Рисование кистью плашмя это

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 — Прохождение программы

I квартал

В начале года воспитатель восстанавливает знания, умения и навыки, которые получили дети в предшествующей группе. Знание форм, цветов, пространственного положения предметов и их частей уточняется в играх, в беседах, а также на занятиях изобразительной деятельностью.

Во время занятий воспитатель предлагает детям более точно передавать форму фруктов, овощей, обращает внимание на их различие. Рисование проводится на основе рассматривания и обследования предметов, выделения характерных особенностей (форма груши с одной стороны сужается, с другой — значительно шире; яблоко круглое или слегка овальное). Расположив на столе два-три предмета (например, керамическую вазочку цилиндрической формы и около нее круглое яблоко), воспитатель как бы составляет простой натюрморт и предлагает детям изобразить эти предметы в рисунке.

При рисовании птиц дети осваивают свободное движение кистью при рисовании овала и круга. По предложению воспитателя движение повторяется, так как по заданию им следует нарисовать несколько птиц. При раскрашивании педагог обращает внимание детей на цвета оперения (серый, черный и коричневый — у воробья, серый, черный, желтый, синий — у синицы), на форму крыла и «го положение, на его расцветку.

На занятиях декоративным рисованием в I квартале дети вначале повторяют те элементы, которые они освоили в средней группе: мазки прикладыванием кисти плашмя, точки, полосы, круги. Освоение навыка нанесения мазков в разных направлениях позволяет изобразить цветы — лепестки, листья.

В старшей группе дети рисуют человека. Основу рисунка может составить содержание сказки или песни, например «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять». Каждый рисует по несколько фигурок девочек и раскрашивает им сарафаны по своему желанию и вкусу. Если проводится рисование красками, то дети могут выполнить одно изображение, но более крупного размера. В таком случае они рисуют сначала контур краской, затем раскрашивают части рисунка. Около девочки каждый может нарисовать траву, цветы. Из отдельных рисунков в виде полосы составляется общая картина.

Читайте также:  Рисование воздушных шариков карандашами

Таким образом, программа усваивается на разнообразном и интересном для детей содержании. Примечательно: освоенные умения, новые знания и закрепление старого материала идут в тесном контакте с эстетическим развитием.

Как и в I квартале, воспитатель прежде всего обращает внимание на передачу формы предметов, на характерные детали. Это учитывается и в рисовании живых существ.

Дети любят истории, в которых участвуют очеловеченные животные — мама-зайчиха и зайчата, мама-мышка и мышата. Выражение сюжета требует динамики: то животные становятся на задние лапки, то свертываются комочком, то убегают. Педагог подсказывает детям, как передаются движения, поощряет проявление инициативы в поисках способов изображения.

Рисование в зимний период проводится главным образом красками. Совершенствуется техника владения кистью, как в декоративном рисовании, так и при изображении предметов и явлений. Темп рисования кистью убыстряется, дети приобретают известную ловкость в обращении с нею. Навык рисования концом кисти тонких линий, а также широких линий путем прикладывания ворса плашмя к этому времени должен быть освоен прочно.

В применении изобразительных умений и в выражении содержания детям предоставляется как можно больше самостоятельности, но требования отнюдь не снижаются.

Воспитатель поощряет желание детей рисовать заснеженные леса, сады, парки, забавы малышей. К этому времени дети в достаточной мере овладевают пропорциональным изображением человеческих фигурок. Зимняя одежда (округлые формы) облегчает решение задачи. Педагог развивает у детей способность иллюстрировать знакомые стихи, рассказы. Например, дети могут выполнить рисунок к стихотворению «В лесу родилась елочка. ».

Воспитатель шире вводит коллективные работы, учитывая их значение для нравственного и эстетического воспитания. Иногда коллективные работы он предназначает для украшения помещения, а иногда использует в играх, особенно в играх-драматизациях.

