Рисование на воде эбру
Что такое рисование на воде эбру? Особенности, материалы и инструменты для творчества. Техника и приемы создания узоров, советы новичкам по работе с жидким холстом.
Рисование на воде эбру — это одна из самых древних и в то же время самых сложно повторимых техник, которая предполагает нанесение красок на жидкую базовую субстанцию и дальнейший перенос узора на бумагу или ткань. Возраст первых работ, дошедших до наших дней, насчитывает несколько сотен лет истории. При этом необычные рисунки можно создавать в домашних условиях, даже если вы никогда ранее не рисовали. Однако разработка полотен любого уровня сложности потребует правильного подбора материалов и понимания базовых принципов рисования на воде эбру.
Что такое рисование на воде эбру?
Техникой рисования эбру изначально называлась искусственная имитация мраморного узора на полотне, бумаге или коже. История этого вида искусства также загадочна, как и этимология самого слова «эбру». Одни исследователи находят его корни в арабском словосочетании «ароматная вода». Другие искусствоведы утверждают, что название техники появилось от слова «облако», ведь создаваемые узоры невесомы и аккуратны, как облачко. Примечательно, что за столетия существования искусства ни один узор не удалось повторить, ведь, помимо мастерства художника, в создании рисунка участвует сама природа.
Родиной водяных узоров считают Азию. Первые исторические находки — кусочки кожи с «мраморным» узором — датируются началом нашей эры. Из Азии мастерство постепенно завоевало Восток. В Турции первые упоминания об искусстве, напоминающем технику рисования на воде эбру, появились в VII веке, но только 300 лет спустя данный вид искусства получил современное название. К 12 веку рисунок на воде стал настолько популярным в Японии, что даже император стал одним из приверженцев рисунков на воде, а соответственно, все придворные тотально начали заниматься водяным художеством.
Рисование эбру привлекает внимание необычными неповторимыми узорами, но многим мастерам нравится также сам процесс создания рисунков. Краски наносятся не на полотно, а на «воду». Но на самом деле базовая субстанция намного гуще обычной воды, а краски реже привычных маслянистых или же разбавленные. Основная идея творчества базируется на разных плотностях жидкостей: на плотной основе жидкость не растворяется, а расползается пятном. Такая техника не предполагает нанесения строгих линий и форм, все изображения плавные и мягкие. После создания узора на жидкой основе рисунок переносится на бумагу или ткань.
В каждом уголке мира техника развивалась и совершенствовалась, приобретая региональные черты и особенности. Так, на Востоке особое внимание уделялось не только механической стороне искусства, но и психологическому состоянию художника. В частности считалось, что только у спокойного умиротворенного творца могла получиться красивая картина. А вот на Ближнем Востоке большее внимание уделялось сюжетным линиям, мастера оттачивали не плавность линий, а их изящество и точность. Визитной карточкой мастеров Османской империи являются не абстракции, а животные и цветочные узоры.
Рисовать простые узоры могут не только взрослые, но и дети. Юных художников данный вид искусства знакомит с азами рисования и колористики, помогает развивать фантазию, учит работать с различными материалами, учит усидчивости и спокойствию.
Материалы и инструменты для рисования на воде эбру
Популяризации данного творчества способствует не только уникальный узор и завораживающая техника, но и доступность материалов. Полноценный набор для рисования эбру можно приобрести в магазине, а для занятия творчеством достаточно пространства рабочего стола с хорошим освещением.
Набор для рисования эбру в домашних условиях можно также собрать самостоятельно, но важно учитывать ряд особенностей:
- Посудина для рисования. Емкость для работы должна быть глубокой и с широким основанием. Чем шире посудина, тем больше получится рисунок, так как холстом для творчества служит именно поверхность жидкости. В идеале такая емкость должна быть прозрачной с высокими бортиками, через которые можно будет контролировать уровень базовой субстанции и степень «пропитки» краской.
- Жидкость с загустителем. В качестве базового полотна используется не обычная вода, а раствор с загустителем. Консистенция базовой субстанции должна напоминать кисель или незастывшее желе. Чтобы этого добиться, покупается специальный состав в виде порошка или готового раствора. Порошок необходимо растворять строго по инструкции, так как каждый производитель устанавливает свои пропорции для смешивания базовой жидкости для эбру-рисования в домашних условиях. Если найти базу не удалось, можно сделать клейстерную смесь из крахмала или муки. Для этого в мучной состав добавьте воду и дайте настояться. Пропорции замешивания будут зависеть от вида используемой муки или крахмала.
- Специальные краски. Жидкая база предполагает использование разбавленных красок, состоящих из натуральных красящих пигментов и желчи животного происхождения. Если вы решили сделать состав самостоятельно, то не обязательно искать растворимые краски, достаточно добавить растворитель в масляные. Пропорции для разведения можно узнать на мастер-классах по рисованию эбру.
