Рисование по мотивам хохломской росписи учить рисовать волнистые линии

Конспект НОД «Рисование по мотивам хохломской росписи».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatiya.docx 12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ХЭР (рисованию) в старшей группе

«Рисование по мотивам хохломской росписи».

— познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

— учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

— развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

— воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо — блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

Была и еще одна история в селе Хохлома:

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: — Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

— Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

— Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

— Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

— Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

— Главный элемент росписи – травка.

— Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

— В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина» .

— «Ягодки» — обычно наносят по три или веточкой (смородина) . Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

— «Усики» — рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

— «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

— «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

— Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

— Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

— Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

— А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки) .

— Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Источник

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам хохломской росписи» в подготовительной группе

Светлана Яшина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам хохломской росписи» в подготовительной группе

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы.

Материалы и оборудование: Полоса желтой бумаги, краски гуашь, кисти, изделия с хохломскими узорами

Предварительная работа: Беседа о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую.На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?»Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?»А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

— А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

— Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

Сегодня мы будем учиться кистью писать основные элементы росписи. Какие нам нужны краски по цвету?

Педагог демонстрирует элементы росписи на изделиях, показывает технику письма, дети повторяют за педагогом.

«Травинка»— легкий нажим.

«Капелька»— нужно легко прикоснуться кисточкой к бумаге.

«Усик»— пишется тонкой линией без нажима, заворачиваясь в спираль.

«Завиток»-нужно сделать легкий нажим.

«Ягодки»-рябинки печатаем поролоновой палочкой-печаткой, клубнику, крыжовник пишем кисточкой, а когда ягодка подсыхает, «оживляем» её желтым цветом.

«Листики»— листья на стебельке могут располагаться попарно — это узкие листья рябины.

Ребята, давайте мы вместе с вами превратимся в настоящих мастеров Хохломы. Для этого нам нужно сказать волшебные слова и сделать волшебные движения.

Птица хохломская крыльями махала

(руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала,

(собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

В конце занятия подводятся итоги.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Воспитатель не забывает похвалить каждого воспитанника, отметить то, что лучше всего удалось.

Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Рисование по мотивам гжельской росписи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Фотоотчёт ОД по художественно-эстетическому развитию «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт ОД по.

Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины» Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

«Золотая хохлома». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Колючие комочки» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности: Изобразительная деятельность. Аппликация. Возрастная группа:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Снегирь-птица зимы» Задачи: — расширять знания детей о зимующей птице-снегирь; — уточнить представление о внешнем виде снегиря; — продолжить знакомить детей.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей подготовительной группе «Серебряное копытце» Цель: закрепление умений смешивания цвета с белилами для получения различных оттенков. Задачи: • продолжать учить цветом создавать выразительность.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Красавица Зима» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Красавица.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна»Цель.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа) Методические задачи:Продолжать развивать детское изобразительное творчество; закрепить технические навыки и умения рисования; продолжать.

Источник

Рисование «По мотивам хохломской росписи»

Мерденова Зареса Эрзимановна
Рисование «По мотивам хохломской росписи»

Конспект занятия. НОД. Художественно- эстетическому развитию. Рисование.

В старшей группе.

Тема: «По мотивам хохломской росписи«.

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным,плавным движением. упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

Рассмотреть с детьми узоры- бордюры на изделиях с хохломской росписью. Проанализировать строение узоров — ритмичное расположение одинаковых элементов. Показать приём проведения волнистой линии и завитка концом кисти.

Предложить поупражняться сначала на отдельном листе бумаги, а затем выполнить бордюр на полосе бумаги. Сказать,что цвета красок надо подбирать в соответствии с хохломской росписью. Уточнить последовательность работы.

Материалы: Хохломские изделия. Полоска жёлтой бумаги, лист белой бумаги для упражнений (на каждого, гуашь зелёная, жёлтая, красная и чёрная,кисти, банка с водой, салфетка

(на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Знакомство с народным декоративно — прикладным искусством. Беседы о хохломской росписи,рассматривание изделий.

«Чудесная хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.

Дистанционное обучение дошкольников. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «Завиток» «Завиток» Декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) Уважаемые родители цель нашего занятия: Продолжать знакомить детей с декоративным.

Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Рисование по мотивам гжельской росписи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Фотоотчёт ОД по художественно-эстетическому развитию «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт ОД по.

Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины» Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи) Цель: 1) Создавать художественный образ, используя известные приемы. 2) Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды. 3) Продолжать.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Источник

Читайте также:  Техника рисования горячими восковыми мелками
Оцените статью