- Карандашные рисунки: история, развитие грифельных карандашей Раздел в процессе наполнения и корректировки
- Известные художники, рисовавшие карандашом
- Подготовительные наброски карандашом
- Как сегодня делают карандаши
- Типы грифельных карандашей
- История использования карандаша для графики
- Другие типы карандашей
- Чернографитные карандаши. Что нужно знать о карандашах. Простой карандаш.
- Жесткость грифеля
- Обозначение жесткости
- Мягкие карандаши
- Твердые карандаши
- Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами
- Виды и техники рисования карандашом
- Виды карандашей
- Основы техники рисования
- Техники рисования
- Контурный рисунок
- Объемный рисунок
- Штриховка
- Растушёвка
- Ошибки новичков
- Пренебрежение рисунком с натуры.
- Важность освещения.
- От простого к сложному
Карандашные рисунки: история, развитие грифельных карандашей Раздел в процессе наполнения и корректировки
Обычный карандаш (по-английски pencil, слово происходит от латинского «peniculus», что означает «кисть»), используемый рисовальщиками во всем мире, является наиболее быстрым и чувствительным из средств рисования, так как он способен производить быстрый набросок или тонко проработанный рисунок. Карандаши различаются в зависимости от твердости графитового стержня. Чем жестче стержень (и чем острее кончик), тем тоньше линия. Карандаши – это сухая среда, в отличие от ручек, маркеров и фломастеров, которые наносят на поверхность бумаги жидкости.
Известные художники, рисовавшие карандашом
Твердые наконечники с их прочными, четкими тонкими мазками особенно подходили для рисования неоклассицизма и романтики восемнадцатого века. Среди мастеров рисования карандашом был Жан-Огюст Доминик Энгр (1780-1867), среди работ которого «Портрет г-жи Гийом Летьер» (рисунок графитным карандашом, сейчас находится в Художественном музее Фогга, Гарвардский университет); Джон Констебл, английский художник-пейзажист, использовавший карандаш и тушь в своих работах «Деревья на берегу» (Музей Виктории и Альберта, Лондон); Пабло Пикассо, чьи работы включают «Натюрморт со стеклом», «Яблоко», «Игральную карту» и «Табачную упаковку» (сейчас находится в коллекции Winston Art Collection, штат Мичиган). Два особенно прекрасных произведения искусства, написанных карандашом в лондонской галерее Тейт, это: «Элис Мейнелл» Джона Сингера Сарджента и «Томас Харди» Уильяма Стрэнга. Другие современные примеры использования карандаша можно увидеть в Национальной коллекции автопортретов Ирландии в Университете Лимерика. См., например, обычные карандашные портреты ирландских художников Патрика Скотта, Сары Персер, Уолтера Осборна и Патрика Леонарда; портрет цветным карандашом Джима Аллена; карандашные и акварельные портреты Джека Б. Йейтса и Стивена МакКенны.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по эстетическим и классификационным вопросам, касающимся изобразительного / прикладного искусства, см. В разделе «Определение искусства и его значение». О художественной форме, сильно зависящей от графического рисования, см.: Иллюстрация в книгах и журналах.
Подготовительные наброски карандашом
Главный недостаток работ, выполненных чистым карандашом, – их относительная непостоянство и монохромность. В результате, большинство чертежников часто выполняют работы в более постоянных средах (или с фиксатором) и добавляют пигмент на основе использования акварели или гуаши или пастели. Однако легкая стираемость карандашных линий делает среду исключительно удобной для подготовительных эскизов, поэтому большинство современных художников, используя масло, акварель или акрил, выполняют свои первоначальные рисунки карандашом.
Как сегодня делают карандаши
Карандашный грифель – это форма углерода, называемая графитом: от греческого слова «графейн», что означает писать. В процессе изготовления карандашей природный графит превращается в порошок, смешивается с глиной, а затем превращается в пасту. Затем эта графитовая паста прессуется и экструдируется в длинные тонкие стержни, которые затем запекаются. Готовый грифель затем пропитывается воском для облегчения рисования и помещается в стержни из кедрового дерева.
Типы грифельных карандашей
Карандаши доступны в традиционной форме, заключенные в деревянный стержень или в виде графитовых палочек. Эти палочки изготовлены из высококачественного прессованного графита, сформированного в виде толстых стержней. Чертежник может варьировать нанесенные метки, используя острие, сплющенный край острия или длину палки. Графитовая палочка – предпочтительный материал для многих художников из-за переменной плотности тона.
