Рисование декоративное по мотивам народной росписи золотая хохлома

Конспект образовательной деятельности по рисованию по теме: «Золотая хохлома»

Ирина Кузнецова
Конспект образовательной деятельности по рисованию по теме: «Золотая хохлома»

Цель: знакомство с росписью на изделиях Хохломы;

-формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов;

-развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

— учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту.

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеровумельцев.

Оборудование:изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки; диск с презентацией «Золотая хохлома».

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева,одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? Хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские — на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне.

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота.Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. (Слайд 1)

Так и родилось название «золотая хохлома». (Слайд 2)

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. (Слайд 3) Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

— Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. (Слайд 4 – 13)

Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

— Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки). (Слайд 14 – 18)

— Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

— Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, промачиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Если б все на свете было

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево — вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой желтый фон.

— Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

— Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

— А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

— Выберите и покажите самую красивую ложку.Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

— Теперь покажите самую красивую миску вазу

— Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

Чтение стихотворения о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала,словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне суздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

«Золотая хохлома». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Программное содержание: Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка» Цель: • Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения;.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Узор на вазе» Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома. Узор на вазе» Задачи Образовательные: -способствовать получению.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД «Золотая хохлома» Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики — травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы — Красный, черный,.

Конспект НОД «Ярмарка. Золотая Хохлома» НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: • Развивать.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме недели «Осень золотая-природу украшает» Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме недели: «Осень золотая — природу украшает» Цель: закрепить.

Занятие по изобразительной деятельности для детей старшей группы «Золотая хохлома» Цель: расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов Задачи: -Закреплять умение правильно держать кисть; -Продолжать.

Источник

Конспект НОД «Рисование по мотивам хохломской росписи».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatiya.docx 12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ХЭР (рисованию) в старшей группе

«Рисование по мотивам хохломской росписи».

— познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

— учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

— развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

— воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо — блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

Была и еще одна история в селе Хохлома:

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: — Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

— Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

— Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

— Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

— Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

— Главный элемент росписи – травка.

— Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

— В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина» .

— «Ягодки» — обычно наносят по три или веточкой (смородина) . Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

— «Усики» — рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

— «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

— «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

— Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

— Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

— Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

— А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки) .

— Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Источник

Читайте также:  Дизайнер рисование одежда уроки для начинающих
Оцените статью