Развитие навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_izobrazitelnykh_umeniy_i_navykov_u_detey.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование изобразительных умений и навыков у детей

младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию

(из опыта работы)

Келина Н.Н. воспитатель

г. Чебоксары, МБДОУ №172 г.Чебоксары.

Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста является рисование. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно – образного начала, когда мазками, штрихами передают явление окружающего. Я направляю внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют дети: темно – синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

Начиная с первой младшей группы, рисование имеет большое значение не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Я создаю условия для развития у детей самостоятельности, вызываю у них желание рисовать.

Рисование в детском саду осуществляется при помощи карандаша или кисти. Это разные материалы, они имеют свою специфику использования и требуют освоения особой техники. Прежде всего, я прививаю детям умение правильно держать карандаш или кисть: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая сильно пальцами. Я подвожу детей к пониманию того, что карандашом рисуют, вызываю чувство радости от штрихов и линий, которые они сделали сами. Обращаю их внимание на цвет карандашей, получившихся линий и конфигураций. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Цвет также вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют «огоньком», «флагом; зеленого – «травой», «елочкой»; желтого – «солнышко», «цыпленок» и др.

Перед занятием я вызываю двигательную активность детей: предлагаю им потопать ножками, прошу кого – либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать «солнышко», «листочки». А остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищи рисуют, им очень хочется самим взять карандаш, кисть и рисовать на своем листе. На большом листе я рисую, например, елочку или дом, а дети затем зажигают на ветках елки и в окнах дома яркие «огоньки» (рисуют мазками оранжевого или желтого цвета и т.д.). Благодаря совместным усилиям создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елочка.

Занятие рисованием я провожу в форме игры – драматизации, вызывая у детей интерес к процессу и результату работы. Обучаю детей приемам работы карандашами, красками. Большое внимание уделяю показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Я часто использую метод пассивных движениями. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш или кисть. Действуя рукой ребенка, я учу его рисовать. Подражая мне, дети постоянно осваивают правильное движение. Надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими нужно дольше заниматься.

Изображение формы в рисовании дети осваивают не сразу. В процессе рисования я поощряю стремление ребенка повторять появившееся простые очертания форм, предлагаю назвать их. Если ребенок не отвечает, я не тороплю его с ответом, постепенно он сам назовет, что получилось. Надо помнить, что замысел носит сюжетно – игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Я подхожу к замыслу ребенка и пытаюсь помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом. Побуждаю детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Практикую рисование палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждаю детей рисовать то одной, то другой рукой.

Для осуществления основной задачи я использую различные приемы обучения. Развивая координацию рук детей, обучаю их наносить определенные линии на бумагу, я в образной форме провожу игру: делая рукой с карандашом однородные ритмичные движения. Сначала более простые (дугообразные, взад – вперед), затем более сложные (вращение на одном месте – клубки), а дети повторяют эти движения. При этом я говорю равномерно: «туда – сюда», «вверх – вниз», а позже называю движения: «дым идет, дым идет» и т.д. Игра такого рода проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Затем дети по своей инициативе охотно повторяют их. Они запоминают и названия, которые я даю полученным штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает». Движения и получаемые штрихи, ассоциируются у детей с известными им явлениями. Процесс рисования, отражающий какое – либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает детей, и они ищут возможности выразить их в рисунке.

В зависимости от содержания задания я предлагаю детям бумагу контрастных цветов. Нарисовать так, как будто солнышко светит в окошко, интереснее и выразительнее, я даю детям бумагу – «окошечки», не белого, а синего цвета. На этом фоне «солнышко» будет «ярче светить». Я читаю детям стихи, и они радуются «теплому солнышку».

Использование мною наглядных и словестных методов помогает успешному овладению детьми техническими навыками в рисовании.

Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщённый характер.

Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Дети, понимая, что обозначает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному моему словестному указанию могут правильно выполнить нужное движение.

