Рисование с логопедическими детьми

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно — перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

Вложение Размер
risovat.docx 20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования.

К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно — перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Что такое для ребенка рисование? И что такое – рисовать? Это для него, как говорить, даже точнее, как дышать. Когда ребенок до года еще не умеет говорить, он кричит, чтоб взрослые его услышали и обратили внимание. Когда же он уже начинает разговаривать, в силу маленького словарного запаса и крохотного социального опыта, он не может выразить, всего, того, что видит чувствует, понимает, осознает, какие выводы делает из всего этого. Поэтому почти все дети дошкольного возраста любят рисовать и тянутся к изобразительным материалам, чтобы выразить себя.

Существуют разные методики развития речи детей. Например, доказано, что существенно способствует этому процессу развитие мелкой моторики. Некоторые дети, поступая в группу, не выговаривали больше десятка звуков и не могли удерживать в руках предметы. И именно с этими детьми мы с воспитателями решили заняться …. рисованием. И не просто рисованием, а освоить очень серьезную, требующую большой сосредоточенности, терпения и хороших моторных навыков методике рисования штрихом.

Штрих –это лишь черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. А еще с помощью штриха можно многое рассказать о своих любимых сказочных героях: пушистая шерсть у котенка, красивое оперенье у птиц, колючая хвоя у ели…

Родители первоклассников знают, как трудно их детям выполнить простейшие упражнения в прописи: нарисовать ряд «палочек» или «крючков». А сколько таких «палочек» нужно, чтобы изобразить на листе белой бумаги сову с совенком, кошку, цыпленка.

«Хочу заметить, — написала в тетрадке отзывов одного из воспитанников, что раньше Максим без желания занимался рисованием, в основном просил у меня помощи. Теперь же у него появился огромный интерес, большое желание заниматься рисованием при помощи штриха. Ведь работы получаются интересные, необычные. Максим стал увереннее держать карандаш, самостоятельно наносит линии при изображении предметов. Хотя Максим младше других ребят в группе, он с большим желанием, старанием и терпением выполнял работу, смог дорисовать до конца и рассказать о том, что нарисовал».

«Рассказать о том, что нарисовал» — тоже важная составная часть работы. Почему «волшебный грибок» — основу любой работы – нужно располагать именно в центре листа? Почему есть «правильная композиция», а есть «неправильная»?

Выслушивая ответы детей воспитатели и логопед обращают внимание на правильное произношение. Каждое занятие с дошкольниками заканчивается обсуждением рисунков.

Для развития устной и письменной речи нужно выстраивать работу таким образом, чтобы «вхождение» ребенка в письменную речь происходило как «переход от рисования вещей к рисованию речи» [Выготский 1994: ], так как в генетической линии развития знаковых и символических средств рисование предшествует письменной речи.

В самом начале своей работы базой послужила книга В.А.Грека «Рисуем штрихом» 1992 года издания и ксерокопии из журнала «Дошкольное воспитание» за 1997 год.

Многое пришлось разрабатывать самим. Например, уже на первых занятиях заметили, что не следует давать детям большие альбомные листы: покрыть их ровным штрихом за отпущенное время трудно, дети быстро утомляются, начинают скучать. Теперь на занятиях в группе им выдают маленькие листы. Обязательно звучит негромкая спокойная музыка. Для удобства и помощи в работе имеются таблички с разными видами штриха – дети могут выбрать любой, какой им понравиться.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных игр и упражнений:

  • «Нарисуй узор по клеточкам»
  • «Соедини точки»
  • Попади в цель»
  • «Дорожки»
  • «Лабиринты»
  • «Закончи рисунок»
  • Выполнение штриховок
  • Графический диктант

«Наблюдая за своим ребенком, я заметила, что он не только с радостью выполняет эту работу в детском саду, но и с большим желанием рисует дома. И сама я, когда было предложено выполнить совместную работу с ребенком по этой методике, с большим удовольствием под руководством своего сына это выполнила» (Из «тетради отзывов»).

