Рисование эбру для малышей

Эбру — рисование на воде для детей в домашних условиях

Слово Эбру существует во многих языках. В странах зарождения этого вида искусства, оно называется по разному. С персидского АБРИ переводится «дымчатая бумага», в Иране называют АБР-о-БАД — «облако и ветер», в Турции АБРЕХ — «красочный или пёстрый».

Турецкое эбру, как отдельный вид искусства, возник в XVIII веке. Традиционные рисунки эбру украшали форзацы дорогих книг. В древности считалось, что рукой мастера эбру управляет сам Бог. В это верили, в начале работы даже сам художник не знал, какие причудливые формы примет его творение .

Для человек непосвящённого со стороны процесс рисования похож на магию, тем более что краски отказываются подчиняться законам физики: при нанесении они не тонут и не растворяются. Объясняется всё очень просто. Техника рисования эбру основывается на том, что жидкая краска наносится на киселеобразную основу. За счёт этого капля краски сохраняет свою форму, а художник может при помощи инструментов изменять форму самой капли.

В конце узор переносится на бумагу, ткань, кожу, дерево. Можно использовать любой материал, который обладает способностью к впитыванию.

Эбру: мастер-класс для начинающих

Если хотите попробовать рисовать на воде в домашних условиях, это легко сделать. Во-первых, продаются готовые наборы для эбру (кстати, это неплохой вариант подарка, купить можно здесь), а во-вторых такой набор можно собрать самому.

Читайте также:  Какие цвета смешать чтобы получить блонд без желтизны гуашь

• лоток размером с бумажный лист А4;
• готовый загуститель для основы или сделанный своими руками.

• Краски для эбру или масляные краски и масляный разбавитель для них;

• Кисти. Лучше использовать с жёсткой щетиной, т. к. на ней образуются более крупные капли.


• ёмкость для промывания кисточек;
• салфетки;
• грунтованная бумага для переноса рисунка. Можно использовать любую матовую бумагу, но при высыхании она потеряет форму;

• Гребни, шило. Вместо шила, можно использовать тонкую палочку.

В качестве рабочего места подойдёт любая ровная поверхность. Для избежания попадания на неё краски, можно покрыть её плёнкой или бумагой.

Эбру — рисование в домашних условиях для детей

Рисование эбру может использоваться в качестве арт-терапии для детей с повышенной возбудимостью и позволяет развивать творческий потенциал ребёнка. Дети 3-10 лет с удовольствием рисуют на воде, видя что рисунок, как по волшебству, принимает самые причудливые формы. Профессиональные расходники можно заменить более доступными и не дорогими.

1. Приготовьте загуститель. Если используется готовый, действуйте по инструкции к загустителю. Можно приготовить загуститель и в домашних условиях из привычных продуктов. Рецепты приведены ниже.

2. Налейте, получившуюся основу в лоток. Заполнять лоток полностью не следует, достаточно, чтобы жидкость покрывала дно. Если на поверхности образовались воздушные пузырьки, удалите их, накрыв раствор на 2-3 минуты бумагой.

3. Подготовьте краски. Можно использовать готовые краски в ёмкостях с дозаторами или разбавить обычные масляные краски маслом льна или подсолнечника.

4. Рисунок может быть выполнен на фоне или без него. Фон создаётся каплями нескольких цветов. Можно разбрызгивать краску кисточкой или с помощью дозатора. Во втором случае легче контролировать локацию нанесения краски.

5. Капли будут растекаться по поверхности воды в зависимости от густоты раствора и красок. Капли краски при соприкосновении друг с другом должны образовывать чёткие границы, если этого не происходит, попробуйте изменить консистенцию краски.

6. Для образования узоров можно использовать гребни. Если использовать гребень с редким расположение зубцов, разводы получаться более выразительными.

7. Можно поэкспериментировать с крупными каплями и шилом. Для этого кончик шила опускается в банку с краской, а затем аккуратно подносится к поверхности, едва касаясь её. Капля переносится на рабочую поверхность. Если нужно увеличить её размер, нужно в центр добавить ещё одну такую каплю такого же цвета.

8. С помощью шила можно изменять контуры капли.

9. После того, как работа закончена, можно перенести её на бумагу. Для этого лист бумаги кладётся на водную поверхность. Делать это нужно аккуратно, чтобы не смазать рисунок. Затем, пальцами или шилом добиваются плотного прилегания бумаги к рисунку, делается это осторожно, что бы вода не попала на тыльную сторону листа.

