ТЕМА: «Фартук для дымковской куклы».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полосок, колец. Ритмично их располагать. Воспитывать у детей интерес к русскому, народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ris.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию.
Восп: Кузнецова Т.С.
ТЕМА: «Фартук для дымковской куклы».
Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полосок, колец, в сочетании с мелкими элементами: точками, кружочками. Учить ритмично располагать полосы, кольца. Использовать приёмы: полосы рисовать всем ворсом кисти, мелкие элементы наносить кончиком кисти.
Выполнять узор в определённой последовательности.
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству, развивать эстетический вкус.
У воспитателя на подносе животные дымковских умельцев;
У детей – гуашь, кисти, фартуки для росписи.
— Дети, вы знаете, что весной, летом в деревнях пастух гонит стадо коров, овец на зелёный луг.
— Вспомните, каких дымковских животных мы расписывали? (барана, козлика, коня)
Воспитатель показывает животных.
— А сегодня к нам в гости вновь пришла дымковская игрушка.
— Вы узнали её? (водоноска)
— Здравствуй, дорогая гостья! Зачем пожаловала снова к нам?
Кукла: — Мне очень понравилось ваше платье, которое вы мне расписали и подарили.
— Дети, сегодня наша гостья принесла фартуки и просит вас украсить их узорами для себя и своих подружек.
— Вы догадались, для чего ей нужны фартуки? (чтобы не пачкать платье)
— Давайте рассмотрим фартук, который она нам принесла.
— Кто хочет рассказать об элементах узора?
— Нам что-то хочет сказать кукла.
— Она желает, чтобы на всех фартуках была оранжевая оборка.
— Чтобы и у Вас получилось также красиво, посмотрите как надо располагать полосы на фартуке.
— Какого цвета мы будем рисовать полосы, чтобы фартук у нас был ярким и весёлым.
— Берём красную краску и посередине фартука сверху вниз проводим полосу, нажимая на весь ворс кисти.
— У нас получилась левая и правая сторона фартука.
— Кто хочет дальше продолжить рисовать полосы?
— Левую сторону листа делим пополам и проводим полосу; затем также правую.
— Посмотрите, между полосами осталось место для других элементов.
— Какой элемент будем рисовать прямо сейчас? (кольцо)
— Кольцо – это большой элемент узора, значит, рисовать его будем большим концом кисти.
Чтобы равномерно нарисовать кольца, сначала надо отступить немного от верха, нарисовать большое кольцо, затем рисовать кольцо внизу, отступая от края. Теперь между ними.
— Кто хочет помочь нарисовать кольца, какого цвета?
— А вот мелкие (детали) элементы Вы дорисуете сами и подберете цвета.
— Дети, в наших коробках нет оранжевой краски. Как нам выйти из положения? (соединить красную с жёлтой на палитре)
— После того, как оборка готова, с чего начинаем работать? (с полосок)
— Дымковские мастера очень любят свою работу. Часто приговаривают во время работы: «Ох, и хороша работа», «Ох, как красиво», «Ой, какой ровный кружочек» и т. д.
— Вот и мы с вами тоже будем любить свою работу и думать о том, чтобы фартуки получились яркими, чтобы они радовали всех.
— Приступим к работе.
В ходе занятия оказать помощь нуждающимся в ней детям.
В конце занятия все фартуки вывешиваются на доску.
— Дорогая гостья! Ваш заказ выполнили. Выбирай фартук, который тебе понравился всех больше.
— Мне понравился фартук с оранжевой оборкой, тот у которого кольца красного цвета. А чёрные точечки между кольцами и кружками делают узор особенно нарядным.
— Кто из детей хочет выбрать самый лучший фартук и подарить кукле? (вызываются 2-3 ребенка)
В конце занятия кукла благодарит за красиво расписанные фартуки, радуется, что у неё и её подружек будет не один фартук.
— Дети! Дымковские мастера умеют не только работать, но и веселиться: песни петь, играть в народные игры.
— Вот и мы сейчас поиграем в игру: «Журавлики».
Источник
РИСОВАНИЕ. «ФАРТУК ДЛЯ ДЫМКОВСКОЙ КУКЛЫ»
Программные задачи.
Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука — округлой или прямой, чередовать в узоре три-четыре элемента разной величины и формы, выполнять узор в определенной последовательности — сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие.
Материал.
У воспитателя книжка-ширма (см. занятие 6), два фартука, вырезанных из белой бумаги: один закругленный, другой — прямой, с закрашенными яркими красками оборками; силуэт дымковской куклы для следующего занятия. У детей фартуки, по размеру соответствующие куклам, изображенным в книжке-ширме; краски гуашь, мягкие кисточки.
Ход занятия.
Педагог ставит книжку-ширму с дымковскими куклами в юбках, «сшитых» из ткани, которую дети нарисовали на прошлом занятии.