И воспитатели и родители замечают, как всего за год изменились дети. В отзывах родителей часто встречается фраза: «Моему ребенку очень нравиться рисовать, а теперь даже получается хорошо разговаривать»

Через рисунок дети входят в мир, который когда-нибудь станет их миром, в котором они учатся быть своими, к встрече с которым, благодаря полученным навыкам, воспитанным упорству и усидчивости, они будут готовы.

На занятиях мы играем и рисуем. Речь — это не только средство общения, которое всегда непосредственно связано с его практической деятельностью, но и одно из главных средств мыслительной деятельности. Игра и рисунок в развитии ребенка — это особые формы мышления, в которых через обозначение собственных представлений об окружающей действительности происходит многократное воспроизведение образов действительности, их обобщение и понимание.

Родители должны всегда помнит, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личности будет более гармонично развита.

Источник

Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи

Анна Скляр
Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи

Статья «Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи«

Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура ребенка. Маленький человек живет в это время в мире цвета, красок, форм.

Он способен слушать, смотреть, действовать. Важно еще в начале жизни помочь ему преодолеть трудности, дать возможность ощущать все многообразие и богатство мира.

Процесс формирования образцов внешнего мира находится в тесной зависимости от состояния сенсорной системы ребенка. Сенсорно перцептивное отражение действительности является основой развития памяти, речи, воображения. При разных формах отклонения восприятие внешних воздействий нарушается. Это отрицательно влияет на развитие ребенка. Интеграция всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной) определяет психическое развитие и дальнейшую жизнь ребенка.

Особенностью изобразительной деятельности детей с общим недоразвитием речи является несовершенство восприятия, перцептивных действий недифференцированность цветоощущений, несформированность мелкой и общей моторики, орудийных действий, недостаточность пространственных ориентировок, отставание в развитии. Наличие этих нарушений обуславливает необходимость включения ребёнка с общим недоразвитием речи мир художественной культуры, поскольку искусство в той или иной степени может обеспечить коррекцию недостатков развития и формирования личности. Приобщая ребёнка с общем недоразвитием речи к различным видам художественной деятельности и искусству мы, создаем основу для формирования художественно – образного восприятия мира, приобщаем маленького человека к основам художественной культуры. В процессе рисования у детей развивается моторика руки, ребёнок усваивает эталоны цвета, формы и величины. С помощью рисования у детей формируются психические процессы; память, внимание, ощущение, речь, восприятие целостного образа предмета. Рисование способствует успешной коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина, А. Н. Теплов, Р. Е. Левина, А. В. Запорожец и другие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Начиная с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов; их группировке по цвету и форме вокруг образцов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Все это способствует полноценному обучению рисованию и развитию творческих сторон личности.

Для обучения рисованию ребенок должен знать, что такое эталоны цвета. И что ими являются основные цвета и их оттенки. Эти знания позволят более реально отображать в дальнейшем действительность. Эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра и ахроматические — белый, черный, серый. Дети запоминают цвета и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Знание формы также является необходимым условием для обучения ребенка рисованию. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременны зрительным контролем, за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.

Особый характер носят эталоны величины. Величина это относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей и нарастающей величины.

Более сложным является обучение обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходных с ней по форме, предметы группируются вокруг соответствующих фигур.

Изучив опыт работы по сенсорному и психическому развитию детей дошкольного возраста таких авторов, как Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина, А. Н. Теплов, Р. Е. Левина, А. В. Запорожец, Г. В. Чиркина, Л. С. Венгер, Т. Б. Филичева и других. Можно сказать, что для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимы занятия по рисованию. На этих занятиях у ребенка развиваются психические процессы при помощи дидактических игр и упражнений. Полноценное восприятие ребенка формируется с помощью наблюдений за явлениями природы и животными. Как наблюдения, так и рассматривания помогают ребенку увидеть, как целые, так и по частям предметы и явления природы.

