Рисуем по мотивам стихотворения Натальи Поповой «Зимняя картинка»
Ирина Климина
Рисуем по мотивам стихотворения Натальи Поповой «Зимняя картинка»
Леонардо да Винчи писал: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». Как точно сказал великий мастер, а ведь с тех пор прошли уже сотни, сотни лет… Звучание поэзии придают слова, а живописи – цвет и форма, которые развивают в нас эмоциональную отзывчивость и переживания, рождая в наших сердцах самые разные чувства и эмоции. И именно это роднит и объединяет различные виды искусства, помогая нам совершенно по-разному, а иногда и по-новому, посмотреть на одни и те же события, предметы, категории.
Рисование по мотивам стихотворений – известная тема, но не часто используемая нами сполна. А ведь именно здесь дети могут не только более глубоко осознать сам текст произведения, особенности его слога, смысловую характеристику содержания, а также прочувствовать это более наглядным и действенным способом и передать свои личные впечатления в своей картине. Наиболее интересно и полно данные задачи решаются при ознакомлении детей с пейзажной лирикой, где ярко раскрывается красота природы.
Думаю, теоретической части уже достаточно, и можно переходить конкретно к делу. На днях нам с ребятами посчастливилось познакомиться с очень красивым, динамичным, изящным и таким выразительным стихотворением Натальи Поповой , в котором картины достойна практически каждая его строка. Думаю, многие на сайте знакомы с интересным и разнообразным творчеством Натальи ( http://www.maam.ru/users/christmas) .
С любезного разрешения автора темой одного из занятий по рисованию с детьми подготовительной к школе группы стало чудесное стихотворение Натальи Поповой «Зимняя картинка». Уже само его название вызывало у детей неподдельный интерес. Картинка в стихах – картина на листе бумаги!
Итак, рисование по мотивам стихотворения Н. Поповой «Зимняя картинка» (подготовительная к школе группа).
Цель. Создание детьми живописной композиции по мотивам стихотворения.
Задачи.
Упражнять детей в создании ярких художественных образов по мотивам стихов на основе личного восприятия, используя для этого разнообразные выразительные художественные средства (смешанная техника рисования — гуашь, восковой мел).
Расширять представления детей о художниках-иллюстраторах.
Развивать замысел, творческое мышление и самостоятельность, словарный запас детей.
Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости к поэзии, бережного отношения к природе, позитивного отношения к миру вокруг.
Материалы и оборудование: альбомные листы (А4, гуашь, влажные салфетки (для создания фона), белила, кисти № 1-2, восковые мелки (черный, оранжевый, оттенки коричневого и зеленого).
Далее предлагаю «вольное» изложение хода занятия.
В нашем случае оно начинается со вступительной беседы о том, кто пишет картины, о чём и можно ли писать картины по стихам. Даём ребятам активно высказаться по этому поводу. Обобщаем, что есть художники-иллюстраторы, задача которых помогать слушателю лучше представить то, о чем говорится в литературном произведении, т. е. иллюстрация усиливает его восприятие.
Говорю, что сегодня предлагаю познакомиться с одним очень интересным стихотворением, автор которого музыкант. Читаем стихи Натальи Поповой:
Зимняя картинка
Мелкий снег кружится, всюду очень тихо.
Даже сильный ветер присмирел с утра.
Бродит на носочках по лесу портниха,
Одевая ели в шубы и меха.
Под сосною чей-то лёгкий след остался,
Невидимкой кто-то тут прошёл, таясь,
Может быть, кого-то он здесь дожидался?
Не дождавшись, скрылся, в дымке растворясь.
Чу, невесть откуда лось прошёл тропою,
Зацепив за ветку и рассыпав снег.
Недоволен ворон россыпью такою
И взлетел повыше в крону, на ночлег.
Проскакал, петляя, заяц-бедолага,
За сугробом скрылся и бывал таков.
А лиса-плутовка, сидя за корягой,
Примеряла пару новеньких коньков.
А снежок всё сыплет, всюду очень тихо,
Ветер-шалунишка спрятался в лесу.
Невидимкой по лесу шла зима-портниха,
Сказывая сказку про свою красу.