— Дети, к нам снова пришли в гости дымковские куклы. Здравствуйте, дорогие гости! Зачем снова пожаловали к нам? Дети, куклы говорят, что им очень понравилась ткань, которую вы расписали красивыми узорами и они сшили из нее юбки. А сегодня куклы принесли фартуки и просят вас украсить их узорами. Вы согласны?
Рис. 19
— Дорогие гости, хотите, чтобы дети украсили вам фартуки?
— Я хочу, — говорит одна кукла, — чтобы внизу фартука была яркая оборка (указывает на фартуки-образцы).
— А я хочу, — говорит другая кукла, — чтобы на прямом фартуке и узор был прямым, а на закругленном фартуке узор был закругленным (проводит пальцем возле оборок фартуков).
— А знаете ли, дети, какие элементы бывают в дымковских узорах? — спрашивает третья кукла.
— Дети, — говорит педагог, — кто хочет рассказать кукле об элементах узора?
Обращается к четвертой кукле:
— А ты какие узоры хочешь видеть на фартуках?
— Я хочу, чтобы в каждом узоре чередовались большие элементы с маленькими, — отвечает та.
Далее нужно обобщить все пожелания кукол или с помощью детей уточнить все задачи, которые им предстоит выполнить при украшении фартуков.
В ходе занятия предложения, указания, советы следует давать от имени кукол. Например: «Кукла в красном кокошнике просит расположить крупные элементы на равном расстоянии друг от друга, чтобы между ними осталось место для мелких элементов».
В конце занятия воспитатель располагает детские рисунки на стенде в два ряда. В одном ряду фартуки с закругленным краем, в другом — с прямым краем. Обращается к куклам:
— Дорогие гости! Ваш заказ выполнен. Выбирайте фартуки, которые вам понравились.
Первая кукла говорит:
— Мне понравился фартук с оранжевой оборкой. Тот, на котором закругленный узор состоит из красных колец с желтыми кружками внутри и маленьких овалов между кольцами, А черные точечки на овалах делают узор особенно нарядным,
Педагог снимает со стенда фартук и «надевает» на куклу. Вторая кукла указывает на другой фартук, просит автора подарить ей его и рассказать о составленном узоре. Третьей кукле нравятся все фартуки с прямыми узорами. Она просит кого-нибудь из детей выбрать для нее любой фартук. У ребенка, выбравшего фартук, кукла спрашивает, почему именно этот фартук он выбрал. А четвертая кукла предлагает отгадать по описанию, какой фартук она выбрала. При описании кукла называет форму фартука, элементы узора и их цвет. Ребенок, отгадавший первым, вручает фартук кукле.
Куклы благодарят детей за красиво расписанные фартуки, радуются, что у них будет не по одному фартуку, а по нескольку. Интересуются, можно ли пригласить к детям своих подружек, чтобы на следующем занятии ребята нарядили их с голо вы до ног. Воспитатель показывает силуэт дымковской куклы, вырезанный из плотной белой бумаги, со словами: «Вот одна из них уже и заглянула к нам».
ЗАНЯТИЕ 9
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1296 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Занятие по художественному творчеству «Фартук для дымковской куклы» Видео
Елена Михневич
Занятие по художественному творчеству «Фартук для дымковской куклы» Видео
Программное содержание:
Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полосок, колец, в сочетании с мелкими элементами: точками, кружочками. Учить ритмично располагать полосы, кольца. Использовать приёмы: полосы рисовать всем ворсом кисти, мелкие элементы наносить кончиком кисти.
Выполнять узор в определённой последовательности.
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству, развивать эстетический вкус.
Материал:
Лесная поляна, озеро с лебедями, двор русской избы, настольный театр с петрушкой, выставка народных игрушек (ярмарка, обруч с лентами для игры «карусель», вылепленные и закрашенные накануне дымковские барыни.
У детей – гуашь, кисти, фартуки для росписи.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам, давайте с ними поздороваемся. А теперь посмотрите как изменилась наша группа, она превратилась в некоторое царство, в российское государство. Вот полюбуйтесь, это лесная полянка, каких красивых много в России, вам нравится? А Здесь озеро лебединое, такое чудесное.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
А в дали виднеется село Дымково, в крайней избе я знаю мастерится живет, сегодня она нас ждёт, поджидает. Детей она любит, голубит. Давайте зайдём!
Воспитатель одевает платок, пока дети рассаживаются на лавки во дворике.
Баб. — Ладушки мои пришли, здравствуйте. Садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь, да все про Дымково расскажу: Давным – давно жили-были в селе Дымково, смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше своё мастерство показать всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину расчудесную и решили лепить из неё игрушки разные, да такие, каких свет и не видывал. Силуэты игрушек раскрашивали только белой краской. Белый цвет, только в игрушках народов Севера. И наш поселок Дымково тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки -это цвет настоящего снега. По сей день стоит наш поселок, работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию -лепят и расписывают дымковские игрушки. А затем их на ярмарку везут. А знаете что такое Ярмарка?
Слушаю ответы детей.
Ярмарка-это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.
