с перевернутым рисованием, чтобы усилить переключение сознания, которое, по моему мнению, совершенно необходимо для рисования — и для творческого мышления. Вы можете набить руку (и глаз), попытавшись перерисовать 4Этюд обнаженной женщины» великого фламандского художника Питера Пауэла Рубенса (рис. 2.23) и Одалиску у мавританского кресла» Анри Матисса (рис. 2.24), приведенные в перевернутом виде на с. 36 и 37. В нормальном положении каждый из этих рисунков может казаться сложным, но, выполняя перевернутое рисование, вы обнаружите, что способны справиться даже с такими «трудными» рисунками.
И наконец, есть в истории изобретательства один эпизод, демонстрирующий элегантное решение, проистекающее из переворачивания проблемы с ног на голову.
В 1838 г. американский изобретатель Элиас Хоу обратился к разработке швейной машины. После того как он усовершенствовал многие характеристики, оставалась главная проблема — игла. Иглы всегда имели острие на одном конце, а ушко для удержания нити — на другом. Стоявшая перед Хоу проблема заключалась вот в чем: как такая иголка может проходить целиком через ткань и воз-
Рис. 2.23. Питер Пауэл Рубенс (1577—1640). *Этюд обнаженной женщины*. Уголь, белая гуашь. С разрешения Музея Эшмоула
Эти два рисунка предоставляют вам дополнительную возможность попрактиковаться в перевернутом рисовании вращаться в непрерывном движении, когда она своим ушком жестко прикреплена к самому механизму? Машина не может «выпустить» иглу, чтобы протащить ее на другую сторону ткани, как это делает человек, когда шьет иголкой.
Хоу никак не мог «увидеть» иголку в каком-то ином свете, пока однажды ночью ему не приснилось, что на него напали дикари, вооруженные копьями, имевшими вблизи наконечника отверстие в виде глаза. Ага! Хоу очнулся ото сна и сразу же выточил иголку с ушком вблизи острия. Проблема была решена, в сущности, за счет переворачивания — благодаря тому, что Хоу «увидел» иглу с иным взаимным расположением острия и ушка.
Рис. 2.24. Анри Матисс (1869-1954). «Одалиска у мавританского кресла». Перо и чернила. Собрание Музея современного искусства, Нью-Йорк
« Проблема творчества обставлена мистицизмом, путаными определениями, суждениями о ценностях, психоаналитическими предостережениями и давящей массой философских спекуляций с древнейших времен».
Альберт Ротенберг, цитируется по книге Джеймса Остина Юхота, удача и творчество*, 1978
А. Ф. Осборн утверждает, что творчество активируется такими вопросами, как «А что, если. А как насчет. А что еще. И снова, а что еще. »
*Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем», 1957
За прошедшие восемь-девять лет я перечитала о творчестве все, что могла, и обнаружила, что многие авторы пришли к согласию относительно некоторых аспектов творческого процесса. В частности, они выделяют, именуя и сортируя в стиле Л-режима, пять стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификацию. Многие авторы также согласны в том, что для творчества необходимо «освободить» мышление.
Но как только я начинаю думать, что постигаю этот процесс, снова и снова появляются вопросы. Я поняла, что в погоне за творческими способностями человек сталкивается со все новыми вопросами: «С чего мне начать, если я даже не знаю, что мне творить?», «Открыв область своих интересов и собрав некоторую информацию, как мне узнать, достаточно ли этой информации?» (В моем случае исследования творчества, например, сколько книг и статей я должна прочитать?) Затем: «Как мне достичь стадии Вынашивания?» И наконец: «Откуда мне знать, что Озарение (или Вдохновение, Прозрение, Инсайт, «Aral») произойдет, когда мне будет нужно?», «Как я могу знать, является ли Озарение правильным Озарением? Как я вообще распознаю Озарение, когда оно произойдет?», «Как я могу знать, что соприкасаюсь с реальностью, а не просто мечтаю, — что мое Озарение приведет к чему-то новому и полезному?», «Откуда мне знать, когда нужно просто стоять и ждать, а когда нужно что-то предпринимать?» Короче говоря: «Как я узнаю, являюсь ли я — или могу ли я стать — действительно творческой личностью?»