10. Пинцетом или двумя пальцами поддевают край бумаги и снимают бумагу таким образом, чтобы она проходила через бортик. Бортик собирает жидкость и она стекает обратно в лоток.

11. Работу высушивают и оформляют в рамку.

Рабочий раствор можно использовать повторно, если планируется продолжить работу на следующий день. Для этого остатки краски нужно собрать при помощи бумаги, а потом накрыть раствор плёнкой, она защитит его от высыхания и засыхания.

Видео уроки Эбру

Начать рисовать в технике эбру очень легко. Но возможно, вам захочется узнать больше и попробовать рисование на воде новых узоров или картин — в этом вам помогут видео уроки.

Чем можно заменить загуститель для эбру

Чтобы капля краски не растекалась и с ней можно было работать, воду обязательно «загущают». Профессиональные мастера эбру используют для этих целей порошок, который называется kitre. Добывают его из растения Гевен. В качестве альтернативы подходят целлюлозные загустители или каррагинан, который получают из особого сорта морских водорослей.

От вязкости и основы загустителя зависит конечный вид рисунка. Для любителей и начинающих мастеров эбру подойдёт загуститель, который можно приготовить в домашних условиях.

Что можно использовать в качестве загустителя для воды? Многие из веществ повышают вязкость воды, но для рисования на воде подходят не все.

Варим в домашних условиях клейстер для эбру

Клейстер — это самая простая и экологичная основа для рисования эбру. По этой причине её можно использовать даже для совместного творчества с малышами.

Возьмите литр воды, разведите в ней две столовые ложки муки так, чтобы не осталось комков. Влейте в кастрюлю, поставьте на плиту и помешивайте. После закипания, уменьшите огонь и кипятите до появления признаков загущения. При приготовлении, клейстер нужно помешивать, чтобы избежать появления комков. После того, как клейстер будет готов, его нужно остудить и процедить.

Готовим раствор для эбру в домашних условиях из крахмала

В качестве основы можно использовать и обычный крахмал.

Для приготовления раствора нужно сварить негустой кисель из воды и крахмала, остудить его и добавить немного силикатного клея. Если кисель получился слишком густой, его разбавляют водой. Перед работой обязательно процеживают.

Раствор из желатина в домашних условиях для эбру

Водный раствор для эбру из желатина готовится по похожему рецепту.

Небольшое количество желатина, 1 чайную ложку, растворяют в стакане воды, а потом вливают ёмкость больших размеров, которую можно плотно закрыть крышкой, например, банку или бутылку. Постепенно добавляют в ёмкость воду, контролируя, чтобы раствор был нужной консистенции. Консистенция раствора, примерно, соответствует консистенции густого киселя. В течение нескольких минут ёмкость энергично встряхивают, что бы желатин полностью перемешался с водой. После этого раствор нужно оставить в покое на 2-3 часа. По истечению этого времени, процедить. Основа готова.

Книги по искусству эбру

Одна из самых древних книг, посвящённых эбру, называется «Tertibi risale i ebru» — издана в XVII веке. В те времена техника эбру использовалась для нанесения на бумагу узоров, имитирующих мрамор.

Через 3 века турецкие мастера отлично овладели техникой эбру и могли с её помощью создавать реалистичные изображения.

Список книг, представленных ниже содержит основные приёмы и техники эбру.

«The dream of water. Ebru. The living tradition»
Автор — Hikmet Barutcugil.

Несмотря на то, что сам текст написан на английском языке, в книге достаточно много подробных иллюстраций с примерами создания различных изображений — цветов, перьев, листьев.

«Ebru-The Turkish Art of Marbling»
Автор — Nedim Sönmez

Книга с прекрасными иллюстрациями и описаниями о популярной области техники эбру — «мрамировании» бумаги. Хорошо описаны последовательности создания мраморных узоров. На английском языке.

«Making Marbled Paper: Paint Techniques & Patterns for Classic & Modern Marbleizing on Paper & Silk (Fox Chapel Publishing) Over 30 Designs including Nonpareil, Chevron, Stone, & More, Step-by-Step»
Автор — Heather RJ Fletcher

На английском языке. В книге содержатся пошаговые инструкции по созданию мраморных рисунков, с фотографиями. Описывается как перенести рисунок на различные материалы.

