Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования
Анжела Шашкова
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования, дошкольники, дошкольная образовательная организация.
OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE ON EXERCISES ON FINE ACTIVITIES USING NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUE
Shashkova Angela Vladimirovna, Demina Anna Vladimirovna
Annotation. The article discusses the possibility of using non-traditional drawing techniques in the work on the development of speech with children of senior preschool age in a preschool educational organization.
Keywords: unconventional drawing technique, preschoolers, preschool educational organization.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и является одной из основных характеристик общего развития ребенка [1]. Для ребенка речь — это и средство связи с окружающим миром, и возможность взаимодействия, и источник информации, развития мышления, т. е. речь — важнейшая составляющая его нервно-психического развития, становление которой происходит в течение первых лет жизни и в дальнейшем определяет ее качество [5]. При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании, у ребенка обогащается жизненный опыт, совершенствуется деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Все это приводит к активному развитию речи.
Продуктивные виды детской деятельности открывают широкие возможности для всестороннего развития дошкольника, в частности для развития речи. Особую роль в этом процесс играет грамотно организованная изобразительная деятельность. Все большую популярность в современной методике работы с детьми дошкольного возраста приобретает использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, развивают мелкую моторику. Ведь всем известно, что в коре головного мозга зоны отвечающие за движение пальцев и артикуляцию расположены рядом. Отсюда вывод, что стимулируя зону мелкой моторики, стимулируем речевую. На самом деле положительно влияет на развитие речи ребёнка моторное планирование, это умение выстроить логику действий. Тренировка моторного планирования у детей с дислалией помогает постепенно переходить к более сложному планированию, звукопроизношению. Не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка. Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Очень важно, что бы действия были непривычными[4]. Вот почему нетрадиционные техники рисования можно использовать при организации деятельности с детьми [2]. Это позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт свободу деятельности, вселяет уверенность.
Процесс рисования оказывает также психотерапевтическое воздействие, способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [2]. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, в том числе страх общения со сверстниками из-за неправильного произношения звуков, другие коммуникативные барьеры, в целом может способствовать речевому развитию дошкольников. Нетрадиционные техники рисования – это толчок собственных фантазий.
Нетрадиционные техники рисования привлекают детей необычными и оригинальными материалами, те, что в них не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
В настоящей статье кратко опишем используемые нами нетрадиционные техники рисования и укажем на те возможности, которые открываются для развития речи дошкольников на таких занятиях [3, 4].
«Ниткография» Рисование нитью. Эту технику можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободной, а так же для индивидуальной работы.Материалы используемые для детей старшего дошкольного возраста: пенакартон, канцелярские гвоздики, разноцветные нити, клей ПВА, пайетки, бисер, ножницы. Выполнение техники: вкладываем шаблон рисунка и вставляем гвоздики по шаблону, затем начинаем обматывать нитью каждый гвоздик разными нитями, в конце украшаем рисунок декором. При использовании этой техники происходит расширение предметного словаря, совершенствуется правильность грамматического оформления слов.
«Волшебная бумага». В этой техникеосуществляются различные виды работ: обведение фигуры по трафарету, раскрашивание в цвета радуги, вырезывание из цветной бумаги и пр. В процессе такой работы речь детей обогащается словами, обозначающими обобщенные понятия, развивается фонематический слух и слуховое внимание.
«Рисование ластиком». В этой технике необходимо заштриховать небольшой лист бумаги простым карандашом. Уголком ластика нарисовать силуэт, контур рисунка, предмета, объекта (например, цветы, затем дорисовать более темным тоном.
Рисование в стиле «Эбру» (на воде). Целесообразно использовать готовые краски для рисования на воде, в таких наборах есть специальный загуститель для воды, она становится вязкой, что не дает краскам растекаться. Начинать обучение необходимо с умения создавать фон, далее переходить к нанесению на фон кругов и уже из кругов делать цветы. На таких занятиях происходит пополнение пассивного словаря детей словами-признаками, дети учатся подмечать ведущие признаки предметов и правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Поролоновые рисунки и ватные палочки. В этой технике кусочки поролона захватывают прищепкой, таким образом получая орудие для творчества. Затем его обмакивают в краску и рисуют методом штампов в произвольном виде. Подобным образом выполняется рисование и ватными палочками. Эти техники можно сочетать.
Восковые мелки + акварель. На белом листе рисуют восковыми мелками, далее закрашивают акварелью лист в один или несколько цветов, так идеально можно быстро и красиво создать фон.
Рисование свечой. Эта техника схожа с предыдущей, её отличие в том, что ребёнку не видно, что он рисует после закрашивания акварелью, рисунок становится явным, т. к. свеча не закрашивается.
«Монотипия». Согнуть лист бумаги пополам на одной части листа нарисовать что-нибудь акварелью, сложить вместе и рисунок отпечатается. При помощи этого приема у детей совершенствуются пространственные представления, ориентировочные реакции, а также активизируется словарный запас.
