Использование метода совместного рисования с детьми-аутистами
Наталья Самошкина
Использование метода совместного рисования с детьми-аутистами
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого педагог вместе с ребёнком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребёнка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребёнка.
Использование совместного рисования в образовательной деятельности возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребёнком и педагогом.
Совместное рисование взрослого с аутичным ребёнком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развёрнутого сюжета. Сначала надо дать ребёнку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребёнка направлен именно на мир предметов. Только после этого следует приступать к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребёнка, а затем из жизни большого мира людей.
налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности.
рисование «по заказу» ребёнка.
постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения.
вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.
дальнейшее развитие сюжета.
перенос полученных знаний в другие ситуации.
Стадии развития рисунка ребенка-аутиста:
Рассмотрим психологические новообразования, связанные с развитием изобразительной деятельности и обозначим соответствующие задачи психологической работы с рисунком на каждой стадии.
1) Ребенок начинает рисовать с хаотических каракулей, не ставя перед собой изобразительных задач. Его привлекает простая возможность манипулировать карандашом и оставлять с его помощью следы. При этом он делает важное психологическое открытие о том, что может целенаправленно оставлять видимые всем следы своей активности. В первую очередь ребенок начинает сознательно использоватьв своем рисунке цвет: еще не умея создавать изображение, он способен выбрать определенный цвет по собственному желанию. Такое произвольное использование цвета является важным шагом в организации экспрессивной деятельности ребенка. В процессе такого рисования развивается эмоционально позитивно окрашенное ощущение собственной активности, своего индивидуального присутствия. То есть побуждение ребенка к рисованию каракулей, к использованию этой простейшей графической деятельности может иметь значимый психотерапевтический эффект, способствовать поднятию психического тонуса, развитию мотивационной сферы.
2) Следующей задачей для ребенка является осознание того, что лист бумаги имеет края (Осорина, 2004). Ребенок начинает на них реагировать, рисовать в пределах листа. Далее он начинает воспринимать также и контуры, учится закрашивать, ориентируясь на контур изображения. В то же время ребенок учится контролировать размашистые движения своей руки. Таким образом, он начинает учитывать границы ситуации, в которой разворачиваются его действия. Это означает, что в соответствующей работе с рисунком развиваются навыки управления собственным поведением с учетом ситуации, развивается произвольный контроль деятельности.
3) Внимание ребенка постепенно переключается от своих действий с карандашом на их результаты, и, в конце концов, в рисунке появляются элементарные формы – овалы, круги, отрезки (Маланов, 2001). Изображение в начале обычно состоит из самостоятельных несвязанных частей, отдельных элементов изображаемого предмета.
Постепенно на данном этапе ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования, понимает, что его каракули могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Он начинает создавать первые изображения людей, животных, предметов. Развитие знаковой функции необходимо для формирования речевой коммуникации, для дальнейшей социализации и обучения аутичного ребенка.
После этого принципиального достижения ребенок может почувствовать себя творцом, создающим на рисунке кого-то или что-то по собственному желанию. Так он учится выражать свой субъективный опыт во внешней социализированной форме, становится возможным разделение этого опыта с другим человеком.
4) Ребенок учится выражать «свои представления одновременно с помощью речи и рисунка», причем «можно выделить два периода, характеризующиеся особенностью включения речи в процесс рисования» (Маланов, 2001). На предыдущем этапе ребенок изображает что-то и только потом пытается это интерпретировать и объяснять, что же у него получилось. Теперь же «ребенок все активнее начинает переходить к предварительному речевому проговариванию («планированию») того, что он будет изображать» (там же, 16, с. 125). Таким образом, ребенок учится строить изображение на основе замысла, что предполагает развитие очень важной способности к произвольной организации деятельности.Важнейшим следствием также является и развитие активной речи: в ходе создания изображения между ребенком и взрослым завязывается диалог, непосредственно отнесенный к актуальному опыту ребенка. Здесь возможно снятие искажений и патологических стереотипов в общении с ребенком, формирование полноценного ситуативно-делового общения.
