Рисунок как потребность.
презентация к уроку по теме
Что собой представляет детский рисунок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О детском рисунке | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рисование. Детский рисунок как потребность.
Детский рисунок изучается взрослыми уже более 100 лет. Чем же так привлекают детские «каракули» мудрых учёных? Во-первых, все дети проявляют повышенный интерес к рисованию. Во-вторых, рисунки, созданные детьми, по своей структуре сильно отличаются от изображений «рисующих» взрослых. Детский рисунок изменяется по мере роста ребенка, в соответствии с его развитием. Кроме того, все дети проходят в рисовании одни и те же этапы, в связи с чем в рисунках разных детей очень много похожего. И всё это – независимо от расы, национальности, религии, культуры, социального положения и т.д., т.е. развитие спонтанного рисунка происходит по одним законам, что позволяет нам сделать вывод о том, что рисование – это потребность, присущая человеку от природы.
Какие же потребности реализует ребенок через рисование? Оставление следа
След творца . Какое значение для человека имеет оставление своего следа? Прежде всего, это подтверждение своего существования. Совсем маленький ребенок знает о своём существовании только по реакции взрослого на него. «Я мыслю, следовательно я существую» — это уже логическое построение взрослого. Ребенку такое построение ещё недоступно. Пока что он ощущает, что на него смотрят, его берут на руки, откликаются на его плач, а значит – он есть в этом мире, раз мир реагирует на него. И вот ребенок замечает, что он может оставлять след. А что это значит? А это значит, что он есть, ведь несуществующее не оставляет следов.
Кроме того, своим следом ребёнок обозначает свою территорию. Это уже не просто «Я есть», это уже «Я есть в этом месте», «я здесь живу». Это когда ребенок рисует на стенах и на полу в разных частях квартиры, или когда раскладывает свои рисунки по квартире, напоминая себе и заявляя окружающим, что он имеет право находиться на этой территории. Если рисунки ребенка не выбрасываются, а хранятся, то спустя какое-то время он может увидеть их и почувствовать, что он есть не только прямо сейчас, но был и вчера и позавчера и ещё раньше. Это помогает ему ощутить время и в дальнейшем прийти к ощущению, что он будет и завтра, и послезавтра и дальше.
Упорядочивание своих знаний о мире С самого рождения ребёнок познает мир. Он знакомится с предметами, живыми существами и явлениями, окружающими его. В его голове возникает множество представлений о мире, которые нуждаются в упорядочивании. Однако словарный запас отстаёт от этой потребности, и тут на помощь ребёнку приходит рисование. Он рисует не то, что видит, а то, что знает .
От первых простейших знаний : «У человека есть голова и ноги»
постепенно усложняясь : «на глазах ресницы»
… до целой картины мира: « внизу земля, вверху небо , всё остальное между ними»
Коммуникация Приходит время, когда у ребёнка возникает потребность рассказать о чём-то, но зачастую к этому моменту речь ещё недостаточно развита, и навык последовательного изложения истории ещё не сформирован. Тогда ребёнок «рассказывает» с помощью рисунка. Это своего рода рисуночное письмо – способ передать информацию на расстоянии (другому человеку) или сохранить описание какого-то события во времени.
Эмоциональная включенность Что становится объектом рисунка ребёнка? Только то, что для него важно. Он никогда не рисует всё подряд и абы что. Он выделяет из окружающего мира и прилагает усилия к изображению только того, что в данный момент для него важно, к чему он как-то относится. И его отношение к объекту всегда присутствует в рисунке. И здесь рисунок может выполнять две функции: просто отражать своё отношение к объекту, как бы фиксировать его в своей картине мира или проживать какую-то эмоцию (например, страх) и перерабатывать её, таким образом сам себе оказывая «терапевтическую» помощь.
Этапы развития рисунка Все исследователи делят развитие детского рисунка на два больших периода – до изобразительный и изобразительный. До изобразительный период – это так называемая стадия каракулей. А с точки зрения зрительно-моторной координации стадия каракулей проходит в три этапа: 1 ) Хаотические каракули — это самые первые каракули .