В Турции выпускается большое количество книг, посвящённых этом искусству. Вот некоторые из них:


«Ebru»
Автор — Kollektiff


«Ebru Istanbul».
Автор — Alparslan Babaoglu.

Книга описывает искусство рисования цветов на мраморных узорах.

На русском языке книги, посвящённые технике эбру, не издавались. Возможно, в будущем ситуация изменится.

Источник

Эбру — обыкновенное Чудо.

Наталья Лаушкина
Эбру — обыкновенное Чудо.

В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

Одним из видов Арт-терапии является изотерапия.

Изотерапия развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

А теперь о чуде! Нет человека оставшегося равнодушным впервые увидев рисунки на воде – эбру.

О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде».

Вода — это самое интересное и непредсказуемое вещество на земле. Она дает жизнь, она же ее иногда забирает… Вода живет своей жизнью, имеет память и свой характер… Эбру это больше чем просто искусство — это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра….

Техника создания эбру начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор, который сгущает воду.

А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги, она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку нравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести на бумагу.

Для взрослых людей, это не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а так же один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время.

В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества.

Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного клиента. Рисунки являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.

В условиях детского сада психолог может использовать эбру как для работы с педагогами, так и с детьми. Развивающие занятия на воде эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на воде, ребёнок быстрее осваивает цвета, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на воде можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений.

Занимаясь рисованием на воде, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно для детей с двигательной расторможенностью — не спеша.

Эбру – это просто, естественно и приятно!

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Рисуя различные сюжеты, ребёнок может отразить различные трудности в своей жизни. Например, эмоциональную неустойчивость или свои страхи.

Эбру — это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином своего творения и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В рисовании на воде идет борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Формы и варианты эбру терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

В. В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович —проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Эбру — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таком рисовании все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Один раз, побывав на занятии песком — дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно — двигательная координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Для того, чтобы заняться эбру,необходимо приготовить следующие материалы и инструменты:

Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре — вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus, произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора. Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки — из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.

Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона

Эбру стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Эбру — это необычное искусство создания картин даже для тех кто не умеет рисовать.

Эбру — это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Эбру развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга.

Эбру- даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

С помощью эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Статья подготовлена по материалам Сандаковой О. Д., Паномаренко А. и др., взятыми из свободных интернет-источников.

«Что за чудо эти сказки!» Фотоотчет о работе по сказкам А. С. Пушкина Сказки в воспитании ребенка играют огромную роль. Они нам помогают доступным языком рассказать детям о добре и зле. Именно поэтому, чтобы.

Конспект занятия по расширению знаний о зимних природных явлениях «Чудо для Лунтика» Цель:Расширять знания и представления об окружающим мире и зимнее времена года. Задачи: Расширять знания о зимних природных явлениях. Знакомить.

Чудо на подоконнике! Зимой с со столов исчезает свежая зелень,а она так полезна!Мы решили эту проблему в нашей группе просто!Создали мини-огород на окне. Дети.

Чудо с грядки В МДОУ «Детский сад № 158» компенсирующего вида Центрального района города Новокузнецка сложилась традиция: проводить вместе с родителями.

Конспект занятия «Обыкновенное чудо» Конспект занятие «Обыкновенное чудо» Цель: развитие эмоциональной – личностной сферы, тактильно – кинестетическое восприятия, через игры.

Квиллинг — это чудо. Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию — это чудо, прелесть » Корзинка с цветами». Эту корзинку смастерила.

Наш «Чудо-огород» Пришла весна и у нас в группе на окне появился «Чудо-огород». Началом нашего огорода была посадка лука- 3 февраля, а 20 февраля он уже.

Наш чудо-огород Со 2 по 31 марта в нашем д/с проходил конкурс «Огород на окне». Его основными целями и задачами было следующее: обеспечение формирования.

Мастер-классы для 4-А класса по Эбру-рисованию на воде и «Лепка из шоколада» Мастер-класс по Эбру — рисованию на воде. Техника Эбру – настоящий подарок для творческих натур! Эта техники хороша тем, что даже самый.

Фотоотчет об осенней выставке «Чудо-овощ, чудо-фрукт» В сентябре в нашей группе была организована выставка » Чудо- овощ чудо- фрукт». Для начала мы разместили объявление в раздевалке для родителей.

Источник

Оцените статью