Источник
Рисование с перевернутого изображения
осуществление перехода в П-режим
Знакомые вещи становятся непохожими на себя, когда они перевернуты “вверх ногами”. Мы автоматически назначаем, где у предметов, которые мы наблюдаем, верх, низ, боковые стороны, и ожидаем видеть вещи, ориентированные обычным способом — т. е. нужной стороной вверх. Когда вещи находятся в прямом положении, мы можем узнавать их, называть, распределять по категориям, сопоставлять то, что видим, с накопленными воспоминаниями и общими представлениями.
Когда же изображение перевернуто вверх ногами, визуальные “ключи” не подходят к нему. Мозг, сталкиваясь с необычным образом предмета, приходит в замешательство. Мы видим только формы и участки света и тени. Мы особо не возражаем против рассмотрения перевернутой картины, если только нас не просят назвать изображенное на ней. Тут уж задача становится обескураживающей.
Даже хорошо известные лица на перевернутых изображениях бывает трудно узнать и назвать. Например, рис. 4-6 представляет собой фотографию известного человека. Вы узнаете, кто это?
Вам, вероятно, придется перевернуть фотографию, что бы понять, что это изображение знаменитого ученого Альберта Эйнштейна. Даже после того, когда вы выяснили, кто это, перевернутое изображение, вероятно, продолжает выглядеть странным.
Переворачивание создает проблемы узнавания и с другими изображениями (см. рис. 4-7 ). В перевернутом виде вы, вероятно, с трудом узнаете даже свой собственный почерк, хотя вы свыкались с ним в течение многих лет. Чтобы проверить это, найдите какую-нибудь старую запись, сделанную вашей рукой, и попробуйте прочитать ее в перевернутом виде.
Сложное же изображение, вроде перевернутого вверх ногами рисунка Тьеполо ( рис. 4-8 ), практически не поддается расшифровке. Разум (левое полушарие) просто отказывается анализировать его.
Рис. 4-6. Фото Филиппа Хальсмана.
Рис. 4-7. При подделывании подписей мошенники переворачивают оригинал вверх ногами, чтобы четче видеть точные очертания букв, фактически, чтобы включить режим художественного восприятия.
Рис. 4-8. Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Смерть Сенеки. Воспроизводится с разрешения Чикагского института изобразительного искусства, собрание Джозефа и Элен Регенштейн.
Мы воспользуемся этим пробелом в способностях левого полушария, чтобы дать П-режиму шанс взять верх на некоторое время.
Рис. 4-9 — это рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Рисовать, таким образом, вы будете тоже вверх ногами. Другими словами, вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким вы его видите.
Рис.4-9. Пабло Пикассо (1881-19973).
Портрет Игоря Стравинского.
Париж. 21 мая 1920 г. Частная коллекция.
Фото Филиппа Хальсмана, 1947 г. © Ивонна Хальсман, 1989 г.
Это фотография, показанная на предыдущей странице в перевернутом виде. Мы благодарны Ивонне Хальсман за позволение столь неординарно представить известную фотографию Эйнштейна, сделанную Хальсманом.
Прежде, чем начнете рисовать. Прочитайте все указания.
Найдите тихое место для занятий рисованием, где никто не будет вам мешать. Включите музыку, если хотите. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка слышится приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему приблизительно 30—40 минут — можно и 6ольше. Заведите 6удильник или таймер, если желаете не беспокоиться о времени (функция Л-режима). И что еще 6олее важно — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.
Рассмотрите перевернутый рисунок ( рис. 4-9 ) в течение минуты. О6следуйте углы, формы и линии. Вы можете заметить, что все линии смыкаются. Где заканчивается одна линия, начинается другая. Линии располагаются под некоторыми углами относительно друг друга и относительно границ бумаги. Изогнутые линии описывают определенные пространства. Линии фактически формируют пространства, и вы можете увидеть формы пространств, образованных линиями.
3. Когда приступите к рисованию, начинайте сверху (показано на рис. 4-10 ) и копируйте каждую линию, перемещаясь от одной линии к соседней, совмещая их все вместе точно так же, как на составной картинке-головоломке. Пусть вас не заботит, как назвать те или иные части; это не нужно. Если вы сталкиваетесь с частями, которые, возможно, вы могли бы назвать, такими как р-у-к-и или
л-и-ц-о (помните, мы не называем вещи!), просто думайте про себя: “Ладно, эта линия искривляется вот так; эта идет поперек, образуя здесь небольшую форму; эта линия наклонена под таким вот углом по отношению к краю бумаги”, — и так далее. Опять же, старайтесь не думать о том, чем являются те или иные формы, и избегайте любых попыток узнавать или называть различные части.