Засиделись мы с вами в избе, давайте-ка на ярмарку отправимся и сами там всё увидим. Много всякого товару на ярмарке. А найдете лавку с Дымковскими игрушками?
Находим дымковские игрушки.
1. Вот кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
2. Голосисты эти птицы
И нарядны словно ситцы,
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Раньше фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных злых сил, в которые верили тогда люди. Фигурки коней и птиц и сейчас прикрепляют на своих домах, они охраняют кровлю северных изб.
Посмотри как хороша- это девица душа.
Щёчки алые горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива,
Как лебедушка плывёт,
Песню тихую поёт.
Лепили женскую фигуру с детьми — приклонялись богине Земли с близнецами. А сейчас в Дымково эта богиня превратилась в няньку-кормилицу. Вот как богат на фантазию наш народ.
А что за ярмарка без скоморохов. Вот и ширма расчудесная стоит. Вы располагайтесь поудобнее, а я за неё загляну.
Одевает на руку петрушку и появляется над ширмой.
— Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка — шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Я – потешник -скоморошка,
А зовут меня Петрушка!
Я танцор и певец,
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец).
Всех приглашаю на праздник наш! А теперь похлопайте мне дружно, какое веселье без пляски.
Ой, не зря мы любим Вятку,
Хорошо плясать вприсядку.
Гнись колено, бей каблук!
Только слышно :Тук, тук, тук!
Ох уморил я вас. А вы ведь еще в мастерской не побывали. Вам ремеслу учится пора.
Восп. А вы знаете, что в мастерской у каждого мастера есть своё место, свои краски, свои кисточки и каждый занят своим делом, не мешает никому. А теперь и я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки и предлагаю вам стать на некоторое время мастерами.
Восп. : Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию, которое вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке они будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Восп. : Ребята, для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики.
Провожу с детьми пальчиковую гимнастику.
Мы капусту рубим, рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола,
Мы капусту солим, солим (небольшими щепотками левой и правой руки,
Мы морковку трем, трем (потираем ладошки,
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем левую и правую руки в кулачки).
— Вы узнали её? Барышня франтиха
— Здравствуй, дорогая гостья! Зачем пожаловала снова к нам?
Кукла: — нам очень понравились платья, которое вы нам расписали и подарили. Но платья очень красивые, и мы боимся их испачкать, когда будем печь пироги. Подарите нам фартуки и украсьте их дымковскими узорами.
— Давайте рассмотрим фартук,
— Нам что-то хочет сказать кукла.
— Она желает, чтобы на всех фартуках была оранжевая оборка.
— Чтобы и у Вас получилось также красиво, посмотрите как надо располагать полосы на фартуке.
— Какого цвета мы будем рисовать полосы, чтобы фартук у нас был ярким и весёлым.
— Берём красную краску и посередине фартука сверху вниз проводим полосу, нажимая на весь ворс кисти.
— У нас получилась левая и правая сторона фартука.
— Кто хочет дальше продолжить рисовать полосы?
— Левую сторону листа делим пополам и проводим полосу; затем также правую.
— Посмотрите, между полосами осталось место для других элементов.
— Какой элемент будем рисовать прямо сейчас? (кольцо)
— Кольцо – это большой элемент узора, значит, рисовать его будем большим концом кисти.
Чтобы равномерно нарисовать кольца, сначала надо отступить немного от верха, нарисовать большое кольцо, затем рисовать кольцо внизу, отступая от края. Теперь между ними.
— Кто хочет помочь нарисовать кольца, какого цвета?
— А вот мелкие (детали) элементы Вы дорисуете сами и подберете цвета.
— После того, как оборка готова, с чего начинаем работать? (с полосок)
— Дымковские мастера очень любят свою работу. Часто приговаривают во время работы: «Ох, и хороша работа», «Ох, как красиво», «Ой, какой ровный кружочек» и т. д.
— Вот и мы с вами тоже будем любить свою работу и думать о том, чтобы фартуки получились яркими, чтобы они радовали всех.
— Приступим к работе.
В ходе занятия оказать помощь нуждающимся в ней детям.
— Дети! Дымковские мастера умеют не только работать, но и веселиться: песни петь, играть в народные игры. Пусть ваши изделия подсохнут, а мы пока поиграем.
Катание на карусели
Колесо у карусели
Всем нам ехать весело.
После катания на карусели, одевают фартуки на кукол, берут их в руки и выходят к гостям.
Хороша игрушка расписная, вся поёт, бесхитросна, светла, и видна в ней радость молодая, ставшая искусством ремесла. Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил. Что он своё стремленье к свету в фигурки яркие вложил.
Восп. : Вот и закончилась наша ярмарка. Давайте со всеми попрощаемся и пойдем домой.
Перспективный план занятий по дымковской росписи с детьми дошкольного возраста Младшая группа «Платочек для барышни» Программное содержание: Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — дымковской.
Занятие в младшей группе по теме дымковских игрушек Занятие 2. «Украшение юбочки». Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. 2. Учить составлять узор.
Источник