Конспект урока рисования для учащихся первого класса «Гжель»
Татьяна Казакова
Конспект урока рисования для учащихся первого класса «Гжель»
Конспект урока рисования для 1 класса
Тема урока: Гжель. Сказочная гжель. Цели урока:
— Дать понятие декоративно-прикладное искусство. Познакомить детеи с искусством гжельских мастеров — росписью «Гжель»
— Формировать практические навыки и умения рисования по образцам, составлять узор по мотивам гжельскои росписи. Совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками.
— Воспитывать интерес к искусству русских мастеров. Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе.
Для учеников: макеты из бумаги для раскрашивания (тарелки,кувшины, чашки,
сахарницы, гуашь синих тонов, кисти, палитра, баночки для воды, салфетки, простои карандаш, ластик
Для педагога: образцы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чаиники и т. д.) для демонстрации, репродукции, презентация «Гжель» для мультемедиинои доски. Аудиозапись («Незабудковая гжель «- муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, Музыка В. Темнова, Стихи О. Левицкого- «Сказочная Гжель«, Музыка В. Андреевои, сл. Е. Огоньковои «Гжель-весна», Маханенко Нелли и Мишукова Екатерина -Гжель)
План урока (45 мин):
— Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрациеи гжельскои росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
— Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 25 мин.
— Заключительная часть. Подведение итогов. Демонстрация работ. 5 мин.
Ход урока:
Наш сегодняшнии урок посвящен необыкновенно-красивои росписи, «Сказочнои гжели». Гжель — это не только роспись посуды, предметов быта, но и природа и времена года. Это сценки городскои жизни, деревенскии пеизаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т. п.
Но в начале послушаите быль:
«Давным-давно это было. В некотором царстве, в россииском государстве, недалеко
от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белои глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокои температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людеи порадовать да свои краи прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какои свет не видывал.
Стал каждыи мастер свое умение показывать.Один слепил чаиник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другои мастер посмотрел, подивился, но чаиник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третии мастер подивился красоте такои, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочнои. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затеиливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогои и смотрят. А вокруг сказочная красота,разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синии лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белыи туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белыи фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свои любимыи краи, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сеи день жив старинныи городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.»
— Демонстрация репродукции, посуды.
Русскии живописец Б. М.Кустодиев говорил: «. гжельские чаиники и чашки цветут “колдовскими синими цветами».
Главныи секрет стиля «Гжель» – это мазки. Мазок – родовая примета гжели. Основнои прием – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полеи Подмосковья и прозрачнои синевы ясного неба.
Самыи распостраненныи и пожалуи любимыи узор – гжельская роза. Кроме роз художники изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Это может быть букет из нескольких цветов или цветы разбросаны по всеи поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера!
— Демонстрация презентации «Гжель»
Но цветы — это лишь элемент в росписи,которая собрала в себе огромное разнообразие идеи из природы и науки: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют так же знаменитые гжельские сетки – «гребенки» (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жестким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звезды, круги на дне тарелки.
В стили «Гжель» рисуют картины (пеизажи, натюрморты и т. д.)
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами? (Ответ: Вазы для цветов, чаиники, сахарницы, чашки, блюдца, чаиные сервизы, картины.)
А сеичас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе есть макет (ученики называют
имеющиеся макеты для раскрашивания, но только он белыи, не раскрашенныи. Как истинным художникам, его необходимо раскрасить.
А что бы во время работы нас посетило вдохновение, нашу работу будут сопровождать песни про «Гжель»
В процессе самостоятельнои работы педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. В конце урока устраивается выставка. Педагог не забывает похвалить каждого учащегося, обратив внимание на самые удачные макеты.
Наш урок подошел к концу, мы потрудились очень хорошо. Но мы не прощаемся. Русь всегда славилась своими мастерами и мы с вами еще не раз вернемся к ним в гости.
Аппликация «Чайничек в стиле «гжель» Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на.
Гжель. Роспись тарелочки Цели:продолжать знакомство с русскими народными промыслами; познакомить с гжельской керамикой; воспитывать чувство гордости за творчество.
Фотоотчет конкурса рисунков «Голубая гжель» Издавна Гжель славилась своей глиной. Этот вид росписи имеет особое место в истории русского искусства. Нет, вероятно,человека в нашей стране.
Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.
НОД по лепке «Русские умельцы. Гжель» НОД по художественному творчеству (лепка) в старшей группе по теме: «Русские умельцы — гжель» Задачи: Образовательные: продолжать знакомство.
