- Конспект ННОД по рисованию на тему: «Кукла в русском национальном костюме» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как составить интересное занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Кукла в национальном костюме: одежда, обувь и головные уборы»
- Подготовительный этап
- Как выбрать материалы?
- Какую основу взять?
- Подходящие техники
- Фотогалерея рисунков в нетрадиционных техниках
- Какие приёмы применять?
- Дополнительные виды изобразительной деятельности
- Как индивидуализировать занятие?
- Варианты темы в календарно-тематическом планировании
- Как мотивировать детей?
- Беседа и наглядность
- Видео. Презентация для детей: национальные костюмы народов мира
- Стихотворения и загадки об одежде
- Сказки
- Схема составления конспекта занятия
- Пример конспекта
- Вахрушева Елена «Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме» (фрагмент)
- Этапы работы над рисунком
- «Русский народный сарафан»
- «Кокошник»
- «Сапоги»
- Видео. Как нарисовать русскую красавицу в национальном костюме
- Фотогалерея готовых рисунков
Конспект ННОД по рисованию на тему: «Кукла в русском национальном костюме»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Любите ли вы сказки? Конечно,любите! Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, бабушки или дедушки, которые не любили бы сказки! Царевне-лягушке надо сшить русский национальный костюм. Давайте ей поможем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_v_natsionalnom_kostyume.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ННОД по рисованию на тему:
«Кукла в русском национальном костюме»
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.
1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.
2. Изображать силуэт куклы в народном костюме.
3. Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.
4. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.
5. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.
6. Упражнять в технике работы кистью : кончиком ворса, плашмя.
7. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Материал к ННОД:
Кукла в женской национальной одежде, кисти, гуашь, карандаши, простой графитный карандаш, полосы с образцами орнамента.
Чтение русских народных сказок «Морозко» , «Царевна-лягушка» .
Знакомство с русским народным костюмом.
Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.
1) знать особенности женского русского костюма;
2) уметь рисовать куклу (передать в рисунке фигуру человека, соблюдать пропорции) ;
3) расписывать сарафан, кокошник;
4) уметь правильно оценивать рисунки сверстников и сравнивать со своими рисунками.
Содержание образовательной деятельности:
1 Вводная часть:
Воспитатель : Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.
Воспитатель : Отгадайте загадку о сказочном герое.
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая. (царевна-лягушка)
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа.
Щёчки алые горят,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебёдушка плывет,
Песню тихую поёт. (А. Дьяков)
Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ( «рукавами» ). Праздничные сарафаны и рубахами высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» . Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны : двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками» , маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок красками и цветными акварельными карандашами.
(Плавное движение правой рукой в сторону – вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(опустить руки, длительный выдох)
Венки вьют, плетут…
Раньше была такая традиция : в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.
Что это за одежда? (рубаха, сарафан)
Ребята, давайте украсим праздничные сарафаны.
Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)
В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке и на подоле)
Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос) .
Что означают эти волнистые линии? (символ воды)
А что означают на вышивке красные круги? (символы солнца)
Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)
Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)
Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение :
Желтый – тепло и ласка,
Воспитатель : Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека) . Поэтому их называли оберегами.
Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.
Пальчиковая гимнастика «Алёнка» . Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза) .
2 Основная часть
Воспитатель : Давайте вместе вспомним, с чего начнём работу (Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части)
Теперь узор будет распределён ровно.
Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Какие цвета мы будем использовать в работе? (красный, желтый, синий, зелёный)
Покажи, Яна, как методом примакивания ты будешь изображать цветы (показ у доски) .
Что мы будем рисовать кончиком кисти? (волнистые линии, крестики, точки)
Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)
В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.
Воспитатель : Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор.
Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? (ответы нескольких девочек)
А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2-3 мальчиков)
Воспитатель : Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.
Недаром в народе говориться :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Теперь мы можем устроить выставку наших работ!
Источник
Как составить интересное занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Кукла в национальном костюме: одежда, обувь и головные уборы»
Наглядно-образное мышление, характерное для малышей в подготовительной группе, позволяет проводить занятия рисованием на качественно более высоком уровне. Например, создавать образы традиционного народного костюма на основе увиденных образцов и услышанной информации, касающейся истории национальной одежды. При подготовке занятий этого типа важно не только подобрать само задание для рисования, но и выбрать оптимальный объём информации, составить план работы, а также обеспечить ребят необходимыми для творчества материалами. Приведём основные методические аспекты, на которые нужно обратить внимание при подготовке занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Кукла в национальном костюме, одежда, обувь и головные уборы».
Содержание Свернуть
Подготовительный этап
Красной нитью целей образовательного процесса проходит задача заинтересовать ребят в выполнении того или иного задания. И для этого воспитателю придётся потратить не один час, подбирая необходимую информацию и подходящие приёмы. Постараемся максимально облегчить этот нелёгкий труд, разобрав все детали подготовительного процесса.
Как выбрать материалы?