Рис. 4-10. Перевернутое рисование, вынуждающее сознание переключиться с режима доминирующего левого полушария на режим подчиненного правого полушария.
Теперь начинайте выполнять свой перевернутый рисунок, перемещаясь от одной линии к другой, от одной части к смежной.
Начав рисовать, вы почувствуете, как вас увлекает взаимное расположение линий. К тому времени, когда вы полностью погрузитесь в рисование, Л-режим выключится (это задача не того рода, за которую левое полушарие берется с готовностью: она выполняется слишком медленно, и детали слишком трудно узнаваемы), и включится П-режим.
Помните, что все, что вам нужно знать, чтобы выполнить рисунок, находится у вас прямо перед глазами. Здесь имеется вся необходимая для успешной работы информация. Не усложняйте. Это действительно очень просто.
После того, как закончили. Закончив работу и перевернув свой рисунок в нормальное положение, вы будете, вероятно, весьма удивлены тем, насколько хорошо он получился. На рис. 4-11 посмотрите некоторые образцы подобных рисунков из контрольного эксперимента с выбранными наугад студентами колледжа. Рисунки в левой колонке показывают уровень мастерства студентов накануне эксперимента. (Их просто попросили нарисовать человека по памяти). Как вы видите, все студенты рисовали приблизительно на уровне детей десяти- двенадцатилетнего возраста, что типично для взрослых людей нашей культуры, не учившихся рисованию.
Рисунок человека “Стравинский”
Студент 1. Нарисовано в нормальном положении.
Студент 2. Нарисовано в нормальном положении.
Студент 3. Нарисовано в перевернутом положении.
Студент 4. Нарисовано в перевернутом положении.
Взгляните на рисунки, расположенные в правом столбце рис. 4-11 . Студенты 1 и 2 копировали рисунок Пикассо, расположенный нормальным образом. Как вы видите, их рисунки не стали лучше, поскольку при создании копии рисунка Пикассо “Стравинский” они использовали те же самые стереотипные, символические формы, которые применяли и в предварительном упражнении, где требовалось нарисовать человека. На рисунке, выполненном студентом 2, вы видите, с какими трудностями он столкнулся, изображая в ракурсе кресло и скрещенные ноги Стравинского.
Другие два студента (3 и 4), начинавшие примерно на том же уровне развития навыков рисования, скопировали Пикассо в перевернутом виде, как это сделали и вы. Как это ни странно, рисунки, выполненные в перевернутом виде, отражают гораздо большую точность восприятия и представляются гораздо более искусными.
Чем это можно объяснить? Ведь это противоречит здравому смыслу. Невозможно было ожидать, что фигура, наблюдаемая и рисуемая вверх ногами, изображается легче и с гораздо лучшими результатами, чем фигура, рассматриваемая и рисуемая в нормальном положении. Ведь линии остаются те же самые. Переворачивая рисунок Пикассо вверх ногами, мы никоим образом не переупорядочиваем линии и не облегчаем их рисование.. “Талант” у студентов тоже не мог появиться внезапно.
Логический тупик для левого полушария
Эта головоломка загоняет логическое левое полушарие в тупик: как объяснить это внезапное появление способности хорошо рисовать, когда оно (левое полушарие-всезнайка) отстраняется от решения задачи. Левое полушарие, которое восхищается хорошо выполненной работой, теперь вынуждено допустить возможность того, что презренное правое полушарие действительно способно к рисованию. Если говорить более серьезно, разумным объяснением этого нелогичного результата является то, что левое полушарие мозга отказалось от задачи обработки перевернутого вверх ногами изображения. Возможно, левое полушарие, сбитое с толку и блокированное непонятным изображением и неспособное привычным для себя образом называть вещи своими именами или использовать символы, отключилось, и работа 6ыла перепоручена правому полушарию. Превосходно! Правое полушарие мозга -это полушарие, идеально соответствующее такой задаче, как рисование. Специализируясь на такой задаче, правое полушарие мозга справляется с ней легко и непринужденно.
Источник