Рисование русских народных костюмов старшая группа

Конспект занятия «Русский народный костюм»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Дошкольное отделение МБОУ «СШ №40

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

по теме: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

(занятие для детей старшей групп возраста 5-6 лет)

воспитатель первой квалификационной категории

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом;

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия — Русский народный костюм 14.6 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

( занятие для детей старшей групп возраста 5-6 лет )

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом;

Задачи: научить называть предметы костюма;

познакомить с самой заметной частью любого народного костюма- головным убором- кокошником;

обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника;

вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей.

Воспитатель. Ребята, а как называется страна, где мы все живем?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Молодцы! Правильно. А в России еще проживают белорусы, украинцы, молдаване и другие народы ( дети повторяют названия).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях?

Дети. Куклы в народных костюмах.

Воспитатель. Вот кукла Айгуль в башкирском костюме и кукла Машенька в русском костюме. С Айгуль вы уже знакомы, мы рассматривали её костюм и рисовали элементы башкирского костюма. А сегодня мы будем рассматривать другой костюм. Посмотрите и скажите, какой это костюм?

Дети. Это русский костюм.

Воспитатель. Правильно. А из каких частей состоит этот костюм?

Дети. Из сарафана, кофты.

Воспитатель. Раньше женщины и дети (девочки)в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые называются сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?

Дети. Сарафаны украшали ленточками, бисером, кружевами.

Воспитатель. Молодцы! Вы внимательно рассмотрели Машенькин костюм. Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушке и внучке.

А теперь познакомимся с новыми пословицами: «По одежке встречают , по уму провожают»; «Курицу не накормить, а девицу не нарядить»; «Бабьи рубашки- те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи»; «Красная птица опереньем, а человек- рукодельем»; «У ленивой пряхи нет при себе и рубахи»; «Хороший товар сам себя хвалит»; «Делано наспех- сделано на смех».( Дети повторяют пословицы.) Раньше на сарафаны надевали передник. Он закрывал неукрашенную часть сарафана. Фартук- передник украшался аппликацией, вышивкой, кружевами.

( Дети исполняют песню «Во кузнице».)

Воспитатель. А теперь внимательно посмотрите на головку куклы. Что у Маши на голове?

Воспитатель. Видите, как он красиво украшен. Посмотрите, какой красивый кокошник у меня есть. Чем он украшен?

Дети. Бусинками, разноцветными лентами.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А еще кокошники украшались тесьмой. Посмотрите, какой красивой позолоченной тесьмой расшит этот кокошник. Он расшит завитками, как веточками, а в завитки вшиты бусинки. По краю кокошник тоже расшит тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц- рукодельниц.

( Следующая часть занятия — «Укрась кокошник».

Цели: закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета; воспитывать интерес к народному творчество, понимание красоты вещей, уважении к труду .)

Воспитатель. Мы с вами в гостях у мастериц- рукодельниц. Давайте понаблюдаем за их работой и попросим их расписать кокошники для наших девочек.

( Во время работы мастерицы-рукодельницы поют . )

Я вышиваю кокошник проворно

Ниткой зеленой, и красной , и жёлтой.

Есть у меня ещё целый клубочек,

Ты вышивать помоги мне, дружочек.

Воспитатель . Посмотрите, какие красивые кокошники получаются. Кто-то разрисовывает узоры жёлтым, кто – красным цветом. А какой красивый бисер на Анином кокошнике! Ай да молодцы! Хорошо потрудились. Наши девочки будут довольны. Спасибо вам большое!

В пальцах иголка мелькает быстрее,

Вместе работать и петь веселее.

Вот и кончаем последний стежок,

Вышили мы разноцветные кокошник.

А в подарок от меня вы получите вот такие раскраски. Вы в группе можете разукрасить их цветными карандашами или красками. А теперь, давайте, мы с вами возьмём новых кукол в группу и познакомим их с нашими ребятами и нашей группой.

Источник

Занятие по рисованию с детьми старшей группы «Русский народный сарафан»

Наталья Кириченко
Занятие по рисованию с детьми старшей группы «Русский народный сарафан»

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре.

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.

-пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.

-обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.

-формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.

знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц. дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными играми. Беседы «Откуда к нам пришла одежда?», «Во что одевались наши предки?»

Материал и оборудование: лавки, сарафан для девочки, аудиозапись с русскими народными мелодиями, презентация «Русский сарафан», кисти, краски, салфетки, шаблоны сарафанов из картона.

1 часть. Вступительная.

Воспитатель: — Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в гости. Меня звать тетушка Варвара, явилась я из древней Руси. Давайте встанем в хоровод и поприветствуем друг друга.

Утром солнышко проснулось (образуют круг)

Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)

Громко «здравствуйте» сказало

И по небу побежало (дети бегут друг за другом)

Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)

Воспитатель: — А есть у меня и дочка Аленка, она как и вы веселая и добрая. Сейчас я ее позову.

(входит Аленка в сарафане)

Девочка: — Простите, за то, что я задержалась!

Но дело всё в том, что я наряжалась!

Одела такой вот красивый наряд –

Хотела порадовать милых ребят!

