- Линейная перспектива в рисунке
- Вспоминаем глазомер
- Перспектива квадрата
- Цилиндр в перспективе
- Линейная перспектива в рисунке
- Основы перспективы в рисунке
- Правила перспективы в рисунке
- Понимание идеи перспективы
- Как произвести впечатление глубины
- Фронтальная перспектива
- Угловая перспектива
- Перспектива с тремя точками схода
Линейная перспектива в рисунке
Вспоминаем глазомер
Прежде чем начать изучать, что же это все-таки такое – линейная перспектива – нужно вспомнить такое понятие как глазомер. Но, если вдруг вы не можете найти расшифровку этого термина у себя в голове, и в мысли настойчиво лезут образы всяких железяк из области хирургии – не страшно.
Вы всегда можете это исправить, то есть прочитать, что за страшный инструмент-то такой – этот глазомер.
Возвращаясь к понятию о перспективах, его (глазомер) можно представить как наблюдательную перспективу. Но чтобы обладать феноменально точной наблюдательной перспективой, нужно слегка ознакомиться (ну ладно, не совсем слегка) с законами линейной перспективы, которая является кусочком той самой геометрии, которую многие совершенно не любят еще со времен школы – по себе знаю.
Все, что видят наши глаза, на самом деле предстает перед ними в искаженной форме (да-да, это так), ведь иначе им было бы сложно увидеть и заметить все, согласитесь. Но это еще не значит, что вещи, пейзажи, люди и все остальное (котики, собачки, мышки и даже муравьи), на самом деле терпят изменения – они не меняются. Но мы видим перемены. Эти перемены отображаются и на рисунках.
Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее перспективным соотношением форм. Ну вот, к примеру, мы ни за что не сможем перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его объеме и размерах. Зато мы можем уменьшить его, и за счет искажения все же изобразить.
То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости листа. Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.
Здесь не прокатит, как в математике: я запишу, вызубрю и буду классным художником. Нет, здесь можно и не вызубривать, главное, понимать применение.
Ваш глазомер без понимания этих законов и принципов будет как… ну, скажем, часы без стрелок. Они ведь идут, верно? Но времени мы не знаем. Так и здесь: вы сможете рисовать, но рисунки все равно будут… неестественными. Слепое копирование – вот то, как это можно назвать. А вы ведь хотите рисовать по-настоящему?
Давайте потихоньку разбираться с понятием линейной перспективы – знаю, вам уже очень не терпится это сделать. Для начала предлагаю увидеть ее в действии. Для этого вам нужно немного отвлечься от экрана и посмотреть в разных направлениях – просто посмотреть, не вставая с насиженного удобного стула – на стену слева, на замечательную люстру сверху, на классический шкафчик в конце комнаты, на входную дверь…
Можете также глянуть в окно — там без сомнения вы тоже увидите много чего, начиная от деревьев и заканчивая домами. Так вот, все это поддается кажущимся (эдаким «псевдо») изменениям, в виде уменьшения и сокращения.
Например, мы же знаем, что вон то дерево или тот дом ни в коем случае не поместится у нас в руке, но, тем не менее, мы свободно можем одной ладонью спрятать его от глаз. Это уменьшение видимого настолько привычно для нас, что в повседневной жизни мы даже и не замечаем его. Я веду это к тому, что нашим основным и важнейшим заданием является научиться переносить то, что мы видим, на бумагу, причем в соответствии с нашим видением и восприятием – переносить это убедительно.
Ну вот, мы и подобрались к практической части освоения линейной перспективы. Приготовьте карандаш (или ручку, или фломастер, или мелок, или маркер – да все, что может по праву считаться пишущим), бумагу любого формата (вроде листочка из старой тетради по алгебре, истории или что там еще найдется – желательно, конечно взять альбомный листик), не забываем также и про ластик (ну или же промокашку).
Если вы из талантливых, но не хотите особо тратиться – используйте кусочек кирпичика и любую бетонную поверхность (а что, тоже вариант…)
Приготовили? Отлично, теперь сочувствующие окиньте взглядом несчастный листик и приступайте к работе.