Наряду с изображением предметов воспитатель учит детей рисовать животных. Прежде всего он обращает внимание на то общее, что характеризует всех животных: голова овальной формы, удлиненное, горизонтально расположенное туловище, четыре лапы, а затем отмечает особенности каждого. Прежде чем приступить к рисованию конкретного животного, например мишки, дети внимательно рассматривают фигурку, затем лепят, и только после этого педагог дает задание: изобразить двух медвежат (по какой-либо сказке) в движении, в разных позах. Педагог добивается передачи характерных черт животного.

В старшей группе совершенствуется изображение человеческой фигуры. Дети усваивают пропорции, конструкцию фигуры. Однако трудно дается одновременное решение двух задач — передача движения и соблюдения пропорциональности между частями фигуры. Поэтому, после того как дети рассмотрят фигуру, педагог обговаривает ее расположение на листе. Только после этого дети приступают к работе: сначала рисуют тело и голову, затем руки и ноги (обращается внимание на длину рук и ног, на отличие в толщине). Не все удается детям при изображении человека, но сама постановка задачи полезна, так как дети уясняют значение величинных соотношений.

Допущенные ошибки анализируются, педагог указывает возможные исправления.

В старшей группе, к весне, воспитатель учит детей рисовать узоры, требующие симметричного построения,— на круге, розетке. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски — и изображающие растительные мотивы — венчики цветов, ягод, листьев, веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы — по сторонам и углам или фестонам розетки, по окружности — более легкий узор.

Характер узора может изменяться в зависимости от назначения рисунка: будет ли это салфетка, скатерть на кукольный стол, верхняя крышка коробки, спинка игрушечного стула и пр.

Воспитатель может предложить детям самостоятельно по своему замыслу выполнить узоры на полоске бумаги (закладка в книгу), на кувшине, вазе, вырезанных из бумаги. Эти работы особенно приятно дарить мамам, бабушкам в праздник.

Декоративное рисование воспитывает в детях чувство цвета, художественный вкус. Поэтому к каждому занятию педагог продумывает подбор цветов, направляет детей на самостоятельный поиск новых цветосочетаний.

Лето несет за собой яркие, незабываемые впечатления: цветы, теплые лучи солнца, согревающие все вокруг, веселое пение птиц, ясное голубое небо. Вот почему увеличивается число зарисовок с натуры: зреющие плоды, цветы и пр.

Для зарисовок воспитатель подбирает предметы относительно несложные, характерные признаки которых выражены достаточно ярко и легко выделяются. Это могут быть гриб-мухомор, ветка красной смородины, еловая шишка и т. д.

Если в течение всего года занятиям по замыслу отводится достаточно времени, то в летнее время их число можно удвоить. Занятия по замыслу развивают у детей способность выбирать содержание рисунка, способ его осуществления с помощью того или иного материала.

К лету дети приобретают разнообразные умения и навыки. Это помогает им относительно самостоятельно отражать впечатления, получаемые из окружающей жизни. Новые навыки и умения им не дают. Но во всех случаях, когда дети обращаются за помощью или испытывают затруднения, педагог напоминает, вновь объясняет, показывает способы действия.

Воспитатель организует деятельность детей, предлагает им разнообразное и интересное содержание для рисования коллективных работ как декоративного, так и сюжетного характера, использует детские работы в играх и праздничных постановках.

Источник

Рисование кистью плашмя это

В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).

Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.

В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.

Е. И. Васильева, Е. Г. Ковальская, разрабатывая каждая свою систему декоративного рисования, также указывали, что наряду с воспитанием ряда ценных художественных качеств декоративное рисование способствует формированию разнообразных приемов работы кистью (прикладывание кисти к бумаге плашмя, всем ворсом, рисование всей кистью широких полос и концом — тонких линий, точек, завитков и т. д.).

Это очень важно. Однако следует подходить к вопросу формирования техники рисования в более широком плане, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии.

Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование краской, так как это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша, и рисунки, выполненные краской, больше радуют детей. Основываясь на этом, некоторые воспитатели совсем почти не проводят рисование карандашами.

Нам такая точка зрения представляется неверной. Рисование в детском саду как деятельность, отражающая впечатления о предметах и явлениях окружающего, основывается на тех же позициях, что и изобразительное искусство взрослых.

Какое же место в нем занимает рисунок? В истории развития мирового искусства рисовальное искусство всегда идет бок о бок с другими. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера; наряду к этим он выделился в совершенно самостоятельный вид изобразительного искусства.

Источник

ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Н. А. ВЕРШИНИНА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОМОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1994

Печатается по решению редакционно-из-дательского совета Поморского между­народного педагогического университета им. М. В. Ломоносова.

В данных методических рекомендациях раскрывается со­держание обучения детей дошкольного возраста изображению деревьев. Предназначено для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических колледжей, воспитателей и методи­стов детских дошкольных учреждений, руководителей круж­ков изодеятельности и студий, родителей.

АВТОР: кандидат педагогических наук, доцент Н. А. ВЕРШИ­НИНА.

В подготовке данного пособия принимали участие студенты фа­культета педагогики и психологии дошкольной СО ПМПУ: Л. В. Без-бородова, Н. А. Лебедева, Е. В. Немчанинова, Е. В. Петухова, Л. В. Петухова, Т. А. Румянцева, О. Ю. Сундюркина, Н. В. Ямбаршева.

РЕЦЕНЗЕНТ: методист ясли-сада № 50 СМП г. Северо­двинска Л, И. ТЕРЕНТЬЕВА,

© Издательство Поморского университета, 1994

1. Дьяченко Н. Т. Учись рисовать: Альбом по рисованию в
детском саду. — Киев: Радяньска школа, 1980. — С. 49.

2. Захарова В. М. Предметное рисование в детском саду: По­
собие для студентов-заочников дошкольных факультетов.
/Под ред. О. П. Фроловой. — С. 24.

3. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать и лепить.
— М.: Просвещение, 1968.

4. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать // До­
школьное воспитание. — 1961. — № 5.

5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском
рисунке: Пособие для воспитателей детского сада. — М.:
Просвещение, 1985.

6. Косминекая( В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительно­
го искусства и методика руководства изобразительной дея­
тельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.

7. Костерин Н. П. Учебное рисование. — М.: Просвещение,
1980.

8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М.:
Просвещение, 1965. — С. 88.

Образ деревьев очень часто встречается в рисунках детей. Он нужен для изображения пейзажа, сюжетных рисунков, ил­люстраций к сказкам и т. д. Поэтому дети должны иметь представление и уметь изображать деревья разной породы. В основе такого изображения должно лежать наблюдение, рас­сматривание разных пород деревьев.

КОМАРОВА Т. С. и ЛЕБЕДЕВА Е. В. в своей статье «Учитесь рисовать» указывают: «У всех деревьев много об­щего: ствол кверху становится тоньше, от ствола в разные стороны отходят толстые ветви, которые в большинстве слу­чаев тянутся вверх. Нижние ветви толще и длиннее верхних. От толстых веток отходят тонкие, они короче.

Рисуя ветки, нужно держать в поле зрения всю крону де­рева, ее рисунок, гармоническое сплетение ветвей.

Вместе с тем у каждой породы деревьев есть свои особен­ности. Они заключаются в расположении ветвей, цвете ство­ла, веток и листьев. У яблони короткий, приземистый ствол и широко раскинувшиеся ветви. У березы белый ствол разных оттенков, в зависимости от освещения; готовая белая гуашь для него не годится, в нее надо примешивать розовой, голу­бой или немного коричневой. Основные ветви у березы тоже светлые и тянутся кверху, а нежные и свисающие — мелкие веточки, кстати, они не белые (если не покрыты инеем), а темно-коричневые.

