Рисование песком для детей с овз

Игры с песком и песочное рисование в работе с детьми с ОВЗ

Мадонова Елена Николаевна
Игры с песком и песочное рисование в работе с детьми с ОВЗ

Песочница – это место, где опытный психолог сможет открывать новые горизонты взаимодействия с ребёнком, а начинающий специалист повысить эффективность взаимодействия даже с особенными детьми. В работе с детьми песочница позволяет психологу сочетать и мягко внедрять арт-терапию, игровую терапию, сказкотерапию. Игры с песком и рисование – это то, что любой ребёнок может делать долго, регулярно и с неиссякаемым интересом. Песок – природный материал, знакомый каждому ребенку. Рисование песком давно известно как метод тактильного расслабления, развития сенсорного восприятия. Песок не просто принимает различную форму в воображении ребенка (дом, город, река, но и воздействует на нервные окончания на кончиках пальцев. Общеизвестно положительное влияние практики рисования песком для развития мелкой моторики у детей.Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими психическими процессами: внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь и влияет на их развитие. Для детей с ОВЗ вышеперечисленные факторы особенно актуальны. Так, например, у детей с ДЦП двигательная активность снижена, а порой и вовсе ограничена. Для детей с ЗПР рисование песком может помочь развить интерес к изобразительной деятельности, повысить мотивацию. Когда ребенок манипулирует с песком, он расслабляется, снижается уровень переживаний, тревожности и фобий.

В работе с песком рисунок не всегда является конечной целью. Цель заключается в самом процессе творчества.

Читайте также:  Кисть скошенная синтетика для рисования

Методика рисования пескомнацелена на решение таких задач как:

• развивать познавательные процессы;

• развивать творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;

• тренировать мелкую моторику;

• гармонизировать психоэмоциональное состояние;

В работе необходим чистый песок и световой стол. Он излучает свет и мягкое тепло, что позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс. Песок, в отличие от бумаги не расходуется и позволяет детям эффективнее работать над ошибками: с лёгкостью и незаметно исправлять неудачные элементы изображений, простым засыпанием участка фона. В работе допустимы трафареты, шаблоны из картона, мелкие игрушки.

Обучение рисования пескомпроисходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

При рисовании песком ребёнок имеет возможность задействовать всю кисть руки: один, несколько или все пальцы; ребро ладони и саму ладонь. Возможно «творить» сразу двумя руками. Это также способствует развитию координации движений рук.

Предлагаю перечень возможных упражнений:

Упражнение для знакомства. Проводим в любых направлениях линии ладонью, ребром ладони, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Ребенок должен почувствовать песок на ощупь, принять его как приятный материал (встречаются дети, которые песок не принимают, в таком случае его можно заменить манкой). Сначала необходимо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. Песок можно разравнивать ладонями, пальцами, делать отверстия в песке или рисовать на нем. Пересыпать из ладони в ладонь. Пропуская песок между пальцами. Таким образом дети расслабляются и настраиваются на работу.

Упражнение «пассивные движения». Ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти.

Упражнение «рисуем круги». Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против часовой стрелки, получаются кружочки (клубочки, мячики).

Упражнение «рисуем по засыпанному фону». Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком,а также предметами: тонкими и толстыми кистями, палочками. Можно начать с простых геометрических фигур и далее переходить к более сложным контурам.

Упражнение «песок в кулачок». Набираем песок в кулачок и сыпем его тонкой струйкой на стекло, перемещая руку можно создать изображение.

Упражнение с использованием шаблонов и трафаретов. Шаблоны могут быть из картона или пластика. Изображения должны быть крупными. Песок насыпается вокруг шаблона или внутри трафарета, затем их убирают.

Упражнение «Сюрприз». В работе применяются мелкие игрушки.

Таким образом, в процессе работы с песком, эмоциональный настрой ребёнка может измениться, стать более позитивным, появляется интерес к изобразительной деятельности.

Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Ящик из стола покрасим.

Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Игры с кинетическим песком с детьми 2–3 лет Игры с кинетическим песком с детьми 2-3 лет. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное.

Игры с песком с детьми первой младшей группы Ведущим познавательным процессом у детей первой младшей группы является восприятие. Восприятие мира детьми третьего года жизни идет через.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла»Игры-помощники» предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука «Л»Игра «Найди картинку».

Конспект занятия «Рисование песком» Конспект занятия «Рисование песком» «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в.

Конспект занятия «Рисование песком на стекле» Конспект занятия «Рисование песком на стекле».В ладошки наши посмотри- Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам рисовать.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Проект «Рисование песком на стекле с детьми 3–4 лет» Тип проекта: краткосрочный Участники: воспитатели, дети, родители Вид проекта: инновационный Цель проекта: знакомство с техникой рисование.

Рисование песком Рисование пескомНетрадиционные способы рисования, я принимаю часто в своей работе. Это такие как: пластилинография; рисование ватными палочками;.

Источник

Мастер- класс «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Выстраивая коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass_pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx 20.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования элементов песочной терапии для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

— Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.

Песочная терапия для детей:

  • Развивает мелкую моторику, улучшае тпамять, воображение, координацию.
  • Дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.
  • Поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние (негативные эмоции уходят сквозь песок).
  • Помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
  • Стимулирует работу.

Решает проблемы у детей:

  • агрессивное поведение
  • трудности привыкания ребенка к новым условиям
  • вербальная агрессия
  • гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
  • тревожные и депрессивные состояния у детей.

Песочные игры условно можно разделить на три направления:

  • Познавательные игры — познается многогранность окружающего мира.
  • Обучающие игры — облегчают процесс обучения ребенка.
  • Проективные игры — обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает или Песочный человек (можно взять другого героя) потом начинается «игра» (подбор инструментария для занятий). Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые можно использовать в работе с детьми.

(педагоги подходят к песочнице с сухим песком)

  • Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут и на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

Упражнение «Песочный ветер».

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.

Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

Упражнение «Дождик из песка»

Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.

Сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь педагога. Затем педагог делает дождь ребенку на ладошку.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит ( солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака )

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной ( радуга)

Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит ( речка)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда ( трава)

Игра «Песочный пирог»

Ребенок из песка лепит пирог и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок может производить с отпечатками своих ладоней, с нарисованным на песке кругом и др.

Игра « Песочный театр »

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?

Источник

Оцените статью