Перспектива квадрата
Для начала, почувствуйте себя великими художниками – то есть, вспомните Малевича и его самое известное творение. Иными словами, рисуем квадрат (не обязательно черный). Как бы это не звучало скучно, но по законам матушки-геометрии квадрат имеет прямые углы и одинаковые стороны, так что… тянемся за пеналом любимой сестрички/братика или же за своим собственным и выуживаем на свет Божий линейку – она вам пригодится (во всяком случае, для начала).
Квадрат готов, можно даже несколько секунд полюбоваться его идеальностью. Полюбовались?А теперь продолжим.
Сейчас нам нужно дорисовать так называемую линию горизонта. В геометрии (коей мы сейчас и занимаемся) эта линия обычно задается, поэтому рисуем ее на произвольном расстоянии от нашего гениального квадрата. Но вообще принято считать, что линия горизонта находится на уровне ваших глаз.
Определить ее можно с помощью стакана воды: берете стакан, наливаете до половины воду и водите им перед глазами – то место, где ваш взгляд и линия уровня воды в стакане встретятся напрямую, и будет считаться линией горизонта.
Дальше у нас по плану новый монстр – это точка схода. Такой точкой называется место на линии горизонта, где сталкиваются все параллельные грани рисуемого предмета (в нашем случае квадрата). Чтобы было проще, впихнем нашу точку схода прямо перед нашим квадратом – выходит, что мы словно смотрим напрямую в «лицо» квадрата.
Чтобы определить уровень точки схода на линии горизонта, нам нужно перечеркнуть квадрат – но аккуратно так перечеркнуть, диагоналями из угла в угол. На месте, где пересекутся эти самые диагонали, проводим не менее аккуратный перпендикуляр к самой линии горизонта. И кто это тут у нас? А это у нас точка схода. Мы нашли ее.
Дальше совсем уж просто… Берем уголочки квадрата и соединяем их линиями в точке схода.
Теперь займемся превращением простого квадрата в совершенно простой куб (рисунок справа). Для этого нам нужно найти заднюю грань куба – такой небольшой отрезок, который мы назовем… пусть будет А-Б. В геометрии его обычно высчитывают, но мы же с вами не математики, верно? Потому сейчас мы определим его, положившись на ощущение, а в дальнейшем – глазомер вам в помощь.
Теперь уж совсем просто дорисовать оставшиеся задние грани и – браво! – у нас вышел замечательный куб (рисунок слева), выстроенный по законам той самой непонятной штуки, именуемой как линейная перспектива. И даже без применения глазомера.
Но так легко и просто можно нарисовать перспективу только там, где мы смотрим в лоб, то есть, если рисуемый предмет находится прямо напротив нас. Если же мы сдвинемся в сторону или того круче, отойдем в левую сторону (или вправо) от изображаемого предмета, то картинка совершенно изменится, а самое главное изменится точка схода. Более того, их станет две, ведь нам нужно будет учитывать еще и обе стороны куба – как правую, так и левую.
Давайте попробуем отодвинуться от нашего воображаемого куба чуток влево и постепенно нарисовать то, что выйдет.
Изображаем уже известный нам скучный квадрат средних размеров (с маленьким будет ну очень не удобно, равно как и с большим), затем линию горизонта и приступаем к определению уже двух точек схода О1 и О2 – ведь на куб, который выйдет, мы смотрим со стороны.
Точки находятся на неравноправном расстоянии от квадрата и одна из них будет ближе, а другая, соответственно, дальше.
Согласно законам линейной перспективы, это расстояние задается размерами изображаемого предмета, определяется ими. Но наш будущий куб существует только у нас в голове, а, значит, и определять мы его будем по ощущению – на свой вкус, так сказать.
Дальше мы повторяем то же, что и в предыдущем рисунке, только теперь линий будет больше, ведь соединять уголочки придется аж с двумя точками схода. После того, как вы все же справитесь с этим заданием, отрезок Б-С (то есть одна из задних граней будущего куба) выплывет сам по себе, без трудных поисков и раздумий.
Оставшиеся линии достраиваем так, как и в предыдущем случае.