Рассмотрим разные ели: их ветви могут тянуться кверху, располагаться почти параллельно земле у молодой елочки и, наконец, свисать вниз под тяжестью хвои у старой.

У разных пород деревьев форма ствола различна: у сосны и ели, например, ствол совершенно прямой, у дуба и березы рисунок ствола более свободный.

Изображение даже самого простого предмета требует его внимательного и всестороннего изучения». (4, с. 65).

Предлагаем вашему вниманию методические рекоменда­ции, которые помогут вам в проведении занятий по изображе­нию деревьев разных пород в детском саду.

Уже начиная с 2—3 лет, можно предложить детям нарисо­вать дерево карандашом, но непосредственное обучение рисо­ванию деревьев лучше начать в 3—4 года (II мл. гр.).

В этом возрасте содержанием рисунков детей является изображение лиственного дерева и елки.

Главная задача обучения — научить детей рисовать дере­во красками, передавая высокий, прямой ствол. Для этого не­обходимо хорошо насытить ворс кисти краской и провести прямую линию кистью плашмя. Ветки прямые, смотрят вверх, разные по длине (наверху короче, снизу длиннее), располага­ются в верхней части дерева (примерно 2/3).

• Ствол и ветки — коричневого цвета. Дерево изображается без листьев (рис. 1а).

Кроме того, в этой группе дети рисуют молодую елочку с невысоким стволом. Ствол изображается прямой, не очень длинной линией кистью плашмя. Ветки можно изобразить двумя способами: а) Ветки располагаются горизонтально, параллельно друг другу, причем верхние — короткие, нижние длиннее. Они изображаются одной линией кистью плашмя (рис. 16). б) Ветки, располагающиеся по обе стороны от ство­ла, прямые, без изгиба, имеют наклон от ствола к земле (как крыша у домика) (рис. 1в).

Веток немного (3—4 яруса), они располагаются на одина­ковом расстоянии друг от друга.

Ствол и ветки — зеленого цвета.

Главная композиционная задача — учить детей распола­гать изображение в центре листа, крупно.

Чтобы изображение получалось качественным, нужно учить детей хорошо насыщать кисть краской, проводить ли­нии только один раз, рисовать кистью плашмя.

С возрастом дети становятся более наблюдательны, могут узнавать различные породы деревьев, поэтому содержание рисунков детей постепенно усложняется.

Дети 4—5 лет (ср. гр.) рисуют следующие породы деревь­ев: тополь, яблоню, елку.

Появляется и сюжетное рисование, при котором необхо­димо изображать сразу несколько деревьев без прорисовыва­ния деталей, поэтому, начиная с 4—5-летнего возраста, нуж­но познакомить детей с обобщенным способом изображения деревьев.

Именно таким способом дети данного возраста рисуют яб­лоню. Изображается только крона и ствол, без прорисовки отдельных веток. Крона круглой формы, закрашивается ки­стью плашмя зеленым цветом. Когда краска просохнет, на фоне кроны изображаются крупные яблоки красного или жел­того цвета. Снизу кистью плашмя пририсовывается ствол ко­ричневого цвета (рис. 2).

Кроме того, необходимо дать детям понятие об этапах ри­сования деревьев (изображение тополя).

На 1 этапе изображается ствол: начиная с кончика кисти,
нужно вести линию вниз до положения «кисть плашмя» (рис.
За). *

На 2 этапе изображаются основные ветви, которые немно­го тоньше ствола (рис. 36).

На 3 этапе изображаются дополнительные ветви (1—2 на каждой основной). Они тоньше и короче основных, выполня­ются кончиком кисти (рис. Зв).

Для изображения ствола, основных и дополнительных ве­ток используется коричневый цвет.

На 4 этапе рисуется листва (рис. Зг).

Возможны два способа изображения листвы:

1) Способ приманивания: ворс кисти полностью насыща­
ется краской. Мазки плотные, могут перекрывать друг друга.
Каждый мазок накладывается прямо на ветку.

