Рисование декоративная роспись шаблона посуды старшая группа

«Украшение посуды гжельским узором»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
ukrashenie_posudy_gzhelskim_uzorom.docx 18.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Украшение посуды гжельским узором». Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Лия Пчелина
«Украшение посуды гжельским узором». Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка», г. Тамбов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «Украшение посуды гжельским узором».

Воспитатель: Пчелина Лия Владиславовна

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Украшение посуды гжельским узором».

Цель: научить детей рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая колорит на силуэтах, изображающих предметы быта.

• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»

• познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров — изменении насыщенности цвета в элементах росписи.

• развивать чувство формы и композиции

• закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки, придавая узору сказочную мягкость.

• воспитывать интерес к народному искусству

Материал и оборудование:

• синяя и белая гуашь

• кисточки (толстая и тонкая)

• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организовать выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывесить наглядный материал «гжельской росписи».

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут.

Умельцы в этой деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:

Сине – белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка — красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий) .

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели рисовать на радость людям? (Посуду. Достать «волшебный сундучок») Интересно, что там лежит? (Достать шаблоны различной посуды) Давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской, а вы – художники. И сегодня мы будем расписывать посуду. Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи посуды. Рисуем концом кисти, всем ворсом, приемом примакивания рисуем листочки. Каким цветом будем рисовать гжельский узор? Как получить голубой цвет (Смешать между собой белую и синюю гуашь) Не забывайте промывать хорошо кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску. Лишнюю краску отжимайте о край банки. Каждый может украсить посуду любыми узорами, которые вы видите на таблице, но можно придумать и свой необычный узор. Но в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. А сейчас мы с вами встанем и отдохнем.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг.)

Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки –покачивают ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову.

А теперь приступим к работе. Попробуйте на пробных листочках, как у вас получится голубой цвет. (Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись русской народной песни «Во горнице» в аранжировке (русские гусли и свирель)

Организуется выставка – ярмарка детских работ, дети рекламируют свой «товар», рассказывая, что это, какие элементы использованы в росписи. Предложить детям продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи дома вместе с родными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект утреннего сбора для страших дошкольников по теме «Гжельские узоры».

Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр.

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Роспись чайника гжельским узором»Цель:Продолжать знакомить с гжельскими мастерами, их творчеством. Учить детей приёмам рисования гжельской розы. Зак.

Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства — гжельской росписью. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создат.

Темно-синее чудо, соловьиная трель. .

Конспект по рисованию на тему Посуда Составление узора на посуде Программные задачиОбучающие:· Учить самостоятельно намечать содержание узора, придумывать детали, выбирать палит.

Данный материал по художественно-эстетическому развитию будет плезен детям среднего возраста.

Источник

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Посуда с хохломской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Посуда с хохломской росписью»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст детей – 5 лет.

Длительность – 25 минут.

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно — прикладного искусства, развитие творческих способностей.

— вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.

— на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.

— уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).

— совершенствовать умение рисовать концом кисти.

— упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);

— развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;

— уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

— воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;

— способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).

Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».

1.Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.

2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.

3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.

1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.

2.Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.

3.Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.

Технологии, методы, приемы деятельности

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач воспитанниками под руководством педагога

Создание проблемной ситуации, которая вводит воспитанников в предмет темы, беседа педагога и воспитанников.

Педагог в беседе с воспитанниками о зиме подводит их к ознакомлению с народным промыслом Хохлома.

Рассказ о получении золотого фона.

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации, построение частных задач

Активизация имеющихся знаний и умений, организация продуктивной деятельности, создание условий для двигательной активности.

Украшение силуэта посуды растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи под спокойную музыку.

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям

Контроль выполнения самостоятельной работы, указания, оказание индивидуальной помощи.

Самоконтроль исполнения замысла, последовательности работы с учетом предоставленных материалов.

Организовать оценку воспитанниками результатов своей деятельности, поставленной задачи, соотнесение правильности выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи, выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок, определение границ своих результатов.

Анализ работы детей, вопросы, уточнения, содействие в формулировке критериев для выводов.

Самооценка качества выполненной работы, выводы.

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.

Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? (…).

Гуляет русская зима,

Останови её попробуй,

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой — растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная не злая!

На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; у крашали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вы резали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?

Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

— Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.

— Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

— Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

— Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

— Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

— Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

— А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

— Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

— Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

( руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой» ).

А вокруг расписные чашки,

Нет посуды хохломской ярче.

( кружиться на поскоке, руки на поясе )

Рядом с ними золотые ложки,

На них «травка» — это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома

Наше чудо – дивное! ( кружатся на топающем шаге )

Мы рисуем хохлому ( присесть )

Красоты невиданной! ( встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку ).

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем — слегка изогнутую ветвь — криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.

Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)

их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .

Постучали, повертели, (по тексту)

Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)

Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.

Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!

— Понравилось ли вам наше занятие?
— Что нового вы узнали?
— С какими трудностями вы столкнулись?

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»

организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию

Источник

Читайте также:  Платье для куклы кати рисование 1 младшая группа
Оцените статью