- Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
- Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
- Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
Светлана Дубова
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в изобразительной деятельности. Одно из направлений ТРИЗ: использование нетрадиционных способов рисования (изображение не основанное на традиции, оригинальное, своеобразное). Когда совсем не обязательно держать в руках кисточку, а можно рисовать чем угодно: пальцами, ладошкой, тычками, печатками, кусочком поролона или смятой бумаги, цветной ниткой или трубочкой, гоняя по листу веселую каплю, и многим-многим другим, чем подскажет фантазия. Но это не только забава, но и труд, требующий от ребенка увлеченности, упорства, умения решать художественные задачи, вырабатывающий точность движения руки, развивающий эстетический вкус, фантазию, воображение. Так как дети по своей природе – универсалы, они могут проявлять самые неожиданные способности, если им это интересно, причем все, а не только одаренные от природы. Важно только правильно организовать работу, переходя к педагогике сотрудничества. В основном вся изобразительная деятельность по нетрадиционному рисованию проводится в блоке «Взаимодействие воспитателя и детей» комплексно, в форме игры, путешествий, развлечений, с использованием художественной литературы и музыкальных произведений. Во время НОД решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков и закрепления уже полученных. Творческие задания носят открытый характер, учитывают интересы и навыки детей. При рисовании нетрадиционным способом нет одного правильного решения художественной задачи, их столько, сколько детей их выполняет. Поэтому здесь отсутствует показ образца, выполненный взрослым. Роль педагога не только понять и принять разнообразие решений, но и показать детям их правомерность, защитить нестандартное решение. Воспитатель должен стать участником процесса, не просто показывая и обучая детей способам нетрадиционного рисования, а тесно сотрудничая увлекать, всегда быть готовым помочь и подсказать, если что-то не получается. Но в то же время излишне не опекать ребят, побуждать делать как можно больше своими руками. Каждая работа оценивается только положительно, конкретные критические замечания возможны в индивидуальной форме после обсуждения наиболее удавшихся моментов. Предметно-развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно во время работы, могли не только сидеть, но стоять и ходить, если это требуется для выполнения художественного задания. Весь материал и инструменты, используемые для работы нетрадиционным способом должен быть в наличии и доступном месте. В совместной работе предполагается участие 5-7 человек, но творческий процесс заразителен, непредсказуем, поэтому важно предусмотреть достаточное количество мест и материала для всех желающих. Аккуратность и опрятность – очень важные черты характера, Но во время нетрадиционного рисования воспитание этих черт не может стоять на первом месте, т. к. часто требование аккуратности снижает интерес и желание детей к творчеству. Поэтому, иногда очень важно использовать «спецодежду» (фартуки, нарукавники, чтобы избежать неприятностей в ходе работы. *«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И это не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть… Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство»
*Обсуждения наиболее удавшихся моментов.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ РИСОВАНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
1 младшая группа.
* Основная задача – развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельность. * Учить замечать красоту цветовых пятен, выразительность линий, созданных в процессе собственного художественного опыта. * Развивать моторику рук, через орудийно-материальный характер изобразительной деятельности.
Виды рисования: * Рисование пальцем. * Рисование ладошкой. * «Сухое» рисование по песку или манной крупе.
2 младшая группа.
* Совершенствовать развитие моторики рук через орудийно-материальный характер изобразительной деятельности. * Создавать образы объектов, вызывающих интерес, радость, удивление, используя технические и изобразительные навыки, передавая их форму, цвет, фактуру. * Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Оттиск печатками (из пробки, поролона, картофеля и т. д.) * «Пуантилизм» рисование точками ватными палочками) * «Тампонирование» (рисование кусочками поролона, ткани и др.) * Рисование цветным песком, крупой, опилками и т. д. * Рисование сухой жесткой кистью.
Средняя группа. * Помочь детям в приобретении навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности, побуждать к творческой активности и пониманию необходимости своего отношения к окружающему. * Учить отбирать материал и инструменты изображения в соответствии с создаваемым объектом. * Учить создавать новый цвет на палитре, накладывая одну краску на другую. * Учить сочетать вместе разные материалы и техники рисования.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Печать по трафарету. * Отпечатки растений. * «Монотипия» (предметная) * Рисование по сырому листу. * Восковые мелки плюс акварель. * Рисование цветными нитками.
* Рисование мыльными пузырями. * «Пластилинография»
Старшая группа. * Развивать самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, используя изобразительные и технические навыки и умения. * Добиваться выразительности создаваемой работы, путем самостоятельного подбора материалов и инструментов, сочетания разных техник рисования. * Самостоятельно создавать новые цвета и оттенки в соответствии с замыслом работы. * Совершенствовать развитие мелкой моторики рук.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Рисование по мятому листу. * «Монотипия» пейзажная. *»Диатипия» (двухсторонний рисунок) * «Фотокопия»(свеча плюс акварель) * Рисование цветным клейстером. * Рисование солью. * «Набрызг» * «Фроттаж» («Тиснение»)
* «Витраж» * «Граттаж» * «Кляксография» (из трубочки) * «Гравюра» * «Коллаж»
* А. С. Галанов С. Н. Корнилова С. А. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ТЦ «Сфера
*Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционное рисование) ТЦ «Сфера» Москва 2004г
*А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования» Изд. «Каро» Санкт-Петербург 2008г
*И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Изд. «Детство- пресс» Москва 2004г).
«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тепло приветствую вас, друзья и коллеги! Представляю вам сегодня очередной детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Цель:.
Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.
Источник
Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
Ольга Чечина
Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
В 1 младшей группе детей не учат декоративному рисованию, но хочется сказать несколько слов.
В возрасте 2-3 лет ребенок еще не ставит перед собой цель что-то нарисовать. Долгое время ограничивается интересом к движениям карандашом или кистью по бумаге. Затем большое значение приобретает слово, определяющее предметное содержание рисунка: дождик капает, снег идет, листики летят и т. д.
Дети 1 младшей группы не могут передавать четкой формы предметов, воспитатель учит изображать предметы неопределенных очертаний (округлые, угловатые, дорисовать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка).
В этой возрастной группе мы с детьми учим и закрепляем цвета: желтый, красный, зеленый, синий.
2 младшая группа. Ребенок начинает развивать чувство цвета, формы. Рисунок сопровождает речью (этой лопаткой я копаю песок, у меня есть такая лопатка). Дети создают изображения неполные, но узнаваемые другими.
В этой возрастной группе закрепляем цвета: желтый, красный, зеленый, синий, белый, черный. А также знакомим с оттенками: розовый, голубой, серый.
В средней группе воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие. Воспитатель обращает внимание на симметричность фигуры. На занятиях декоративного рисования воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги.
Воспитатель вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Дает вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки.
Дети учатся располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу. Задача воспитателя научить создавать узор по образцу и по замыслу.
Если рисуем красками, то кисть держим:
— широкие линии и мазки – кисть наклонена;
— тонкие линии, точки – кисть вертикально.
Детей в этом возрасте начинаем учить не выходить за контур. Формируем слитное, плавное движение, без нажима.
Декоративное рисование начинается в 3 квартале (весной). Первые узоры на полосках бумаги. Для получения ровного мазка кисть следует полностью погрузить в краску. Полосы рисуем путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге – получаем широкие полосы.
Воспитатель обращает внимание на ритмичность, цветосочетание элементов узора (полосы, точки).
Узор в квадрате (середина отмечается заранее). Обращаем внимание на симметричность узоров, показываем разные образцы. Например: — в одном – узор выполнен по сторонам и углам квадрата; в другом – в середине крупный узор, а в углах более мелкий.
Воспитатель сам подбирает цветовую гамму.
При показе ритмичности движений (узоров) воспитатель приговаривает: «еще, еще» или «так, так».
Сначала детям необходимо увидеть узор в целом, затем выделяем элементы узора, называем их, обращаем внимание на их повтор. Сухой кистью воспитатель указывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению.
В средней группе можно вызывать детей к доске, чтобы они нарисовали знакомые узоры.
Воспитатель пользуется словами: вначале, потом, затем, после этого – это лучше помогает детям запомнить все действия в определенном порядке.
В течение года добавляем цвета: коричневый, оранжевый, светло-зеленый. Учим смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
В старшей группе воспитатель подбирает более сложный узор, чем в средней группе. Новые элементы – дуга, волнистая линия; детали растений – листья, венчики и лепестки цветов, ягоды. Учим симметрично располагать узор в квадрате, круге, многоугольнике. Предлагаем детям вырезанные из бумаги предметы, одежду, посуду. Учим самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.
Вводим акварельные краски, простой карандаш, мелки.
Учим детей проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии. Отрабатываем легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью; регулируем нажим для получения оттенка цвета; рисование концом кисти тонкие линии, более широкие полосы боковой стороной ворса.
Наиболее полно украшается обычно середина формы, по углам и окружности наносится легкий узор.
Декоративные рисунки используются для подарков к 8 марта.
Можно предложить самостоятельно по своему замыслу выполнить узор на полоске (закладка в книгу, на вазе, на кувшине, вырезанные из бумаги. Для каждого занятия важно продумывать разные цвета и оттенки.
После показа воспитателем дети сразу должны делать так же. У детей остается впечатление от показа, но и ощущение движения – плавность, ритмичность, быстрота, размах.
Если учим рисовать дугу, то нужно выбрать образец, где дуга повторяется много раз.
Пользуемся палитрой для получения светлого тона или другого цвета или оттенка.
С детьми в старшей группе учим и закрепляем цвета: фиолетовый, голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый.
В подготовительной группе учим детей планировать работу: сначала подумать, представить будущий рисунок, а затем начинать рисовать. Учим более сложным узорам на предметах разной формы. Используются различные материалы – глина, дерево, стекло, ткань, пенопласт (это уже декоративно-прикладной характер в рисовании).
Воспитатель показывает не только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и предметы искусства.
Ребенок должен научиться свободно владеть карандашом, делать плавные повороты линий для рисования завитков в вертикальном и горизонтальном положении. Тонкие линии рисуем концом кисти. Кисть руки лежит спокойно – как при письме.
Основные технические навыки в рисовании должны быть приобретены детьми в старшей группе. Поэтому сейчас главное внимание воспитатель обращает на свободное, самостоятельное владение разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками.
В декоративном рисовании воспитатель сначала выясняет, что общего в узорах и что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого создаются узоры по замыслу.
Осенью вводятся элементы осенней природы (листья, ягоды). Если это круг или многоугольник, то в центре основной узор (ветка с ягодами и листьями, а по краю маленькие листья или отдельные ягоды.
Дидактическая игра «Городецкий узор» Дидактическая игра «Городецкий узор» (для старшего дошкольного возраста). Эта игра незаменима при ознакомлении детей с городецкой росписью.
Источник