2) Способ набивки: выполняется движением вертикально
сверху вниз полусухой клеевой кистью (краской насыщается
только кончик).

Для изображения листвы используется зеленый цвет (лет­
нее дерево) или с добавлением желтого или красного (осен­
нее дерево).

Для изображении ели предлагаем несколько способов.

1) К длинному, прямому стволу пририсовываются зеленые
ветки. Они не прямые, как у молодой елки, а слегка прогиба­
ются (рис. 4).

2) Сначала изображается ствол. Затем из одной точки на
верхушке ствола отдельными, длинными мазками кистью
плашмя рисуется несколько веток в форме юбочки (зонтика).
Отступив немного вниз, изображается следующий ярус веток,
но больший по размеру, затем третий (рис. 5).

3) Обобщенный способ: изображается только крона и ос­
нование ствола.

Сначала изображается крона в форме треугольника: из одной точки кисточкой плашмя проводятся две наклонные ли­нии, пространство между ними закрашивается широкими маз­ками сверху — вниз, длина мазков одинакова. Затем кистью плашмя проводится нижняя сторона треугольника. Она может быть прямая, а. может немного прогибаться к земле.

Снизу пририсовывается короткий ствол коричневым цве­том (рис. 6).

4) Вариантом обобщенного способа является изображение елки из нескольких треугольников, которые выходят один из другого. (Аналогичный способ используется в аппликации).

Треугольники могут перекрывать друг друга, а могут при­соединяться.

Верхний треугольник маленький, остальные больше по раз­меру. Снизу пририсовывается короткий ствол (рис. 7).

Одну из елок, выполненных обобщенным способом, можно украсить.

В средней группе дети познакомились с обобщенным спо­собом изображения деревьев. Для закрепления умения изо­бражать обобщенный образ деревьев детям 5—7 лет (ст. и подг. гр.) можно предложить нарисовать березу, дуб, яблоню и рябину.

У березы крона овальной формы, ажурная, похожая на паутинку. Выполняется способом набивки или спиральными завитками (карандашом или фломастером).

Сначала обозначается общий контур кроны, а затем за­полняется середина. Для изображения используется зеленый и желтый цвет разных оттенков.

Ствол березы высокий, тонкий, белого цвета с черными крапинками (основание ствола черное). Изображается двумя тонкими линиями, расположенными близко друг к другу, кон­чиком кисти, фломастером или карандашом (рис. 8).

У дуба крона круглой формы, свисает по обе стороны от ствола (она как бы нахлобучена на ствол). Выполняется ши­рокими мазками или плотной набивкой темно-зеленым цве­том с оттенками.

Ствол дуба широкий, не очень высокий, с трещинами. Изо­бражается коричневым цветом двумя линиями кистью плаш­мя на расстоянии друг от друга. Затем промежуток между этими линиями закрашивается широкими мазками. Пока крас­ка не подсохла, черным цветом наносятся трещины (рисова­ние по-мокрому) (рис. 9).

При рисовании яблони сначала обозначается контур кро­ны округлой формы, в центре которого изображаются яблоки. Когда краска подсохнет, способом набивки выполняется кро­на, которая сверху покрывает яблоки.

Ствол рисуем так же, как у дуба, но он тоньше. Для его
изображения используется светло-коричневый цвет с оттен­
ками (рис. 10).

У рябины сначала изображается крона овальной формы с фестонами, когда краска подсохнет — ствол и основные вет­ки, которые на концах образуют розетку из дополнительных веток; на них располагаются гроздья красных ягод.

Кроме деревьев можно предложить детям нарисовать ку­сты (сирень, акация). У куста нет основного ствола, все вет­ки растут прямо из земли. У основания они расположены близко друг к другу, а затем расходятся в стороны (рис. 12).