2) Ритмические каракули . 3 ) Замкнутые каракули (формы) присутствуют в стадии «головоногов»
Путь от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному . Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок. Однажды по случайной удаче из каракулей возникает нечто похожее на образ, на предмет или на человека. Момент по своей значимости соотносимый с произнесением первого осмысленного слова или первого шага. Рука ребенка впервые смогла вывести на бумаге или на грифельной доске уже давно существующий в его сознании образ – образ ЧЕЛОВЕКА!
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму – они изображают человека «вообще», просто человека. В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 лет, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги.
Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5 — 4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо . Дальнейшее развитие детского рисунка характеризуется постепенным уточнением деталей картинки.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. Внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.
Как способствовать и не мешать ребенку в рисовании? 1) У ребенка должен быть свой удобный детский стул, стол или место определенное на полу чтоб ребенок знал, что «тут я могу разместиться и порисовать» 2) Краски, карандаши, бумага и другое в свободном доступе (на полочке или в шкафчике, чтоб ребенок мог подойти и сам взять материал для рисований) 3) Учим организовывать свое рабочее место, проговаривая каждое действие с объяснением того, для чего все это нужно (стелим клеенку, чтобы стол оставался чистым, оденем фартук). 4) Алгоритм при работе с красками: вода, краски, лист (т.е. намочили, сполоснули кисточку в воде, макнули в краску, рисуем на листке)
Важная задача родителей : 1)Не рисовать ребенку что-либо т.к. ребенку важно самому пройти все этапы, Если вы нарисуете домик, например, ребенок перенимает образ вашего домика, получается навязывание собственного образа. Рисовать можно, но так как он рисует т.е. на его этапе развития. 2)Эмоциональная поддержка (эмоциональный отклик родителя, повернувшись к ребенку лицом, на уровне ребенка, уловить контакт глаза в глаза, конечно же посмотрев рисунок, н-р, «я вижу», «мне нравится», «интересно, а что это, расскажи» 3)Наблюдаем вместе с ребенком, природу, окружающий мир(рассматриваем листочки, травку, цветочки, машины, колеса), ходим в картинные галереи, смотреть картины профессиональных художников
Рисование присуще только человеку и у всех (почти всех) детей есть потребность в рисовании.
Источник
Стоит ли учиться рисовать?
Первыми художниками на земле стали пещерные люди. Уже в то время у них возникала потребность изображать окружающий мир: животных, природу, сцены охоты. С тех пор прошло много веков, но интерес к живописи не угас.
Пещерная живопись, живопись Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения — лишь малая часть доставшегося нам уникального наследства, знакомство с которым производит очень сильное впечатление, вдохновляющее на занятия рисованием.
Без сомнения, не каждый станет великим художником, таким как Леонардо Да Винчи, Рембрант, Тициан. Да и не надо.
Сегодня рисование может быть приятным способом провести досуг, отдохнуть, подумать, избавиться от негативных мыслей и эмоций.
Психологи утверждают, что арт-терапия — один из лучших приемов для борьбы с депрессией, агрессией, апатией и даже многими фобиями, а также профилактика старческого слабоумия и заболеваний мозга. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные, без использования успокоительных и антидепрессантов. Подобное лечение, являясь весьма щадящим и очень эффективным, полезно в любом возрасте.
Рисование помогает научиться иначе смотреть на окружающую действительность. Сам процесс рисования очень расслабляет. И совсем не обязательно приобретать мольберт и холсты с красками. Достаточно карандаша и листка бумаги, на котором можно чертить линии или рисовать незамысловатые картинки. Но, если вы серьезно решите заняться изобразительным искусством, обратите внимание на замечательные школы рисования, предлагающие множество интересных курсов для всех возрастов.
