- Учимся рисовать по памяти
- Тренировка рисования по памяти
- Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста — Методика 12. «Запомни рисунки»
- Содержание материала
- Методика 11. «Узнай фигуры»
- Методика 12. «Запомни рисунки»
- Методика 13. «Запомни цифры»
- Методика 14. «Выучи слова»
- Рисунки по памяти, представлению и воображению
Учимся рисовать по памяти
Не всегда готовые модели стоят и только и ждут – когда же вы, такой всеми любимый художник, приступите к его срисовыванию. А некоторых даже просить об этом не стоит – либо слишком гордые они, либо слишком скромные мы (это я по себе сужу).
Так вот, именно для того, чтоб это не было помехой импульсу «вот-бы-нарисовать-ее (его)-прямо-сейчас», нужно развивать рисование по памяти, о котором мы сейчас и поговорим. Этот навык очень важен для вашего творческого Я, поскольку мало того, что повышает вашу самооценку, так еще и дает возможность поупражняться для развития процессов памяти и воображения.
Благодаря ему вы можете развить свои аналитические умственные способности – то есть самостоятельно находить и исправлять ошибки (избегать их в будущем).
В рисунке по памяти вы должны передать собственно суть нашей фигуры, а именно какие-то общие понятия (что-то вроде набросков): ну там, общие контуры, закономерности строения и все такое. Все это должно быть основано на знаниях анатомии и конструктивных базовых основ.
Тренировка рисования по памяти
Для тренировки этого навыка, лучше рисовать уже после натурного рисунка – рисование по памяти того персонажа, что уже был изображен вами ранее. Но! Не копировать, а рисовать по памяти. Ну вот, к примеру, возьмем некую леди, уже изображенную вами (скажем, она на вашем рисунке стоит, глядя мечтательно в окно) и представим, как бы она смотрелась, если бы в комнату вошел тот, кого она ждала.
Наверняка, ее позиция изменилась бы, верно?
Мы можем изобразить это, с учетом всех изменений ее положения и положения одежды, складок на ней. Иными словами, чтоб избежать тупого копирования уже существующего рисунка, лучше попробовать изобразить его (персонажа-натуру) с другой какой-нибудь точки зрения. Вот.
Советуем посмотреть наши видеоуроки по рисованию.
Источник
Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста — Методика 12. «Запомни рисунки»
Настроить шрифт
- РазмерСтиль
- Режим чтения
Содержание материала
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.
Методика 11. «Узнай фигуры»
Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. C 88-90.
Методика 12. «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. C 90-92.
Методика 13. «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как .я скажу слово «повтори»».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 15 А, Б).
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.
4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. C 92-95.
Методика 14. «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. C 95-96.
Источник
Рисунки по памяти, представлению и воображению
Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.
Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.
Рисунок по памяти
При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти. Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием по представлению являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.
Рисование по воображению, как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.
Рисунок по памяти и представлению
Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.
В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.
При выполнении упражнений по памяти и по представлению, при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.
Рисунок по представлению
Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или по представлению какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.
Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и по представлению может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.
Рисунок по воображению
Работая над рисунком по памяти, вы должны, сосредоточив свою волю и внимание, вспомнить характерные особенности натурной постановки и передать их в рисунке, соблюдая последовательность его выполнения, добиваясь правильности передачи особенностей постановки, цельности и убедительности трактовки изображаемого.
Наряду с выполнением рисунков по памяти, связанных с работой над академическим постановками, вам следует также делать рисунки и наброски по памяти на основе проведенных перед этим натурных зарисовок и наблюдений. Полезно взять за правило следующий принцип: регулярно, по возможности ежедневно, зарисовывать по памяти часть натурных зарисовок и набросков, особенно в тех случаях, когда в набросках изучаются какие-либо новые, малознакомые объекты.
Источник