1. Дошкольная педагогика №2, 2005 г.

2. Венгер Л. С., Пилютина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. ; Просвещение, 1988.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2.

Обучение детей с общи недоразвитием речи в условиях ДОУ – М. ; АРКТИ, 2006.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. ; Айрис – пресс 2007.

Источник

Консультация «Нетрадиционные методы ИЗО в работе с детьми в логопедической группе»

Улбусын Токшина
Консультация «Нетрадиционные методы ИЗО в работе с детьми в логопедической группе»

Воспитателя Токшиной У. А.

Тема: «Нетрадиционные методы ИЗО в работе с детьми в логопедической группе»

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Нетрадиционные методы ИЗО в работе с детьми логопедической группы».Эпиграфом нашего мастер-класса могут служить следующие строки:

В одном мгновении видеть вечность,

В огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка

Рисование для ребенка радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Цель нашего мастер класса (слайд 3): Формирование творческих способностей, у детей в логопедической группе, через использование нетрадиционной техники рисования.

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Работая в детском саду, я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т. к. легко можно все исправить, подрисовать что-то новое.

Задачи мастер-класса (слайд 4):

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности

Развитие речи, развернуто комментировать свою творческую работу

Развитие мелкой моторики рук

Развивать желание экспериментировать проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость, сомнение от узнавания нового

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям их широту возможного применения

Актуальность (слайд 5): В связи со слабым развитием речи нетрадиционная техника рисования важна для детей логопедической группы. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник (слайд 6):

* Способствует снятию детских страхов;

* Развивает уверенность в своих силах;

* Развивает пространственное мышление;

* Учит детей свободно выражать свой замысел;

* Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

* Учит детей работать с разнообразным материалом;

* Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

* Развивает мелкую моторику рук;

* Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

* Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

* Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса. Зная все это я занялась кружковой работой «Мир волшебных красок» в логопедической группе нетрадиционными техниками рисования.

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи (слайд 7)

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать (слайд 8)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками (слайд 9)

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники (слайд 10)

Результативность моей работы можно проследить через проведение следующих мероприятий (слайд 11)

В результате проведенной работы я получила следующие результаты (слайд 12)

Дети с интересом занимались нетрадиционными способами рисования.

Развито мышление, фантазия, умение творчески подходить к полученным изображениям.

Развита мелкая моторика рук.

Развернуто комментируют свою творческую работу.

1. Перспективный план кружковой работы «Мир волшебных красок» в логопедической группе

2. Выставка детских работ разных видов нетрадиционной техники рисования, «Волшебная кисточка»

3. Запланировала и вела работу с родителями

4. Мастер-класс для воспитателей

5. Создание альбома детских рисунков

Результаты диагностики (слайд 12):

На начало года: Низкий уровень – 9 человек это 50% Средний уровень – 6 человек это 33% Высокий уровень – 3 человека это 17%

Середина года: Низкий уровень – 4 человека это 23%; Средний уровень – 9 человек это 50%; Высокий уровень — 5 человек это 27%

Конец года: Низкого уровня – нет; Средний уровень – 10 человек это 56%; Высокий уровень – 8 человек это 44%

Слайд 13-18. На экране вы можете увидеть некоторые результаты творческой деятельности наших детей.

Слайд 19. Сейчас мы проведем мастер-класс по использованию некоторых способов нетрадиционного рисования. Для этого мне понадобиться несколько человек, приглашаю их занять первый сто. Для вас приготовлен соответствующий материал. Итак,начнем:

Слайд 20. Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.

Слайд 21. «Монотопия»(отпечаток)— лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа — создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Тычок жесткой кистью

Слайд 22.Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование мятой бумагой

Слайд 23. Это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам, увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Источник

Читайте также:  Уроки рисования пропорций тела человека
Оцените статью