Рисование как средство развития наглядно образного мышления

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию
статья по рисованию на тему

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 19.94 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель МБДОУ «Детского сада № 47 – Центр развития ребёнка»

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества. Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей деятельности и без этого осуществляться не может.

Уровень развития наглядно – образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни ребенка. Наглядно – образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно – образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно – логического мышления.

Рисование одно из многих видов деятельности содействующее развитию наглядно – образному мышления. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, т.к. приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке.

При необходимости развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно – образного мышления у дошкольников, недостаточно проработаны вопросы применения на практике оригинальных, эффективных, творческих форм организации изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность развивает органы чувств, и особенно зрительное впечатление, основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать, воспитывать воображение, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности. Через нее ребенок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

В развитии наглядно – образного мышления особо следует подчеркнуть роль сюжетного рисования. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д.

В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет, образ. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требует решение и еще одной существенной задачи, а именно – выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и наглядно– образного мышления.

Работа по развитию наглядно – образного мышления в процессе сюжетного рисования в ДОУ строилась исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием. Учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми строилась в двух направлениях. Первое, это обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умение видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Второе, помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

Тематика занятий включала разнообразное содержание из окружающей деятельности, общественные события, праздники, сказочные сюжеты. Для создания сюжетных рисунков уточнялись пространственные представления – «близко», «далеко», «выше», «над», в «ряд» и др.

Детей учили овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием по всему листу и т.д., точнее передавать пропорций, движения, располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). Обращалось внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете.

Анализ психологической диагностики, проведенной до и после опытно – поисковой работы, позволил выявить положительные изменения в развитии наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Развитие наглядно – образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно, если обучать дошкольников доступным способом изображения сюжетного образа.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работе педагога , а также при создании педагогических условий можно добиться больших результатов.

Список использованной литературы:

  1. Болотина, Л.А . Психология и педагогика [Текст]: конспект лекций / Л.А. Болотина, Е.А. Ильина. – М.: МИЭМП, 2005. – 68 с.
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический проект, 2005. – 239 с.
  3. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное образование. – 2003. — № 6. – С. 64.
  4. Возрастная психология [Текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. выс. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344с.
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 128с.

Источник

Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности

Елена Родионова
Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком.

Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Поэтому была разработана программа «Палитра красок» .Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала. Занятия построены таким образом, чтобы как дети, так и педагог имели возможность выбрать приемлемые способы изобразительно-выразительных средств.

Дополнительная образовательная программа «Палитра красок» рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 5 до 7 лет и является интегрированным курсом, который включает в себя игровую деятельность и три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Данная программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 30 -35 минут.

Целью программы является – развитие наглядно – действенного и образно – логического, изобразительно – творческого мышления старших дошкольников посредством игры и изобразительной деятельности.

Для наиболее эффективного освоения программы используются: игровые технологии (ПидкасистыйТ. И, РепкинаВ. В,) в дошкольный период. Их использование включено в программу, поскольку в процессе ролевых игр воспитанник знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки и культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Технология проблемного обучения решает задачу создания условий, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

При реализации программы используются следующие формы организации деятельности детей (по способу объединения детей): фронтальное, индивидуальное, индивидуализированное.

Особенностью содержания данного года обучения является чередование на каждом занятии видов деятельности, отраженных в разделах. Это обусловлено возрастными особенностями детей 5–7 лет и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1 занятие – 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат. Так к первому типу мы относим занятия, на которых сами демонстрировали образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей, а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.

Второй тип занятий реализовывался в темах: «Мир глазами ребенка», «Путешествие в рисовандию» ,«Унылая пора» (рисование по мокрому слою, «Несуществующее животное», «Портрет моего папы» (лепка в технике барельеф, «У лукоморья дуб зеленый» (ниткопись, рисование клеевой кистью) «Рисование на снегу», «Чудесный лес», «Весёлые осьминожки» (печать от руки, рисование манкой), «Необычные рыбы» .

Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у нас была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Изобразительно— творческими были также занятия на темы: «Храбрый петушок» (рисование по представлению, «Крючка, Злючка и Закорючка» (рисование фантазирование по мотивам шуточной песенки, «Живые облака» (аппликация по замыслу) «Путаница-перепутаница» (рисование фантазирование по замыслу, «Пусть одуванчик рисует сам себя» .

Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих мышление и творческое воображение.

Реализация дополнительной образовательной программы «Палитра красок «проходило в детском саду «Красная шапочка». Экспериментом по реализации программы были охвачены 25 ребенка, в возрасте от 5 до 7 лет.

Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние «Жуки на цветочной клумбе», «Прилетайте в гости», «Чайный сервиз».

Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно мы формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, с взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

Мы также старались формировать мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавалось эмоционально-радостное настроение, атмосфера сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а мы в свою очередь побуждали их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, нам сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать краской на снегу из-за их яркости, необычности и оригинальности, тычками, пальцами, ладошками, восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы,многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать штампами» и. д., особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки.

На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании елочки якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать.Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности. Мы не практиковали сравнение детских работ между собой, а старались отмечать индивидуальную манеру выполнения. Этому приему анализа обучали родителей воспитанников.

Кроме этого, регулярно организовывали творческие выставки работ детей. Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и другим педагогам.

Таким образом, изобразительная деятельность – одно из самых нужных и полезных увлечений. Занятия по рисованию, лепке, аппликации отлично развивает моторику рук, способствует развитию детского воображения и фантазии, порождает в малышах новые эмоции, помогает лучше познавать мир. Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Развитие воображения у детей старшего возраста В старшем возрасте развитие воображения у детей реализуется по средствам рисования, конструирования, строительства, лепки, сюжетно-ролевых.

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные.

Источник

Читайте также:  Тату перо акварель эскизы
Оцените статью