У детей в подготовительной группе уже есть достаточный опыт создания рисунков в разных техниках, с использованием различных материалов, так что для работы можно привлекать
- карандаши (причём для набросков контура можно использовать не только твёрдый простой карандаш, но и средней мягкости);
- гуашь (это самый удобный материал для рисунка, так как позволяет создавать яркие образы, к тому же очень удобен в работе);
- акварель (чтобы там не говорили досужие антагонисты этого типа красок, но именно акварель является самым доступным материалом с точки зрения цены);
- восковые мелки (обычно они применяются для рисования в нетрадиционных техниках, но и для традиционного рисования можно использовать, например, при раскрашивании узоров на национальном костюме для создания эффекта натуральности — заломов на ткани, складок и т.д.);
- фломастеры (для наведения каких-то штрихов на костюме или обведения контуров).
В подготовительной группе дети уже могут использовать кисточки разной толщины для создания тонких и толстых линий
Это интересно. Многие методисты считают использование фломастеров недопустимым на занятиях рисованием в детском саду из-за ограниченности их цветовой палитры (смешать оттенки-то не получится!) и невозможности прорисовки теней. Но при создании образов национального костюма без фломастеров не обойтись: они позволят выделить элементы узора и придать наряду яркости.
Какую основу взять?
Самой простой и доступной основой для рисунка является обычная бумага для принтера. Так как в национальном костюме особенно важно передать всю цветовую палитру наряда, то цвет основы должен быть белым. Кроме того, можно использовать и акварельные листы, и тонкий картон. Что касается формата основы, то наиболее подходящим считается А4. Для коллективных композиций можно использовать А3. В этом случае дети рисуют костюмы на небольших листах (например, ½ А4), а затем с помощью взрослого приклеивают на общую подложку. Такое выполнение возможно, например, если задание звучит так: «Создайте линейку модной одежды в национальном стиле» (то есть малыши рисуют обычную повседневную одежду, привнося в неё элементы народной — узоры, фасоны и пр.).
Подходящие техники
Арсенал нетрадиционных техник, которыми владеют ребята в подготовительной группе, уже довольно обширен. Это связано с тем, что такие варианты создания картинок в большинстве своём не нуждаются в каких-то особых творческих способностях малышей, то есть воспитателю легко создать ситуацию успеха для каждого карапуза. Действительно, некрасивого рисунка в технике монотипии, когда образ получается после того, как на лист бумаги наносятся краски, а затем он накрывается другим листом, — получиться просто не может. Всё рисунки будут самобытны и уникальны. Однако для реализации целей занятий изобразительной деятельностью необходимо делать акцент именно на традиционное рисование, так как именно оно способствует развитию мелкой моторики, тренирует ручку к письму и т.д. Подходящими способами для создания образа являются
- раскраски шаблонов;
- дополнение композиции (например, готовый шаблон с куклой нужно «одеть» в национальную одежду);
- срисовывание в натуры (этой технике уделяется особое внимание, так как именно она помогает тренировать навык соблюдения пропорций в рисунке);
- обведение и раскрашивание трафаретов (причём заготовки могут содержать много мелких деталей в разных плоскостях);
- рисование с натуры (имеется в виду, что дети рисуют костюм или предмет гардероба, который видят перед собой).
Для темы «Кукла в национальном костюме: одежда, обувь и головные уборы» наиболее актуальными будут раскраска шаблонов, дополнение композиции и рисование с натуры.
Фотогалерея рисунков в нетрадиционных техниках
Какие приёмы применять?
При выборе подходящих приёмов для рисования важно учитывать тот факт, что в 6–7 лет дети уже отчётливо представляют себе границы изображения, ограничивая их самим образом, а не форматом листа. Так что можно использовать
- закрашивание любых форм (даже с несложными тенями);
- прорисовку широких, тонких линий в любом направлении;
- направление кисточки вертикально относительно листа для изображения тонких линий и наклонно для прорисовки толстых штрихов (для узора в национальном стиле малыши могут комбинировать эти приёмы);
- примакивание (то есть для получения необходимой формы кисточка, смоченная в краске, прикладывается к основе);
- смешение цветов для получения оттенков;
- закрашивание карандашами с разным направлением штрихов для получения необходимой интенсивности оттенка цвета.
При формулировании заданий на занятии, посвящённом рисованию национального костюма, воспитатель может комбинировать эти приёмы, исходя из задач рисунка, а также уровня изобразительных способностей малышей.
Дополнительные виды изобразительной деятельности
Тема национальной одежды в календарно-тематическом планировании встречается не раз, так что педагогу нужно найти способ каждый раз обыграть её по-новому. В этом помогут такие виды изобразительной деятельности, которые отлично комбинируются с рисованием. Например,
- аппликация (костюм дорисовывает на приклеенный шаблон человека — манекен);
- лепка (для создания крупных узоров на костюме);
- конструирование (кокошник русского народного костюма можно сделать в технике оригами, а затем раскрасить в подходящей цветовой гамме).