Куст можно изображать несколькими способами: 1) Сна­чала рисуем основные и дополнительные ветки; затем, если это цветущий куст, можно нарисовать цветы. После того, как краска подсохнет, изображается листва способом примаки-вания или набивки. 2) Изображаем крону в форме овала, а потом сверху прорисовываем ветки.

Кроме обобщенного образа можно учить детей изобра­жать деревья конкретно, ближе к реальности.

В средней группе дети рисовали лиственное дерево с пря­мыми ветками (рис. 13).

В старшей группе наблюдается усложнение способа изо­бражения. Ветки приобретают изгиб, они тонкие на концах, утолщаются к стволу (рис. 13).

В подготовительной группе дети рисуют дерево с натуры, конкретный образ. Возможны раздвоенные стволы, дупла, сломанные ветки, наклон ствола и т. д. (рис. 13). Рисунок вы­полняется кончиком кисти или карандашом.

На примере изображения дуба, яблони, березы и сосны можно учить детей передавать в рисунках разные породы де­ревьев с их индивидуальными особенностями (подготовитель­ная группа).

У дуба ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки рас­ходятся из одного места (как пальцы из ладони), их немного.

Изображение выполняется кистью плашмя темно-коричне­вым цветом с добавлением черного по-мокрому.

Крона густая, круглая, с фестонами. Она выполняется спо­собом набивки темно-зеленым цветом (рис. 14). Можно ис­пользовать оттенки для передачи объема, разной степени ос­вещенности дерева.

При рисовании яблони на 1 этапе изображаются ствол, ветки и яблоки. Ствол яблони похож на ствол дуба, но он тоньше и светлее. Ветки тонкие, длинные, гибкие (рис. 15а).

На 2 этапе изображается крона округлой формы, с фесто­нами. Сначала обозначается ее общий контур способом на­бивки, а затем заполняется середина. Краска накладывается не очень плотно, чтобы были видны яблоки (рис. 156).

Для кроны используется светло-зеленый цвет.

У березы ствол тонкий, стройный. Дети передают инди­видуальные особенности дерева, поэтому возможен изгиб, на­клон ствола. Ствол изображается двумя рядом бегущими ли­ниями из одной точки на верхушке.

Основные ветки тонкие, сначала тянутся кверху, а затем плавно опускаются вниз. Дополнительные ветки еще тонь­ше, они свисают вниз, переплетаясь с основными (рис. 16).

Ствол и ветки изображаются кончиком кисти, карандашом или фломастером черного цвета. У весенней березы крона воз­душная, поэтому используется способ легкой набивки светло-зеленым цветом. У летней березы набивка более плотная. Можно предложить детям нарисовать северную березу. Она отличается тем, что ее ветки направлены вверх, тянутся к солнцу (рис. 17).

Сосна — это светолюбивое дерево, поэтому ствол у нее прямой, стройный, высокий.

Основные ветви направлены в стороны параллельно зем­ле, только кончики подняты вверх. Дополнительные ветви на­правлены вверх. Они тонкие и короткие. Ветки располагают­ся в верхней трети ствола, нижние отмирают, на их месте ос­таются сучки (рис. 18).

Для рисования ствола и веток используется светло-корич­невый цвет, на который сверху, по-мокрому, с одной стороны ствола наносится полоска желтого или оранжевого цвета, с помощью которого передается освещенность.

Хвоя располагается отдельными кустиками на дополни­тельных ветках. Для ее изображения используется два-три цвета (оттенки зеленого и желтый). Если рисунок выполняет­ся красками, для изображения хвои применяется способ го­ризонтального примакивания. Сверху на зеленые мазки нано­сится светло-зеленый или желтый цвет («Сосны, освещенные солнцем») (рис. 19).

Если рисунок выполняется карандашами, хвою можно ри­совать двумя способами: а) горизонтальная штриховка (рис. 20а); б) вертикальная штриховка (рис. 206).