Чем полезно рисование для взрослых
Многие взрослые отказывают себе в удовольствии рисовать, наивно полагая, что рисованием могут заниматься только талантливые люди. Попробуйте преодолеть этот стереотип и вы сможете убедиться в обратном. Ваше желание, старание и практика помогут справиться с любыми трудностями и приведут, как минимум, к вашей личной победе над своими сомнениями. Думаю, что получить наслаждение от процесса рисования, может любой человек, способный держать в руках карандаш.
Любое рисование полезно. И каждый из нас мог прочувствовать это на себе множество раз. Вспомните, к примеру, как во время скучных и долгих занятий, совещаний, вы в блокноте что-то рисовали. Рисование помогало сохранять концентрацию внимания и не задремать в самый неподходящий момент, не тратить слишком много сил на обработку получаемой информации. Такое интуитивно-медитативное рисование является своего рода самотерапией и называется дудлинг. Его можно сравнить с импровизацией в джазе или же с движениями трансовых танцев.
Еще один стиль рисования, доступный и полезный каждому — зентангл. Возникший совсем недавно (в 2006 году), он стал популярен во всем мире. Сочетая в себе творчество, медитацию и удовольствие, зентанглинг позволяет не только расслабиться и уменьшить стресс, но и создавать красивые и неповторимые рисунки, даже при отсутствии выдающихся способностей в рисовании! И именно в этой технике вы можете почувствовать себя настоящим художником!
Рисование важно для поддержания здоровья мозга взрослого человека, поскольку творческий процесс активизирует правое полушарие, создает в нем новые нейронные связи, вызывая при этом множество положительных эмоций, вытесняя негативное состояние состоянием интереса и удовольствия.
Попробуйте правополушарное рисование, позволяющее каждому создавать прекрасные работы, независимо от природного таланта и художественного образования. Вы будете в восторге от себя и от результата.
Рисуйте хотя бы минут 30, используя, как минимум, 4 цвета. И чем больше цветов вы используете, тем сильнее стимулируете правое полушарие, отвечающее, в том числе, и за функцию распознавания цвета. При этом абсолютно не важно, чем рисовать — карандашами, пастелью, фломастерами, красками или даже хной на теле .
Рисуйте трехмерные объекты. Обработка информации, получаемой глазами, а так же ее совмещение для получения ощущения объема — тоже задача правого полушария.
Рисуйте под музыку. «Танцуя» с помощью ручки, карандаша или кисточки, совмещая движения руки и ритма, вы еще сильнее активизируете правое полушарие.
Тем, кто не верит в свои способности, но очень хочет рисовать, придут на помощь пособия и наборы для рисования. Раскрашивайте готовые изображения, рисуйте картины по номерам, точкам.
Оторвитесь от экранов телевизоров, планшетов, ноутбуков, смартфонов. Вернитесь из виртуального мира в реальный. Проводя кистью по бумаге, глядя на цвет, который оставляет краска, испытайте от рисования чувства «как в детстве». Вспомните, как завораживал вас процесс, когда из «ничего», благодаря вашим действиям, появлялся кусочек нового мира.
Да, рисование — одна из удивительных форм творчества. Оно доступно каждому, независимо от возраста, умений и способностей. Рисуя, вы вносите в рутину своих дней новые яркие краски, даете себе возможность побыть наедине с собой и своими мыслями, чувствами, переносите свои переживания на бумагу, получаете удовольствие от процесса, не ориентируясь на результат.
Важность рисования для детей
Всю прелесть самовыражения через рисование, как никто другой, знают дети. Пожалуй, каждый родитель однажды находил шедевры настенной живописи маленького художника. Но не нужно ругать ребенка, если он испортил новые обои, просто постарайтесь направить его желание рисовать на более подходящие холсты.
Все дети рисуют. Через рисование ребенок познаёт окружающий мир и незаметно для себя учится наблюдать, думать, рассуждать, фантазировать.
Процесс рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, активно развивает мелкую моторику, положительно влияет на умственные способности малыша. А если у вас найдется минутка выслушать эмоциональные рассказы ребенка о своем творении, то вы поможете развитию его мышления и речи.