- Инструменты для прорисовки. Ими выступают кисти, гребни, шило. Кисти предпочтительнее использовать из натуральных жестких волокон. Для каждого цветового оттенка применяется своя кисть, так как жидкие краски не терпят смешивания. Гребень представляет собой плоскую планку с рядом иголок, с их помощью создаются витиеватые узоры. Шило или спицу используют для прорисовывания отдельных элементов. После каждого контакта с краской их необходимо протирать, иначе краски могут смешаться, нарушив тем самым авторскую задумку художника.
- Материал для переведения узора. Рисование на воде красками эбру предполагает переведение изображения с водяного полотна на бумагу. Для первых рисунков можно использовать офисную бумагу с небольшой плотностью, но в магазинах можно также приобрести и специальную бумагу для рисунка на воде.
Основные приемы рисования на воде эбру
Техника рисования эбру в домашних условиях и специализированных студиях не будет отличаться. Вначале готовятся все инструменты и необходимое количество кистей. Краски разливаются в отдельные емкости, а затем художник приступает к созданию будущего шедевра.
Рисование эбру базируется на нескольких приемах:
- Создание фона. На крупные кисти или шило набирается краска и в произвольном порядке разбрызгивается по базовой жидкости. Первые капли красителя могут утонуть, остальные же растекутся тонким слоем. Фон может состоять из одного или двух цветов. Использование больше 3 оттенков для фона не рекомендуется, такое количество краски утяжеляет рисунок и сложно переносится на бумагу. Усложнить фоновый узор поможет гребень.
- Нанесение рисунка. На фон наносится капля основного цвета, а затем с помощью иглы или спицы круглое пятно вытягивается в причудливые формы.
- Перенос изображения на бумагу или ткань. Материал прикладывают к поверхности жидкости и оставляют так на 10-15 минут, затем аккуратно достают перепечатанный рисунок и дают ему высохнуть.
Нетрадиционное рисование эбру ценится за сложные основные рисунки. Каждый мастер выделяется любимыми мотивами и сюжетами. Если вы только изучаете данный вид искусства, попробуйте нарисовать простой цветочек с контрастным контуром. Для этого капните одной краской в центр фона, подождите, пока капля растечется, затем тем же шилом, но другим цветом снова капните в центр. Шилом вытягивайте от внутреннего круга наружу лепестки вашего цветочка. Движения должны быть выверенными точными, поэтому восточные мастера связывают процесс создания рисунка с медитацией и умиротворением.
Разобравшись в принципах создания таких рисунков, вы с легкостью сможете экспериментировать с базовыми субстанциями и красками. Так, в качестве основы для рисования можно использовать молоко повышенной жирности, а в качестве пигмента-красителя — разбавленную растворителем гуашь. Если добавить в жидкость средство для мытья посуды, изображение «поплывет», создавая причудливую абстракцию. Поэтому подобные нетрадиционные техники рисования эбру нравятся детям, так как позволяют в полной мере проявить фантазию.
Советы новичкам
Проще всего изучать новый вид творчества по готовым наборам, материалы в которых подобраны по своей плотности и консистенции. Отзывы о рисовании эбру свидетельствуют, что такие наборы существенно упрощают процесс прорисовки, но и позволяют с легкостью перенести готовый рисунок на бумажную основу, не волнуясь, что узор размажется. Зато самостоятельно подобранные материалы помогут создать по-настоящему уникальные работы.
Изучать рисование на воде эбру следует постепенно, первым фантазийным узором могут стать разводы на окрашенном фоне, затем витиеватые линии, а только после этого — цветы и птицы. Когда у вас начнут получаться красивые картинки, усложняйте творчество — разрабатывайте необычные открытки или обложки для тетрадей или подарочных альбомов.
После окрашивания бумажных основ переходите на сложные поверхности — дерево, гипс. Достаточно подробные инструкции рисования эбру на различных материалах представлены в сети. Мастер-классы и видео-уроки ориентированы на разные возрастные категории, ведь данный вид творчества нравится и взрослым, и детям за уникальность воссоздаваемых работ. Даже работая исключительно по инструкции, ваш рисунок всё равно будет отличаться от представленного автором мастер класса.
Что такое рисование на воде эбру — смотрите на видео:
Рисование эбру — это древний вид творчества, который продолжает развиваться и совершенствоваться. Каждый мастер создает уникальные работы. Техника рисования базируется на элементарных принципах взаимодействия веществ разной плотности, благодаря чему удается получить невероятно нежные и изысканные узоры. Базовыми приемами сможет овладеть даже ребенок, а использование готовых наборов для рисования эбру существенно упростит процесс знакомства с данным видом искусства.
Источник
Мастер-класс «Техника рисования на воде — эбру»
Александрова Екатерина
Мастер-класс «Техника рисования на воде — эбру»
Мастер-класс
Техника рисования на воде – ЭБРУ.
Воспитатель средней группы № 2 Александрова Е. А.
Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности.
Название «эбру«. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно «обру», адаптированное в турецком как «эбру«, значит «на воде«. В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. ЭБРУ – это техника рисования на воде для которой необходимы специальные натуральные краски и загуститель для воды. Краски ложатся на поверхность воды и не смешиваются, что дает нам возможность рисовать всевозможные картины.