История использования карандаша для графики
В греческом искусстве рисовальщики и художники использовали металлическое перо (часто сделанное из свинца) для рисования на папирусе. В эпоху Возрождения стилус использовался в сочетании с множеством различных металлических сплавов для создания изысканных рисунков эпохи Возрождения в Италии и Германии. Ученики-художники фактически использовали пустой стилус, чтобы практиковаться в рисовании, делая легко снимаемые углубления на планшетах. Эти прекрасные инструменты типа иглы можно считать предшественниками современного графитового карандаша.
Первое упоминание о пишущем инструменте с графитовым сердечником, вставленным в деревянный держатель, было сделано швейцарско-немецким ученым и естествоиспытателем Конрадом Геснером в 1565 году, но современный графитовый карандаш появился намного позже, после того, как была обнаружена необычайно чистая жила графита в Борроудейле в английском Озерном крае. Несмотря на успех как немецких, так и американских производителей карандашей, именно французу Николя-Жаку Конде приписывают изобретение современного карандаша в 18 веке, когда был найден метод соединения графита с глиной. Текущие лидеры в изготовлении и производстве карандашей, эл, например, компания Dixon Ticonderoga, производящая карандаши и художественные принадлежности, а также Faber-Castell и Sanford. См. Также: Графика.
Сегодня большинство карандашей классифицируются и маркируются в соответствии с европейской системой, использующей спектр от «H» (твердость) до «B» (чернота). Обычный пишущий карандаш имеет класс HB, самый твердый – 9H, а самый мягкий – 9B. Проще говоря, разные сорта достигаются путем изменения соотношения графита и глины во время производства. Чем больше используется глины, тем тверже карандаш.
Другие типы карандашей
Есть несколько других видов карандашей, используемых для изобразительного искусства художниками и иллюстраторами. К ним относятся: цветные карандаши, сделанные не из графита, а из смеси глины, пигмента и воска; угольные карандаши, сделанные из прессованного угля; мелковые карандаши, сделанные из пигмента, графита, резины и жира; а также акварельные карандаши и ряд современных инструментов.
• Факты о живописных движениях, стилях и старых мастерах см.: История искусства.
Графика, выполненная при помощи карандашей и других инструментов, современными художниками – посетите раздел «Графика» в Артклубе Gallerix
Источник
Чернографитные карандаши. Что нужно знать о карандашах. Простой карандаш.
В этом выпуске я расскажу, что такое чернографитные карандаши что нужно знать о карандашах. Простой карандаш. Как правильно точить карандаши для рисования, графики. Какие еще инструменты вам понадобятся для рисования карандашом, каким ластиком пользуюсь я, что такое держатель для карандаша и тушовка.
Чернографитный, он же простой карандаш – самый популярный инструмент для рисования в мире. Фабричное производство чернографитных карандашей началось в 1700-е годы в Европе, это были первые опыты создания удобных стержней для рисования в деревянном корпусе. Именно тогда зародились и делали свои первые шаги такие известные марки как Faber-Castell, Koh-i-Noor Hardtmuth, Lyra и Stabilo. Исследования, эксперименты и попытки изобретения удобного (и не дорогого) инструмента для письма и рисования создали, в итоге, именно такой простой карандаш, каким мы его знаем и сегодня.
В основе карандаша – стержень на основе графита и различных связующих добавок. Именно графит оказался самым удобным и недорогим материалом для письма и рисования. Частички графита цепляются за неровности бумаги, дерева, картона, и создают линии разной интенсивности и оттенков серого. Простыми карандашами пользуются дети в школах, чертежники, мастера на производствах, профессиональные художники – для эскизов, зарисовок, набросков и создания полномасштабных полотен.
Г лаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами — три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.
Жесткость грифеля
Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.
Обозначение жесткости
В России шкала твердости выглядит так:
- М — мягкий;
- Т — твердый;
- ТМ — твердомягкий;
Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):
- В — мягкий, от blackness (чернота);
- H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
- F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
- HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);
В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:
- # 1 — соответствует B — мягкий;
- # 2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
- # 2 ½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
- # 3 — соответствует H — твердый;
- # 4 — соответствует 2H — очень твердый.
Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.
В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).
Мягкие карандаши
Начинаются от B до 9B .
Самый часто используемый при создании рисунка карандаш — HB . Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B .
Твердые карандаши
Начинаются от H до 9H .
H — твердый карандаш, отсюда — тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.
Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны — птиц, зайцев, кошек, собак.
Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша.
На рисунке ниже более наглядно изображена штриховка разных карандашей:
Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами
Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом.
Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии.
Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает.
Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным.
Источник
Виды и техники рисования карандашом
Техника рисования карандашом, виды карандашей, основы рисования, все это вы найдете в нашей статье.