Как индивидуализировать занятие?
Даже при выполнении одного задания, рисунки детей будут отличаться. И это связано не только с тем, что у всех малышей разные изобразительные способности, но и с тем, что каждый из юных художников обладает своим чувством цвета, пространственным восприятием. Важная задача воспитателя: помочь каждому «творцу» проявить себя в рисунке. Для этого нужно грамотно индивидуализировать задание.
Индивидуализация может проявляться даже в выборе техники рисования
Например, тем детям, которые хорошо рисуют и без создания предварительного контура, можно дать возможность творить без карандашной основы. А вот в случае, когда малыш не совсем уверенно чувствует себя при прорисовке контура, задание стоит упростить до раскрашивания готового шаблона, но с дорисовкой узора костюма. А также индивидуализировать работу можно следующим образом
- нарисовать костюм отдельно от человека или на человеке в движении;
- сделать зарисовку с разного приближения;
- придумать расположение узора на костюме и пр.
Варианты темы в календарно-тематическом планировании
Изучение национального костюма в методическом плане работы в подготовительной группе происходит в двух направлениях: при изучении одежды человека и при рассмотрении истории национального костюма в контексте знакомства с народными традициями. Варианты формулировки темы могут быть следующими:
- «Сказочные узоры» (при рассмотрении геометрических узоров на национальной одежде);
- «Домик для головы» или «Кокошник как символ русского национального костюма» (обычно эта тема комбинируется с аппликацией и может быть коллективной, когда малыши оформляют свои работы на общей подложке);
- «Одежда дымковской барышни» (при изучении народного промысла — дымковской игрушки);
- «Русская барышня» (дети рисуют все элементы костюма, при этом барышня может быть шаблоном; эта тема может варьироваться в зависимости от региона, в котором живут дети);
- «Наш дом моделей» (вариант коллективной работы — дети рисуют наряды с элементами народного костюма, а затем располагают их на общем фоне);
- «Зачем нужна обувь» (при изучении работы сапожника) и т.д.
Как мотивировать детей?
Мы уже упоминали о том, что самое важное в работе воспитателя — заинтересовать ребят, что называется, «повести за собой». Для этого можно выбрать подходящую под темперамент малышей и тему занятия комбинацию мотивирующих приёмов. Работая над темой «Кукла в национальном костюме: одежда, обувь и головные уборы» способов завлечь карапузов можно найти приличное количество.
Беседа и наглядность
Без картинок занятие рисованием невозможно — это аксиома. Это могут быть рисунки, фотографии, слады из презентации, но обязательно статичные изображения, находящие в поле зрения малышей. При этом любая картинка должна сопровождаться комментарием взрослого. Если изображения однотипные (например, когда мы говорим о костюме, картинки в целом всё же будут похожи), то рассказ воспитателя можно сопроводить беседой, предложив детям ответить на ряд вопросов:
- «Откуда мы можем узнать, как одевались наши прабабушки и прадедушки?» (из музейных выставок, книг);
- «Как называлась обувь наших предков?» (лапти);
- «Чем отличаются национальные костюмы разных народов?» (узорами, фасоном);
- «Почему в мужском костюме пояса могут быть разной ширины?» (чем шире, тем богаче человек) и пр.
Хоть и необязательный, но очень желательный материал для наглядности составляет собственно сам национальный костюм. Как говориться, «лучше один раз увидеть».
Демонстрация в сочетании с рассказом и беседой — очень дейтсвенный приём мотивации
Такой образец позволит активизировать очень важное восприятие — тактильное. В сочетании со зрительным и слуховым это обеспечит более чёткое представление о задании, позволить создать особую атмосферность в работе.
Видео. Презентация для детей: национальные костюмы народов мира
Стихотворения и загадки об одежде
Эти два приёма объединены в одно целое, так как загадки для малышей, как правило, используются в качестве актуализации темы перед декламацией стихотворений.
*** Из полотен вырубали пряхи Длинные холщовые рубахи. Ворот и подолы украшали, Дивные узоры вышивали. На узорах — травы, кони , птицы… Выводили тонко мастерицы. Вышивка людей оберегала — Нечисть и болезни отгоняла. Пояс на рубахи надевали, Им себя от зла остерегали. Ну, а распоясаться, конечно, Было стыдно да и просто грешно. Обо всём одежда говорила, По одёжке сразу видно было: Холост ли, женат? Откуда родом? Возраст, ремесло и связь с народом. *** При изучении национального костюма загадки можно привлекать тогда, когда малыши уже знакомы с названиями элементов костюма:
СказкиНеобязательно искать какие-то особые сказки о народной одежде. Достаточно внимательно всмотреться в наряды бабы и деда из сказки «Курочка Ряба» или «Репка». Но если говорить о сказках, где главные действующие лица — предметы гардероба, то можно использовать текст «Сарафан в гостях у Рубахи».
|