И, хоть рисование и является творческим процессом, но, тем не менее, оно оказывает влияние на математические способности малыша. Рисуя, ребенок анализирует, сравнивает и даже учится ориентироваться в плоскостях и величинах.
Увидев в ребенке способности к рисованию, страстное желание творить, обязательно начните его обучение в художественной школе.
Но, если (с вашей точки зрения) ребенок не подает надежд, творит «для себя», не превращайте детское рисование в обязательный урок. Не заставляйте, не критикуйте! Пусть он рисует, когда захочет, что захочет и как умеет. Дайте ему свободу! Возможно именно такой подход и разбудит в нем дремлющий талант.
Подогревайте интерес к рисованию покупкой новых карандашей или красок. Рисуйте вместе с ребенком, выстраивая тем самым доверительные отношения между вами. Обязательно поддерживайте, хвалите его и делайте акцент на тех деталях, которые получаются лучше всего. Подскажите, или вместе придумайте, нестандартные идеи рисования, которые станут интересны юному художнику.
Взрослым важно знать о том, что дети чаще всего рисуют то, что их в данный момент волнует. Рисунок многое может рассказать о личности ребенка, его эмоциональном состоянии. Поэтому родителям было бы неплохо научиться понимать тайный язык детского рисунка!
Влияние рисования на мозг
Рисование — это не только самовыражение. Как мы уже упоминали выше — это один из лучших способов разгрузки и тренировки мозга. Многие из вас скажут «Я не умею рисовать!» или «Я не знаю, что рисовать!» Отбросьте эти переживания. Вы рисуете для себя, а не на оценку. На самом деле не так важно, что рисовать. Важен сам процесс. Просто начните.
Чтобы правильно настроить работу мозга, перестать думать о проблемах и действительно расслабиться, психологи определили несколько моделей рисования. Запомнить их несложно:
- если вы устали, рисуйте цветы;
- если вас кто-то или что-то разозлило, чертите линии;
- поднимет настроение рисование радуги;
- хорошо снимает напряжение рисование различных узоров;
- если что-то нужно срочно вспомнить, начните рисовать лабиринты;
- от разочарования спасет попытка скопировать какую-либо картину;
- отчаяние покинет вас вместе с нарисованными уходящими вдаль дорогами;
- если вы просто чего-то не понимаете, рисуйте мандалы — красивые узоры, размещаемые по кругу;
- рисование пейзажей позволит быстро восстановить утраченные силы;
- если хотите разобраться в собственных чувствах — нарисуйте автопортрет;
- привести в порядок мысли поможет рисование квадратов или сот;
- найти решение или выход из сложной ситуации помогут круги или волны;
- помогут сконцентрироваться мишени и сетки, а спирали помогут не останавливаться на достигнутом.
Детям и взрослым для нейропсихологической коррекции межполушарного взаимодействия будет интересно и очень полезно упражнение «двойной (зеркальный) рисунок», относящееся к элементам Гимнастки Мозга. Рисование двумя руками одновременно, как правило, не оставляет никого равнодушным.
При современном ритме жизни мы действительно недооцениваем пользу рисования. Будучи убежденными, что это занятие в основном для развития творческих способностей детей, мы упускаем действительно много нужного и важного. Мы слишком нагружены нашей жизнью и зачастую четко знаем, что именно нужно делать, чтобы добиться поставленной цели. Однако о том, что нужно уметь расслабляться и полезно отдыхать, мы просто забываем. Переключитесь с режима ежедневных проблем, забот на режим отдыха, удовольствия и видимого результата.
Суть арт-терапии и заключается в том, чтобы не позволить себе сгореть в постоянной суете, забыв о своем внутреннем мире. Ведь самовыражаться важно для каждого человека не меньше, чем есть или пить. И именно рисование поможет вам выразить все, что вы думаете, свои эмоции и настроение. Вы научитесь находить контакт со своим внутренним Я.
Отпустите условности и позвольте себе творить! Сделайте шаг навстречу своей душе, пусть гармонии в вашей жизни станет больше. И если вас прямо сейчас посетило желание рисовать, давайте начнем?
Источник