Для рисования елки в старшей группе детям на занятия выдаются простые карандаши, чтобы выполнить набросок треугольника, в который должна вписываться елка.

Возможны следующие варианты рисования елок: ‘

1) Основа — елка из треугольников. Каждый треугольник обводится волнистой линией по-мокрому контрастным цве­том. Этим достигается объемность изображения (рис. 21).

2) Сначала изображается ствол и основные ветки. К ос­новным с нижней стороны способом вертикального примаки­вания пририсовывается хвоя в виде бахромы.

Мазки должны располагаться близко друг к другу. Ма­кушка выполняется в виде крестика или трилистника концом кисти или примакиванием (рис. 22).

3) Основные ветки тонкие. С нижней стороны основных изображаются дополнительные ветки (2—3).

Хвоинки выполняются карандашом, фломастером или кон­цом кисти отдельными штрихами, или же способом безотрыв­ной штриховки.

Иголки покрывают основные ветви, дополнительные и ствол. Для изображения хвои и веток используются два от­тенка зелёного цвета (рис. 23).

4) Хвою можно нарисовать широкими мазками из одной точки — места присоединения ветки к стволу (рис. 24).

Для рисования елки в подготовительной группе использу­ется два и более оттенков зеленого цвета.

Предлагаем следующие способы:

1) Маленькая елочка — ствол тонкий, основные ветки
смотрят вверх или расположены параллельно земле. Допол­
нительные ветки расположены по обе стороны от основных.

Хвоя покрывает ствол, основные и дополнительные ветки. Все изображение выполняется концом кисти зеленым цветом (рис. 25).

2) Можно предложить детям нарисовать маленькую елоч­
ку под снегом.

Ветки изображаются в виде петелек разного размера, вы­полнение каждой из которых начинается с конца кисти; за­тем выполняется нажим, после которого вновь переходим на конец кисти.

Макушка елки остается острой (рис. 26).

3) Чтобы получить пушистую елку, хвоинки можно рисо­
вать не прямо на ветке, а на некотором расстоянии. Этим со­
здается эффект лежащего на ветках снега (рис. 27).

4) Сначала изображается ствол, основные и дополнитель­
ные ветки. Хвоя выполняется способом набивки на каждую
ветку (рис. 28).

Познакомившись со способами изображения деревьев раз­
ных пород, вы можете использовать полученные знания при
обучении дошкольников. Для того, чтобы процесс обучения
был более интересен и понятен детям, рекомендуем включать
в занятие стихи, загадки, небольшие рассказы.

(отрывок) Вырастала елка В лесу на горе, У нее иголки Зимой в серебре, У нее на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах.

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.

Ели на опушке — До небес макушки — Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-елочки, Тонкие иголочки — У лесных ворот Водят хоровод.

И. Токмакова БЕРЕЗКА

Люблю березку русскую. То светлую, то грустную. В светлом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красными застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То юную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, да не ломится!

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Березы) Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. (Ель, сосна) БЕРЕЗКА Склонясь к реке, зеленою рукой Спешит береза стройная умыться Ей хочется в семье своей большой Быть самой лучшей, самой белолицей Г. Новицкая На Новый год ей каждый рад Хотя колюч ее наряд. (Елка) Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять — и встретим Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот: Готовят ей наряды. (Елка) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная,забавная, На Новый год я главная! (Елка)

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.

Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой.

Стоит Алена — Платок зеленый, Тонкий стан, ,Белый сарафан.

: Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ‘Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

.Разбежались по опушке В белых платьицах

Зелена, а не луг, Кудрява, а без волос, Бела, а не снег.

(Береза) Изба белена, А маковка зелена.

Красненька, кругленька, Кисточки продолговатеньки.

Под ярусом, ярусом Висят кисти С красным гарусом.

Образное описание деревьев вы сможете найти также в рассказах В. Морозова, М. Пришвина, В. Скребицкого и др.

Источник

Оцените статью