Оформление зимней площадки в стиле «Гжель» Каждый год зимой в нашем детском саду объявляется конкурс между группами на лучшее оформление площадки. Зима одаривает нас множеством снегопадов,.
Проект мини-музея «Чудесная гжель» Вид проекта:познавательно — творческий. Продолжительность проекта:2 месяца. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Роспись тарелочки нетрадиционным способом (Гжель) Конспект занятия для старшей группы детского сада (Роспись тарелочки нетрадиционным способом). Воспитатель: Назарова Г. В. Тема: «Гжель».
Творческий проект «Незабудковая гжель» Творческий проект «Незабудковая гжель»Руководитель творческой группы Чуваева Лариса Владимировна. Выполнен творческим коллективом Сковородкина.
Урок математики в 1 классе «Числа 1–9». Урок-консультация для родителей Урок математики. 1 класс. (урок- консультация для родителей) Тема: Числа 1 – 9. Цели:1) Показать родителям, какими умениями и навыками.
Источник
Конспект НОД по рисованию на тему «Гжель – сказочная роспись».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
— проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
— продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
— закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
— воспитывать самостоятельность и творчество.
— продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
— закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
— учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
— закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
— учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
— закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
— обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
— расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
— воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
— умение оценивать работу сверстников.
— развивать чувство цвета при составлении узора;
— развивать память, мышление, творческое воображение.
— развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
— расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
— способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.
— Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
— Посещение мини – музея в стенах детского сада.
— Знакомство с декоративными приемами рисования.
— Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
— рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему
«Гжель – сказочная роспись».
— проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
— продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
— закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
— воспитывать самостоятельность и творчество.
— продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
— закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
— учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора ( розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги );
— закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги) ;
— учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
— закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
— обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
— расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
— воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
— умение оценивать работу сверстников.
— развивать чувство цвета при составлении узора;
— развивать память, мышление, творческое воображение.
— развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
— расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
— способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.
— Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
— Посещение мини – музея в стенах детского сада.
— Знакомство с декоративными приемами рисования.
— Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
— рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
— Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.
— Как вы думаете, из чего она была сделана? ( из стекла )
— Из чего бывает сделана посуда? ( Дерево, стекло, металлическая )
— Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? ( нет )
— Конечно, нет, только бы роспись пострадала.
— А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? ( нет )
— Эта уж точно, осталась бы цела.
— А пластиковая посуда? ( нет )
— А стеклянная? ( да )
— Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
— Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? ( обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
— А как вы думаете, такая посуда может разбиться? ( да )
— Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
— Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? ( гжельская)
— Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.
На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.
Воспитатель читает стихи:
— Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
— Где изготавливают эту посуду? ( в поселке Гжель )
— Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:
— Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.
Давайте полюбуемся нашими игрушками.
— Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? ( красивая, синяя, нарядная )
— Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
— А что делает эту посуду такой? ( она голубая, нежная )
— Да, бело–синяя роспись.
— Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.
— Какой цвет использовали мастера?
— Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
— Что нарисовано на вазе?
— Где расположен цветок?
— Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
— Где закрашено, синей краской полностью?
— Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
— А что ещё создают гжельские мастера? ( игрушки, скульптуры )
— Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
— Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.
Дети читают стихи:
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Животные и птицы
Деревня в Подмосковье
Известно всем в народе
Её название гжель.
— А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? ( дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)
— Чем отличие их от гжельской росписи? ( она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)
— Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.
— Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? ( нет голубой )
— Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? ( смешаем синюю и белую)
— Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
— Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
— Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Садитесь поудобнее, начинаем работу .(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
— А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.
— Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.
— Вам понравилось? ( да )
— Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
— Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии — волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
— А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? ( гжельские)
— Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
— Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:
— Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
— Что особенного в этой работе?
— Чем отличается от других эта работа?
— Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
— Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Давно-давно появила роспись необычная. Голубой и насыщенный белый переплетются между собой. Такие картины. Гжель — королева росписей! и на посуде — она, и на игрушках — он. и на предметах мебе.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель — сказочная роспись» для детей старшей группы.
Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста»Программное содержание:1. Познакомить детей с гжельской росписью,ее элементами,колорито.
НОДОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование ( декоративное) Тема: Рисуем «Сказочную гжель»Цель: Формируем у дете.
Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской р.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Гжель".
Источник