Развитие творческих способностей детей с овз средствами нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Формирование творческой л ичности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка . Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей . « Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.» [ 9, с.4 ].

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета . Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

«Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства в частности в рисовании, обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей». [ 6, с.25 ] .

Наш опыт работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования — помочь детям развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования , как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками , рисование пальчиками .

Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды мы учитывали , чтобы содержание занятий носило развивающий характер , и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « нельзя » , можно рисовать , чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков .

Методы и приемы, которые мы используем на занятиях по нетрадиционному рисованию :

Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг — организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа – диалогическая форма. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей .

Игра — игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение — проводится с целью научить правильным приемам, способа м действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого — формирование определенных творческих способностей ребенка.

На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• Игра, которая является основным видом деятельности детей.

• Сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее , развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения .

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности, на развитие творческих способностей. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Педагогу, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем и рисование нетрадиционными техниками один из эффективных методов решения данной задачи.

1.Рузанова Ю.В Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В.Рузанова. -Санкт-Петербург.: КАРО, 2009г.-160с.

2.Иванов Е. Я учусь рисовать./Е.С.Иванов- М.:ГАРТ, 1994г.-125с.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005-260с.

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000-300с.

6. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками /Н.А.Шаляпина. — М.:ООО ТЦ Сфера,2016г.-70с.

7. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками /Р.Г.Казакова.- М.:Творческий Центр , 2008-128с.

8.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова. — М.: Скрипторий, 2008г.-71с.9.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/А.В. Никитина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016г.-96

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр.

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа).

Представление педагогического опыта по методической теме :»Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во.

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….».

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал.

Источник

Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»
проект на тему

Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_opyta_raboty.docx 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

« Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования »

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что — то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога — воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Творческий процесс — это настоящее чудо. В ходе своей работы я наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности, и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути » …»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.

Известный французский гуманист Жан Ванье считает, что люди с нарушениями пришли в мир, чтобы научить других доброте и милосердию, чтобы помочь остальным людям открыть для себя путь к спасению.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория людей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Я передаю своим подопечным знания и умения, а от них получаю способность радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни. Всему тому, чему в повседневности мы не придаём значения. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, такой ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолеть неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каждым годом количество здоровых детей в нашей стране уменьшается, а число детей-инвалидов увеличивается в разы. Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата . Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

В результате работы выяснилось, что интерес детей к занятиям возрастает при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования. Увеличилось количество детей принимающих участие в выставках. Работы стали интересней, оригинальней, дети получают грамоты и дипломы.

Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник.

1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.

2этап. Изучение работ педагогов по проблеме развития художественных способностей в процессе прикладного творчества детей. Проведение диагностики художественно-творческих способностей детей: срезы практических умений, навыков, тестирование.

3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на методических объединениях, семинарах, проведение мастер-классов, выставок детских работ, участие в праздничных мероприятиях, разработка и показ презентаций.

Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных техник рисования, направленном на развитие индивидуальных способностей детей с ОВЗ, в создании модели взаимодействия, основу которой составляет партнерские отношения воспитателя, ребенка и его родителей, совместном творчестве приносящем радость в творческой работе.

В своей работе я придерживаюсь основных принципов:

-взаимодействия: взаимодействие как сотворчество педагога и ребёнка, сенсорное взаимодействие ребенка с материалами;

-принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей;

-соизмеримость преподносимого ребёнку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций, организация деятельности ребёнка как творчества по поводу личных впечатлений, а также любого явления природы и культуры;

-сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого вида деятельности;

-принцип познанием ребёнка материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а затем к творчеству: «Я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю».

Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети повторяют движение педагога и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами. Т.С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива – «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения. Актуальная в настоящее время интеграция видов изобразительной деятельности, разнообразие и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности, создание максимально комфортных условий для общения ребёнка и педагога – всё это способствует развитию творческого потенциала обучаемых мною детей.

В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов , развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.

В дошкольной организации каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

Источник

Читайте также:  Ступни референс для рисования
Оцените статью