Спрашиваю ребят, что им особенно запомнилось в данном стихотворении, каким оно им показалось; какие слова или строки наиболее понравились… (высказывания детей).
Далее предлагаю ещё раз послушать стихи и подумать о том, какой момент понравился более всего, чтобы его нарисовать.
Определяемся с этапами работы над картиной. Для этого вспоминаем, как рисовали ранее зимний лес, используя смешанную технику (сочетание красок и восковых мелков). Напомнить, как можно быстро самостоятельно сделать фон на листе с помощью влажной салфетки (взять на неё два цвета гуаши – синий и любой другой). Уточнить, как можно изобразить деревья: целиком или часть дерева; в центре, справа-слева. Затем выбираем ориентацию листа (по горизонтали или вертикали и начинаем творить).
Во время самостоятельной работы детей помогаю детям в зависимости от ситуации (уточняющий вопрос по выбору сюжета, композиции; совет, практический показ, показ иллюстрации и т. п.).
Давайте посмотрим детские работы.
В конце занятия любуемся картинами под чтение стихотворения.
«Любование» под мелодию слов стихотворения заканчиваем выводом о том, что можно слышать, видеть, а ещё и чувствовать, и тогда мы сможем эти чувства подарить другим, и если эти чувства добрые, то и мир вокруг станет пусть чуточку, но добрее, лучше, красивее…
Вот так мы с ребятами «прочитали» удивительные по красоте и эмоциональности стихи Натальи Поповой, создав по её «Зимней картинке» свои картины.
Идея данного занятия принадлежит Наталье, поэтому помимо автора стихов она ещё является и полноправным соавтором данного занятия, и мы этому очень рады!
Спасибо большое!
Благодарю всех посетивших наш пост о стихах, природе, красоте, картинах и чувствах!
«Курочка». Развлечение для младших дошкольников по мотивам стихотворения К. Чуковского «Курочка» Цель: создать радостную атмосферу, познакомить с домашними животными и их звукоподражанию. Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость.
«Осенняя картинка» аппликация в подготовительной группе Вот и наступило одно из самых ярких времен года. Осенью в природе оживает такое разнообразие цветов. Деревья сменили свои зеленые платья на.
Фотоотчёт коллективной работы в разновозрастной группе (3–7 лет) «Осенняя картинка» Программные задачи: Упражнять в разрезании бумажного квадрата на полоски. Закреплять умение наклеивать бумажные полоски Закреплять умение.
Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по мотивам стихотворения Е. Серова «Подснежник» МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22. Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме Е. Серова.
Лепка техникой рисования пластилином по мотивам картины Митурич М. П. «Лебедь» и стихотворения Барто А. Л. «Лебединое горе» Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Давайте закроем глазки (включается слайд с осенним лесом). Воспитатель:.
Математическая игра «Разрезная картинка» (Учимся считать от 1 до 10) Нам, друзья, настал черед Выучить полезный счет! Очень важно цифры знать И уметь всё сосчитать: И конфетки в кулаке, И монетки в кошельке,.
Ода лету. «Лето-маленькая жизнь!» Стихотворения «Зимняя прогулка», «Модная азбука» «Лето – маленькая жизнь!» О! Лето – маленькая жизнь, Нас зовет к себе Загорать и плавать В небесной синеве. Лето — яркая пора: Бабочки.
«Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. Чуковско Мойдодыр». Развитие речи Цели: Формировать осознанное отношение к чистоте одежды и тела. Учить составлять рассказ по сюжету литературного произведения продумывать.
Рисование «Зимняя берёза» по мотивам стихотворения С. Есенина Цель: Отражение в рисунке впечатлений, полученных при слушании лирического стихотворения. Задачи: Образовательные: • приобщать детей к словесному.
Спортивное развлечение «Зимняя сказка» для младших дошкольников, по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Спортивное развлечение «Зимняя сказка» для младших дошкольников Цель: доставить удоволствие детям; в игровой форме закрепить пройденный.