В построении этого куба нам очень помогли перспективные построения (ну все эти линии горизонта, точки схода и прочие отрезочки). Но не забывайте, это ведь часть математики, а мы ведь творим, верно? И именно поэтому перспективным построениям нет места в рисовании – в конце-концов, это же творческий процесс, создание пространства на листике бумаги, а не какое-то там сухое черчение.
Когда мы делаем рисунок с натуры, важнейшей для нас является наблюдательная перспектива, а линейная – это уже как опора, должна действовать в случае необходимости. Это как две части одного целого. В нижней схеме-иллюстрации вы можете на глаз убедиться в том, как все же взаимодействуют эти две перспективы и как будет правильней и легче всего передать убедительный образ рисуемого предмета.
Если внимательно рассмотреть рисунки, поданные выше, то можно заметить, как именно взаимодействует глазомер и линейная перспектива. Сначала, с помощью наблюдательной перспективы (то есть глазомера) определяем основные размеры и величины (то есть углы, расстояния между гранями, повороты, соотношения сторон и, самое главное, положение рисунка на листе). А уже линейная как бы подтверждает эти определения и при необходимости корректирует их.
Во время рисования всякие точки схода и линии горизонта можно слегка наметить – но только для того, чтобы нашему глазомеру было легче. Подумайте сами: эти линии на фоне завершенного дорисованного предмета будут делать его вовсе не красивым, а совсем даже наоборот – дилетантским и грубым.
Со временем и достаточным упорством в тренировках, думаю, не сложно будет переместить понятие перспективы в воображение и уже оттуда ею управлять.
Для того, чтобы это не было проблемой, как уже было сказано ранее, нужно упорство в тренировке вашего глазомера. К примеру, вы можете попробовать нарисовать еще несколько перспектив, меняя взгляд на него, то есть угол, с которого вы будете его рисовать – слева-сверху, справа-снизу и так далее. Это даст вам возможность увидеть перемены в предмете на картинке.
Цилиндр в перспективе
Если вы все еще здесь, а не бросились оттачивать свой глазомер, тогда давайте посмотрим, как же будет вести себе еще цилиндр, нарисованный в перспективе (см. рисунок слева) .
А сейчас большая пребольшая тайна: любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Из этого следует, что форма окружностей нашего цилиндра целиком и полностью зависит от формы этого самого прямоугольника, в который он вписывается. То есть, окружность нашего цилиндра нужно будет выстраивать, базируясь на основаниях и верхушках прямоугольника. Но, опять-таки, вернемся к схеме-рисунку: красным цветом выделена кривая, что лежит в основе построения и определяется снова таки нашим глазомером.
Если у вас еще не пропало желание оттачивать рисование в перспективе, тогда респект вам и уважение. Предлагаю, наконец-то, приступить к тренировке и порисовать объемные формы – любые, на ваше усмотрение. И не забывайте, стоит только изменить линию горизонта, как вместе с тем меняется и весь рисунок – начиная от граней и заканчивая уголками.
Ваше понимание линейной перспективы должно достичь такого уровня, чтобы вы уже и не задумывались, применяя ее во время рисования предмета у себя в голове (как уже было сказано, не стоит лепить все эти перспективные построения на ваш несчастный объект изображения).
Напоследок несколько идей, на рисовании чего можно было бы оттачивать это понимание:
- Кухонная утварь (столы, стулья, плита, шкаф… старого кота, дремлющего на подоконнике, рисовать не обязательно).
- Мебель (в случае если у вас есть лабрадор – он в данной ситуации мебелью не считается).
- Геометрические фигуры в перспективе.
- Наброски улицы. Можно рисовать как отдельные строения, так и всю улицу (включая автомобили, дороги и прочее). Не обязательно срисовывать каждую деталь, главное – отыскать искажения и изобразить их.
Следующий урок: Палитра цветов
Источник
Линейная перспектива в рисунке
Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, пример
При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, пример
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
- Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
- Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
- Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.
Деревья в перспективе, рисунок карандашом
Вид на озеро и остров с лужайки. Уильям Марлоу, 1763г.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунок
Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, пример
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспектива
Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспектива
Перспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками схода
Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.
Источник