Вода – самый загадочный и необъяснимый элемент на земле. Она не подчиняется законам физики, она может лечить и убивать, являясь самым надежным хранителем и передатчиком информации. Да мы и сами состоим из воды на 70%. В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное.
Восточная живопись является отличным способом развития моторики, творческого потенциала и воображения ребенка. Но не только детям эбру может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна.
Такие занятия являются альтернативой медитации, они требуют концентрации внимания, погружения, открытости.
Эбру считается турецким искусством, однако техника достигла берегов Турции, зародившись еще раньше в древней Индии.
Странное название расшифровывается различными способами, оно означает и «воду для лица», и «волнообразный», и даже «облако».
Для рисования подбирают краски, имеющие разную плотность с водой. Нерастворимые краски не смешиваются между собой, отлично впитываются бумагой, а натуральные красители и бычья желчь не содержат вредных компонентов.
Для вязкости воды можно купить экстракт горной колючки, гевена, жидкость, обладающая клеящими свойствами. Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.
Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.
Этапы рисования в технике эбру
Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.
Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.
После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т. д.
Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.
Распространенные виды эбру
Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.
Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.
В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.
С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.
В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде.
Кисти служат для того, чтобы разбрызгивать краски по воде.
Краску формируют в рисунок при помощи шила и гребешка, а рисунок накрывают бумагой и получают картину, снятую с поверхности воды.
Такие изображения можно переносить на различные материалы.
Вместо гевена можно пользоваться обычными загустителями из водоросли, такие вещества используют в пищевой индустрии. Многие используют обычный лак для ногтей, клей и масляные краски.
В чем польза от такого творческого погружения?
Эбру не требует умения рисовать, вы можете выплеснуть в рисунке все мысли, желания, грусть, мечты, злобу. Можете вылить воду «с негативом», а можете повесить рисунок «с мечтой» над столом. Дети тренируют моторику, творческое мышление, а взрослый человек настраивает себя на позитив.
Рисунок требует вашего полного внимания, даже если вы скованны, эбру заставит вас выбросить мысли из головы, иначе рисунок не получится. Вода обладает уникальными свойствами успокаивать нашу нервную систему, психологи утверждают, что рисунок на воде – идеальный способ снять напряжение.
Как рисовать дома?
Сделать это нетрудно. Понадобится разбавитель и масляные краски. Возьмите цвета, которые вам по нраву и в отдельных емкостях с помощью разбавителя доведите их до жидкого состояния.
Теперь рассмотрим, как сделать жидкость, на которой мы будем рисовать. Для этих целей нужен будет крахмал. Разведите его в обычной воде до состояния жидкого клейстера. Это и будет наша основа для рисования.
Следующий рецепт приготовления раствора.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
А теперь самое главное: как правильно размешивать краски, чтобы получился рисунок. Возьмите посуду с широкой поверхностью. Чем шире будет поверхность, тем больше получится рисунок.
Вылейте в подготовленную посуду клейстер и капните на него немного краски. Тонкой кисточкой начинайте перемещать краски так, чтобы получился орнамент. Начать можно с самого простого – разводов и пятен. Затем усложняйте рисунок, добавляя контуры цветов, павлиньих перьев. Кроме кисточки, можно подключить и другие инструменты в виде ложек, лопаточек и т. д.
Как рисовать и какие узоры выполнять, решать вам. Завораживает скорее не результат, а процесс, когда контуры узоров создаются на поверхности густой жидкости. Когда рисунок готов, кладем поверх него бумагу, ожидаем в течение нескольких секунд, затем поднимаем и даем воде стечь.
Нужно быть готовым, что результат может не совпадать с изображением на воде, поскольку краски могут расплываться под воздействием стекающей жидкости и менять очертания. Общий контур, конечно, сохранится, но тонких ценителей прекрасного первое время такое исполнение может не удовлетворить. Так что сосредоточьтесь на процессе выполнения, а результат придет в ходе тренировок.
Эбру для детей
Техника эбру в детском саду еще проще, чем описанный выше пример.Приобретать масляные краски для детского садика никто не будет: уж очень дорого они стоят.
А вот обычной гуаши в арсенале учителей достаточно.В качестве жидкости для нанесения красок используется обычное молоко: его могут принести на урок родители для каждого малыша в отдельности.
В широкую мисочку нужно налить немного молока. Лучше, если его жирность будет небольшая, не выше 2,5%. Гуашь следует слегка развести водой. Для нанесения красок на поверхность можно использовать пипетку, зубочистку, кисточки. Как только краски попали на поверхность воды, можно начинать творить.
Эта техника абсолютно безопасна для малышей. Даже если кто-то из них по незнанию решит попробовать цветной «коктейль», ничего страшного не случится. Некоторые экспериментаторы добавляют в краски моющее для посуды, но в случае с детками этого делать не надо. Обычная гуашь намного безопаснее.
Когда рисунок на молоке создан, можно приступать к оттиску. Подойдет как мелованная,так и обычная бумага из блокнота: результат будет одинаковый.
«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.
Фотоотчёт о рисовании в технике эбру «Волшебные рисунки по воде» Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности.
Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования эбру» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.
Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.
Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-монотипия» Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования на воде «Цветок» Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.
Источник