На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но также в интонационно – ритмической. Так я предлагаю детям нарисовать много шариков, регулирую процесс, говоря: «Еще шарик, еще шарик, еще шарик». Эти слова определяют ритм кругообразного вращения рук ребенка, не дают задерживать движения, организуют его во времени.

Изобразительную деятельность дети осваивают в течение года. Для того чтобы проверить, каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умением рисовать, в конце года я предлагаю задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Меня при этом интересуют не только технические навыки и умение детей в работе с материалом, но и выразительность рисунка.

Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисование становится одним из любимых занятий малышей.

Источник

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом создания изображения. Именно в изобразительной деятельности у детей формируются эстетические чувства, вкус, представления, развиваются способности воспринимать красоту окружающей жизни, природы, искусства.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей, рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

В младшем дошкольном возрасте на первом плане задачи обучения изобразительным умениям и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки — располагать изображение в средине листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, дети приучаются находить сходство с предметами окружающей действительности. Они начинают осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Развитие изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт детей постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении задачи – организации начала занятия.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить: наглядные и словесные. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Ребенок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет или явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь четкие и ясные представления о предметах и явлениях. Средств наглядности много, используемых на занятиях рисованием. Сопровождаются они все словесными объяснениями.

Одним из эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но рисунок должен быть изобразительно грамотным, не упрощённым. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны зелёные ветви. Зрительный образ от рисунка не должен расходиться с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.

Дети следят за рисунком воспитателя и начинают подражать ему. Подражание выполняет активную обучающую роль. У детей, наблюдающих за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но для того чтобы развивались способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки, одного подражания недостаточно. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.

В.Н. Аванесова в своей работе рекомендует постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую работу – проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.д. Она предлагает, чтобы ребенок сначала учился узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражнялся в проведении линий (разного характера), получая радость и эмоциональное удовольствие от результата своего труда.

Можно использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Для этого важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога хорошо был согласован с ходом словесного изложения. Воспитатель свое объяснение подкрепляет наглядным материалом, тем самым помогает ребенку проанализировать увиденное, осознать его, лучше запомнить задание. У младшего дошкольника еще недостаточно развита память, способность длительное время сохранять, воспринятое с четкостью (в данном случае — это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Поэтому воспитатель должен еще раз объяснить задание каждому ребенку.

Результатом деятельности для маленького ребенка в рисовании красками является яркое пятно. Педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Работая с красками, надо добиваться того, чтобы дети, стремились улучшить сходство с предметами. В первую очередь детей необходимо научить правилам обращения с красками и кисочками.

Положительное влияние, на обучение детей младшего дошкольного возраста, оказывает использование различных игровых моментов. Когда педагог использует игровые ситуаций, предметы изображения становятся более близкими, живыми и интересными. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. В младшем дошкольном возрасте обучение рисованию начинается с игровых упражнений. Цель игровых упражнений сделать более эффективным процесс по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: « По дорожке бегает мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к деятельности.

Игровые моменты в изобразительной деятельности в младшей группе продолжаются и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье. При этом воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

— от возраста детей и их развития;

— от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети

При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание. Это создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности . Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). При отборе игр педагог должен учитывать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, знания младших дошкольников об окружающем мире, их интересы и игровой опыт, задачи руководства изобразительной деятельностью и развития творчества, дидактические принципы обучения. Связь изобразительной деятельности с играми служит обогащению и развитию обоих видов деятельности. А так же повышает интерес младших дошкольников к рисованию, их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному развитию.

Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки у детей сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, развивается речь, фантазия и творчество, дети знакомятся с окружающим миром. Не нужно принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей. Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется. В этом возрасте особенно необходим индивидуальный подход, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, выступать в любой сфере человеческой деятельности. О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.

3. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» — 1995 г.

4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» — 1992 г.

5. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» — 1991

6. Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» — 1979 г.

7. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие ля студ. сред. проф. учеб. заведений /

8. Погодина С.В. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. —

Источник

Читайте также:  Хохлома декоративное рисование для детей
Оцените статью