Источник
Поэзия в рисунках детей
Поэзия в рисунках детей
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным средством развития творческих способностей по рисованию. Такое свойство поэзии, как изобразительность обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных рисунках. Дети могут создавать творческие рисунки на основе наблюдений. Но если проводить целенаправленную работу по знакомству с поэзией, то лирические образы обязательно будут присутствовать в каждом рисунке. Результаты системной работы особенно видны у детей старшего возраста, т. к. уровень эстетического восприятия достаточно высокий, дети умеют слушать, наблюдать, устанавливать логические связи, воплощать свои впечатления в рисунке. Творческое воображение, развивающиеся в этом возрасте, помогает представить необычные образы, выбрать оригинальные способы их изображения. Можно предложить следующие темы: «Осенняя сказка; «Листопад»; «Осенняя поляна»; «Лес, точно терем расписной» по произведениям Е. Трупневой, З. Федоровской, А. Толстого, О. Высоцкой, И.Бунина, А.Плещеева.
Для развития эстетического восприятия детям старшего возраста можно давать домашние задания: в выходной день на прогулке в лесу, парке найти картины природы, описанные в том или ином произведении, потом зарисовать и рассказать о них. Эти задания значительно развивают интерес дошкольников, приучают их всматриваться в окружающий мир. У старших дошкольников уже достаточно хорошо развито восприятие пейзажей в поэзии, и поэтому им уже можно предлагать обобщающую пейзажную тему. «Зимние картинки»; «Метель»; «Елочки зимой»; «Дед мороз идет по лесу», «Чародейка зима»; «Волшебница – зима» по произведениям С.Есенина, А.Пушкина, В. Фетисова, Н. Некрасова. Как итог проделанной работы с детьми старшего дошкольного возраста проводятся коллективные занятия по темам «Зимняя сказка»; «Морозный день»; «Золотая осень»; «Весна – красна».
Коллективная работа может организована и в вечернее время, когда дети свободно выбирают материал, беседуют о содержании рисунков, договариваются, кто какую часть рисунка выполнит. Такую сложною работу нужно тщательно подготовить желательно сделать набросок простым карандашом, затем выполнить его в цвете. Во время творческой, коллективной работы дети проявляют активность, взаимопомощь, заинтересованность в успехе каждого, что способствует не только эстетическому и умственному развитию, но и нравственному воспитанию детей.
Для развития творческих способностей в пейзажном рисовании можно рекомендовать следующие приемы, соблюдая их в определенной последовательности.
1.Рассматривание картины, иллюстраций отражающих поэтические образы.
2.Наблюдение явлений природы, передающие общее содержание стихотворения, беседы о средствах выразительности стихотворения с последующим обсуждением рисунка.
3.Рисование только на основе восприятия поэтического произведения.
4. Рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении. Итогом всей работы может быть творческое задание «четыре времени года». Дети объединяются группами, каждая из которых рисует одно из времен года, вспоминая поэтические произведения, дополняя свои работы своими наблюдениями, воспоминаниями. По окончании работы обязательно нужно устроить выставку, пригласив родителей и детей из других групп. Такие занятия объединяют детей, оставляя след в душе каждого ребенка. Поэзию можно брать любую, но наиболее близки и понятны детям стихи русских поэтов И. Бунина «Первый снег»; А.Пушкина «Идет волшебница зима»; «Зимнее утро»; Н. Некрасова «Мороз – воевода»; С.Есенина «Пороша»; «Поет зима – аукает»; И. Сурикова «Лето»; А. Плещеева «Скучная картина» и другие.
Темы для творческих работ могут быть следующие:
«Золотые березки встали в хоровод»
«На заборе, на крылечке все блестит и все бело»
«Все деревья в серебре»
«Прилетели пчелки о весне проведать»
«Лето красное пришло»
«Листопад, листопад, листья желтые летят»
«Лес, точно терем расписной»
«В лесу родилась елочка»
«Чародейка – зима, заколдованный лес»
«Пришла волшебница зима»
«Метель ей пела песенку»
«Зеленая картинка. Белая береза»
«Бегут речки, пришла весна»
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а эмоционально – творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих качеств, внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, ребенок на всю оставшуюся жизнь будет испытывать на себе ее благотворное влияние.
Поэзия в изобразительной деятельности детей помогает закрепить и углубить знания о родной природе.
Постепенно в душе ребенка формируется нравственно – эстетическая позиция, так необходимая нашим детям.
Подготовила: воспитатель Майорова К.В.
Источник