Воспитатель: — Да, Аленушка принарядилась. А как же называется ее наряд? (ответы детей)

Воспитатель: — Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру — забаву

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становиться впереди. Ему не разрешается оглядываться.Все поют:

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и оббегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Бегущие стараются впереди встать парой и взяться за руки. Водящий должен поймать одного из них. Пойманный становиться с водящим парой, а оставшийся без пары становиться новым водящим.

2 часть. Практическая.

Воспитатель: — Ох и веселая у нас игра, а теперь посидите и послушайте, что интересного я вам расскажу о сарафанах.

Шили сарафаны из разных тканей,и каждый цвет что то означал:

Красный — огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды. в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.

Белый – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: — Посмотрите на мой сарафан и на Аленушкин, чем они различаются? (ответы детей)

Воспитатель: — Чем украшен Аленушкин сарафан? (ответы детей)

Воспитатель: — В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент.Каждый элемент узора тоже несет свое значение:

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

Волнистая линия — вода

Воспитатель: — На Руси и стар и мал играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воспитатель: — Хоровод – это круг, и солнце круг. Предлагаю поиграть в еще одну русскую народную игру.

Один ребенок стоит в центре круга и держит шест с лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – барин, стоит вне круга.Дети идут по кругу и запевают песню: Ходит барин по кругу. Ищет барин себе девицу. Хороша ли барин девица? Хороша! Раз, два, три – беги! С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым возьмет ленту, тот выиграл, второй становиться барином.

Воспитатель: — На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Воспитатель: — Давайте сейчас мы станем русскими мастерами и украсим сарафаны красивым орнаментом.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: — Велика Россия — мать и талантлив наш народ.

Молва о Русских сарафанах на весь мир идет!

Молодцы ребята! Сарафаны получились на славу. Все разные и нарядные.

(сарафаны детей вывешиваются на выставку).

«Топится, топится в огороде баня». Русский народный танец в исполнении детей старшей группы Видео Здравствуйте уважаемые коллеги!В конце августа в нашем городе прошла ежегодная районная педагогическая конференция,где выступали мои дети.

Дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм» Автор: Жабина Ирина Ивановна. Игра для детей 5 — 7 лет. Проводится индивидуально и по подгруппам. Можно использовать при изучении темы «Одежда».

Культурно-досуговая деятельность детей и родителей средней группы «Русский народный костюм» Цель: закрепить и обогатить полученные знания о русском народном костюме. Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре.

Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР» Мастер класс (Основная часть) Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя.

НОД «Русский сарафан» для детей старшего дошкольного возраста «Русский сарафан» Конспект интегрированной НОД в старшей группе Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал под фонограмму русской народной.

Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси» Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Задачи: 1. Дать.

Проект «Русский народный праздник «Масленица» Цель:Вовлечь ребят в совместную продуктивную деятельность — в подготовку к празднику; Задачи:повысить познавательный интерес к окружающему.

Русский народный праздник «Воздвиженье» Автор Азарова Ольга Михайловна Зал украшен разноцветными расписными платками. У центральной стены стол, покрытый вышитой скатертью. На.

Русский народный уголок В нашем детском саду одним из направлений работы, является духовно-нравственное развитие. Поэтому в каждой группе можно увидеть русский-народный.

Источник

Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование) Тема: « Русский сарафан»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Скачать:

Вложение Размер
nod._kostyum.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование)

Тема: « Русский сарафан»

Адресат: дети старшей группы

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц . Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?

Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм. А потом нарисуем его.

(Показать детям русский народный костюм или куклу наряде) .

А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?

Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

Ответы детей: Белого, красного (много).

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

Ответы детей: Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

Ответы детей: Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

Ответы детей: Цветы, солнце.

Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
Давайте вспомним, что такое ярмарка?

Ответы детей : Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать , повеселиться, поводить хороводы , поиграть в игры.

Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели,( Дети идут шагом) .А потом, потом, потом, все бегом, бегом ,(дети побежали). Тише, тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются, идут шагом ).

Воспитатель: Садитесь на свои места. Давайте мы с вами сегодня нарисуем русский народный сарафан. (Перед детьми рисунок сарафана с незаконченным узором, образцы орнаментов для его украшения)

Ребята, я уже начала наносить свой рисунок. Делаю я это кончиком кисти. Приступайте к заданию.

(Педагог наблюдает за работой детей, если возникают затруднения, оказывает помощь. Следит, чтобы дети правильно набирали краску, ополаскивали кисти, пользовались салфетками. Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек).

( В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества. )

Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном НОДе представлено нетрадиционное рисование в средней группе, тема недели : «Лесные жители», мною были взяты 4 области: художественное творчество и социализация, познание и коммуникация.

Конспект по художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе по теме «Одуванчики в траве».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иссле.

Задачи: « Художественное творчество» :Упражнять в рисовании предметов круглых форм,; Продолжать учить правильно держать карандаш при рисовании; .Вызывать желание рисовать. « Позн.

Занятие учит детей работать в нетрадиционной технике граттаж .

Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;Задачи: формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рису.

Источник

Читайте также:  Как отстирать белую рубашку от краски гуашь
Оцените статью