В когнитивном развитии на этом этапе также решается важнейшая задача: для того чтобы создать изображение объекта необходимо научится выделять его признаки, существенные черты. Постепенно рисунок становится все более структурированным, в изображение включаются наиболее существенные части предмета. В дальнейшем в рисунках формируется композиция, выстраивается система пространственных координат, взаимное расположение персонажей и частей рисунка, соотношение размеров. Рисунки отражают все более усложняющиеся представления о мире. Так появляется сюжетный рисунок, включающий изображение определенных действий, событий. Рисование с созданием сюжета аналогично по своему психологическому смыслу сюжетной игре ребенка. Однако специфика средств создания сюжета в изобразительной деятельности требует от ребенка большей активности, большего включения его личности и индивидуального опыта, а также дает большую свободу самовыражения, нежели сюжетная игра с использованием готовых предметов-игрушек. Развитие сюжетного рисунка в работе с аутичными детьми может быть использовано по-разному в зависимости от характера нарушений у конкретного ребенка.
Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов и стадий при знакомстве ребёнка с методом совместного рисования. В дальнейшем, так как у этих детей клей, краска, мел, пластилин вызывают отрицательное отношение и брезгливость, в образовательную деятельность постепенно вводятся различные нетрадиционные способы рисования, лепки и аппликации.
К нетрадиционной технике рисования относятся: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками; оттиск поролоном; оттиск печатками из картофеля и т. д.
В аппликации используются такие нетрадиционные методы,как:
готовые наклейки с различными изображениями; использование мятой бумаги, обрывание бумаги; использование круп (манка, рис, пшено); аппликация на основе разнофактурной ткани; выполнение аппликации из разноцветных шнурочков, поролона и т. д.
В лепке используется метод размазывания пластилина на ограниченной поверхности; выкладывание пластилиновых жгутиков на контурном изображении; полуобъёмное изображение предметов на горизонтальной поверхности и т. д.
Разнообразие способов изобразительной деятельности способствует развитию координации движений, развивает воображение, внимание, восприятие.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. С помощью художественного творчества вносятся коррективы как в рисунок, лепку, аппликацию, так и в саму деятельность ребёнка. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, пространственно-конструктивные возможности, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире.
При тяжелых нарушениях развития, глубоком аутизме создание предметного изображения, как правило, недоступно ребенку. Однако и в таких случаях использование рисования или даже свободной «игры» с изобразительными материалами ведет к положительным эффектам. Манипуляции ребенка с изобразительными материалами, даже не ведущие к созданию оформленных образов, могут быть основой для его коммуникации со специалистом и развития психотерапевтических отношений.
Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является — метод проектов. Метод проектов.
Использование метода моделирования в воспитании дошкольников .
Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми к Международному Дню десерта «Мороженое-рожок» Для больших и малышей Не найти десерт вкусней. Вкусный, сладкий, ледяной Освежает в летний зной. Белый снег напоминает И во рту буквально.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок «Гроздь винограда», который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.
Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования» Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует. Известный педагог И. Дистервег считал:.
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.
Источник
Рисование для аутистов с чего начать
Автор: Разуваева Юлия Александровна
Организация: ГКУ ЦССВ «Доверие»
Населенный пункт: г. Москва
В последнее время специалистами многих учреждений отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике и психологии. Чаще всего эти дети имеют диагноз Расстройство аутистического спектра.
Термином расстройства аутистического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий «классический» аутизм (РДА Каннера), высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутистического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Часто у детей с РАС диагностируется нарушение интеллекта, и тогда перед нами — дети со сложным дефектом развития.
Детям данной категории присущи неадекватность поведения, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения), часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Любое нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).
Одним из самых важных разделов абилитации детей с РАС является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации.
Основные цели терапии — снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии, она подбирается индивидуально.
Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у данной категории детей требуют комплексного использования различных психокоррекционных технологий, среди которых важное место занимает арт-терапия.
Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы и практический опыт работы показывает, что использование средств арт-терапии оказывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Поэтому представляется актуальным рассматривать использование некоторых арт–терапевтических технологий при работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с РАС. Она дает возможность выхода чувств, которые не могут быть выражены вербально. Это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, музыка, театрализованные игры, танцы, чтение, проигрывание сказок, занятия с глиной и т.д
При разработке системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС нами были поставлены следующие задачи:
— создать условия для установления эмоционального контакта, снижения уровня тревожности через нетрадиционные техники рисования, сенсорные и эмоциональные игры;
— преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через театрализованные игры и проигрывание сказок;
— помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
— побуждать детей к совместной деятельности (рисованию, используя различные техники и инструменты).
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.
Цель вводной части — сформировать чувство доверия ко взрослому, создать положительное отношение к занятию, чувство безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение, выработать ритуал приветствия.
Здесь используются упражнения-приветствия, игры-разминки, релаксационные техники.
В основной части мы применяем театрализованные игры, сказки, инсценировки с
использованием символов животных, кукол, мягких игрушек; игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики; непосредственно рисование с использованием нетрадиционных техник.
- часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения, закрепления того, что было на занятии. Здесь используются упражнения и игры на напряжение и расслабление, на отработку ритуалов прощания ; прослушивание музыки, звуков природы.
Можно дать некоторые методические рекомендации по работе с данной категорией детей.
— Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения к нему, т. к. его может вспугнуть громкий голос, резкое движение, излишняя активность и суетливость взрослого.
— В то же время ситуация знакомства не должна быть абсолютно нейтральной, необходимо дать ребенку понять, что мы находимся здесь ради него, что нам интересно то, что он делает.
— Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Можно начать рисовать с ним одну картинку. Если он отказывается, педагог может начать без него. В конце концов ребенок подключится
— Есть дети, которые постоянно находятся в движении, либо погружены в созерцание природы за окном. Основная задача педагога – организовать место для расположения листа бумаги, например на окне, подоконнике или на диване, зная, что ребенок будет двигаться в этом направлении или стоять на своем любимом месте. Именно здесь возможно с большей вероятностью присоединиться к его аутостимуляции, постараться наладить контакт и привлечь к деятельности. Главная задача – постепенно сформировать для совместной работы постоянное место и не обязательно сидя за столом, т.е. выработать необходимый стереотип занятия.
— Рисовать надо достаточно быстро, чтобы ребенок, который быстро пресыщается и не в состоянии долго удержать внимание на рисунке, успел схватить целостный образ. Если ребенок отвлекся, отошел в сторону, необходимо завершить и прокомментировать изображение, постараться, чтобы рисунок попал в поле его зрения еще раз.
-Заранее должны быть подготовлены краски, инструменты для рисования, чтобы обеспечить возможность подключить ребенка к рисованию, как только у него возникнет такое желание, а также не отвлекать от процесса, если ребенок выльет воду или отберет у рисующего кисточку.
— Надо стараться сохранять рисунок целым, не позволяя ребенку порвать или замазать его, нужно успеть вовремя убрать лист, например сказать, что нужно «высушить краску», «отправить на выставку» или «подарить маме».
Необходимо отметить некоторые особенности изобразительной деятельности детей с РАС:
— Детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность;
— Основное внимание педагога при рисовании с таким ребенком обращается непосредственно на процесс работы, а не ее результаты, так как дети зачастую не проявляют интерес к рассматриванию и обсуждению рисунков, как только заканчивают их создание.
Известно, что и зобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер, способствует развитию потребности в общении. Детей с аутизмом не так то просто научить рисовать правильно. Их в принципе сложно чему-то научить, так как они мало подвержены влиянию других людей, такова сущность их состояния. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.
Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки.
Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка. Один наотрез откажется сам пачкать ладони, зато будет рисовать руками педагога, другому подавай только кисть или губку, третий любит выдувать из трубочки, четвертый готов использовать любые техники.
Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования.
Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет. Например, отпечаток ладони – птичка, сидящая на ветке дерева или в траве.
Можно использовать различные поролоновые губки, вату, природные материалы. Изображаем блины на Масленицу, мамин яблочный компот, заснеженный лес, поляну цветов и т.д.
Каракули, любимые многими детьми, рисуются восковыми мелками или пастелью. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие. Если впоследствии еще и закрасить акварелью весь лист, то ребенок увидит как волшебным образом проступает предыдущий рисунок. Обыгрываем как сказку, например, про узор на окне от дыхания Морозко.
Рисование по сырому – это нанесение рисунка на предварительно смоченный водой
лист бумаги. Обязательно присутствует сюжет: дождь льет, сыро, мокро на улице или букет цветов для мамы собрали рано утром, он еще влажный от росы.
Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится
рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спряталась девочка и дождь ее не намочил!
Вилку используем при рисовании Новогодней Елки, колючего ежа. Перед
рисованием необходимо актуализировать тактильную память, потрогать «колючего» ежа, хвойную ветку. Обговорить, что колючая вилка рисует такие же колючие иголки.
Кляксография – рисование мыльной пеной – одна из самых любимых детьми
техник рисования. Выдувание трубочкой не каждому по силам, этому многим сначала нужно научится, не втягивать воздух, а выдувать. Наносится на бумагу клякса, одна или несколько и ребенок начинает дуть. Педагог по мере необходимости поворачивает лист, чтобы клякса раздувалась в нужных направлениях.
Можно создать с помощью пены фон, выдувая из трубочки и нанося на бумагу, а затем дорисовываем ладонями рыбок (жизнь в аквариуме, синем море). А можно изобразить пеной сирень в вазе, очень красиво и натуралистично получается. Кляксография с дорисовыванием элементов – создание абстрактных рисунков. Можно обыграть как цветы, микробы, солнечные зайчики, в зависимости от выбранного для занятия сюжета.
Рисование с помощью трафаретов . Краску наносим губкой и, убрав трафарет,
смотрим, что у нас получилось. Таким образом изображаем животных, птиц и т.д.
Интересный вид изобразительной деятельности — сказка на бумаге. Занятия с использованием приёмов сказкотерапии являются благоприятным методом для наиболее эффективной социализации детей с РАС. Через сказку ребёнок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, идет закрепление коммуникативных навыков. С помощью сказки можно обыгрывать различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т.д. Ребенок учится правильно, в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее.
В работе могут использоваться любые сказки, как народные так и авторские.
Сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, сюжетная линия истории быть выстроена с учётом его интересов и увлечений. Проигрывание эпизодов сказки и участие в них ребенка дает ему возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Рисование идет поэтапно, используем различные техники. Сказка «Гуси-лебеди». Рисуем фон, затем лес (оттиски губкой), постепенно добавляется по ходу сюжета речка, печка (с помощью шаблона), яблонька (отпечатки яблок на дереве пальчиком), лебеди, преследующие детей (ладони). «Колобок» тоже создавался постепенно: катился по дорожке и поочереди «встречал» зверей, которые добавлялись с помощью трафарета.
По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арттерапии начали происходить некоторые изменения:
— дети активнее вступают в контакт ;
— снизился уровень страхов, агрессивности, тревожности;
-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;
— расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
— постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;
— дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.
Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием сказок, театрализованных игр и рисования разными техниками позволяет сделать вывод, что такая система занятий однозначно дает положительный эффект в работе с аутичными детьми. Давайте рисовать!!
Список использованной литературы:
- Быкова О.А., Кайзер Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Дошкольная педагогика. 2011. №5
- Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Методическое пособие. 2004
- «Сказки, обучающие рисованию». Дошкольная педагогика. 2008. №2
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». 2011
- Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
- Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста»
Источник