Карандаш — доступный каждому инструмент, знакомый еще со школьных уроков черчения. Грифель легко прощает огрехи и неточности линий, достаточно подходящего ластика. Однако чем выше становится требовательность к работе, тем тщательнее нужно выбирать карандаш и сопутствующие ему материалы.
Виды карандашей
Многие предпочитают механические карандаши со вставным грифелем за удобство. Их линии всегда однородны по толщине и интенсивности, и в этом одновременно кроется преимущество и недостаток.
До того, как карандаши стали механическими, их классифицировали по мягкости грифеля буквами H и B, который в зависимости от силы нажима оставлял более или менее темную линию.
Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает степень данного показателя.
Чем выше твердость H карандаша, тем плотнее грифель и светлее линия, тем больше он «царапает бумагу», оставляя в ней борозду-вмятину, которую не убрать ластиком.
Мягкий B грифель, наоборот, чертит боле темные линии, легко крошится и меньше травмирует бумагу.
Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости.
Заточка карандаша — важнейший параметр. Угол заточки позволяет обнажить грифель, который в зависимости от наклона к бумаге рисует то тонкие, то широкие линии. Этот прием помогает создавать выразительные рисунки.
Угол заточки создают резаком: чем шире его лезвие, тем проще увеличить угол.
Точилки-коробочки помогут заострить грифель, но их угол заточки всегда одинаков.
Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки.
Основы техники рисования
Рисунок бывает линейным, объемным и смешанным, и подразделяется по назначению.
- Чертеж — технический рисунок,
- эскиз — быстрый набросок идеи из головы или объекта с натуры,
- этюд — анализ модели и её правдоподобное изображение.
Выбор техники зависит от цели.
В чертеже необходимо умение регулировать твердость и угол нажима по линейке, аккуратность работы с бумагой при исправлении.
В эскизе важна экспрессивность, передача сути, и выбор выразительных средств ничем не ограничен. Чем больше в арсенале рисовальщика техник, тем точнее он подберет ту, что подходит для данного эскиза.
Этюд — классический рисунок, в котором всегда присутствует модель; в переводе этюд — изучение, его цель — анализ модели и её правдоподобное изображение на бумаге. Продолжительные, до нескольких часов, сеансы этюда развивают чувство пропорций, глазомер и связь рука-глаз, которая позволяет рисовать точно, лишь изредка отрывая взгляд от модели.
Техники рисования
Контурный рисунок
требует работы с линией, её толщиной, интенсивностью и формой. Провести линию нужного качества — показатель мастерства рисовальщика, которое достигается через практику.
Существует множество несложных и быстрых упражнений для тренировки руки, в их основе: изображение формы за раз, без отрыва карандаша от бумаги. Начинайте с неподвижных объектов — это дает возможность сравнить изображение с оригиналом и учесть ошибки.
Важно варьировать карандаши — механические и простые, мягкие и твердые, с большим углом заточки и без, а так же плотность бумаги — от вощеного листа до рыхлого картона. Разнообразие результата поможет понять, как именно достигнуть определенного свойства линии.
Объемный рисунок
строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой. Прием строится на постепенном наборе тона поверхности.
Штриховка
создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.
Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.
Растушёвка
буквально «размазывание» графитной крошки штриха по поверхности бумаги, при котором линии смешиваются и исчезают. Этот прием позволяет добиться « фотографичности » изображения. Для удачной растушёвки следует делать предварительную штриховку наиболее мягким грифелем — это значительно упростит работу и сбережет поверхность бумаги.
Ошибки новичков
Пренебрежение рисунком с натуры.
Часто начинающие рисовальщики хотят быстрого эффектного результата «для рамки», поэтому выбирают для основы понравившуюся картинку. Это копирование поможет наработать руку, но для приобретения чувства пространства необходима трехмерная модель.
Важность освещения.
Мы воспринимаем форму в зависимости от того, как она освещена. Близкий, яркий источник света создаст контраст между поверхностями, а слабый — размоет контуры. Попытайтесь осветить один и тот же предмет по-разному — характер его формы изменится. Грамотное освещение модели позволит осознанно работать со светотенью и развивать пространственное мышление.
От простого к сложному
Невозможно создать шедевр с нуля, но не отчаивайтесь. Беритесь за посильные упражнения, постройте свое обучение от простого к сложному. С каждым новым рисунком глаз будет тренированнее, рука — увереннее, а опыт позволит интуитивно выбирать подходящие техники, а затем и смешивать их.
Варьируйте тип упражнений: после долгого, но необходимого для глазомера этюда не начинайте следующий. Развейтесь, сделайте дружеский шарж на только что законченный гипсовый бюст. Техники рисунка — инструменты для передачи замысла, и чем больше их будет в вашем арсенале, тем красноречивее будут ваши работы.
Источник