Техника «Кляксография». На лист бумаги наносятся капли гуаши или акварели, при помощи трубочки для коктеля раздувается краска в разные стороны, дорисовываются необходимые детали. Эта техника создает условия для развития воображения и пополнения словарного запаса т. к. картинки могут быть не предсказуемы, а также для упражнения детей в словообразовании и словоизменении.
Кроме описанных нами используются и другие нетрадиционные техники рисования такие, как техника «Набрызг», «Рисунок штрихами», «Оттиск отпечатками», «Выкладывание из маленьких камешков или пуговиц»,
«Рисование ладошками или пальчиками» и др. На занятиях с использование этих техник у детей происходит пополнение природоведческого словаря, дошкольники упражняются в употреблении слов с обобщенным значением, учатся образовывать относительные прилагательные от существительных. Кроме этого в заключении деятельности часто организуется работа по составлению сюжетных рассказов по своим рисункам или поделкам и т. п.
Таким образом, разнообразие нетрадиционных материалов и техник, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка с дислалией не только образного мышления, самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, но и моторного планирования. Они вызывают бурю эмоций, раскрепощают ребенка, что даёт детям возможность высказаться, повышает интерес к общению. Эти занятия способствуют активизации и обогащению словарного запаса (это и бытовой словарь: название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов,и природоведческий словарь: явления неживой природы, растений, животных,и эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства). Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон.
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. — М. :АПН РСФСР,1961.
2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г. Н. Давыдова. -М. : Ч. 1. — Скрипторий 2003, 2007. -80 с.
3. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество/Т. Г. Казакова. -М. : Карапуз-Дидактика, 2006. -192 с.
4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина -М. : Просвещение, 1968.-30с.
5. Румянцева, Е. А. Веселые уроки рисования / Е. А. Румянцева. -М. : Айрис-Пресс, 2014.-160с.
Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.
Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.
Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.
Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.
Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.
Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.
Источник
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Адиля Масхутовна Шамсутдинова
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
«Истоки способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок», —
писал В. А. Сухомлинский.
1. Информация об опыте. Цель, задачи, условия возникновения и становления опыта. Опыт представляет систему работы, направленную на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач по нетрадиционному рисованию из нетрадиционных материалов.
Исходя из этого, цель моей работы направлена на то, чтобы способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук у детей дошкольного возраста.
2. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
3. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона
в детском коллективе.
Условия возникновения и становления опыта
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где по рисункам можно проследить, как развивается ребёнок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. А проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей. Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствуют обогащению знаний детей о предметах и их использовании. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Нетрадиционные материалы и техники, которые я использую в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Поэтому я предлагаю использовать в работе с дошкольниками помимо стандартных и нетрадиционные техники изобразительного искусства.
2. Актуальность темы опыта
Актуальность использования нетрадиционного рисования заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами — не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом, преодолевая страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению техники рисования. Ребёнок, набираясь опыта в изодеятельности, учится быть оригинальным, учится использовать средства выразительности, учиться давать оценку своей и чужой деятельности, учиться проявлять инициативность, самостоятельность, развивает особенность, используя умения и способности в применении разных техник.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
3. Технология опыта
Работа по изучению нетрадиционных техник рисования проводится в соответствии с разработанным мной определенным перспективным планом в зависимости от возраста детей.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В работе с детьми по рисованию в нетрадиционных техниках реализовывала следующие педагогические условия:
Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
При организации предметно — развивающей творческой среды в изобразительной деятельности учитывала потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе.
При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываю возрастные особенности детей. Сначала с детьми использовала техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе: рисование пальчиками,рисование ладошками, оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта. Постепенно расширяла содержание работы, усложняла формируемые умения и навыки, элементы, выделяла новые средства выразительности.
В средней группе проводила овладение следующими техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном — нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; оттиск печатками из картофеля; рисование ватными палочками; волшебные веревочки, монотипия предметная.
А в старшем дошкольном возрасте планирую овладение детьми более трудными методами и техниками: обводка плоских фигур: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку, формочки для приготовления печений или кексов и т д. ; рисование по опорным точкам; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная; печать по трафарету; расчёсывание краски; рисование нитками; рисование солью, песком, манкой; батик (рисование по ткани); набрызг; кляксография обычная; пластилинография; граттаж.
Каждая из этих техник — это маленькая игра, которая доставляет детям радость и положительные эмоции. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе. Для повышения компетентности родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки, мастер-классы, совместные проекты. Для родителей я устраиваю выставки творческих работ детей, где они могут увидеть, как развивается их ребенок, рассказываю про используемые техники и даю рекомендации родителям по наиболее понравившимся им техникам.
Провожу консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Даю рекомендации о том, как заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Рекомендую родителям дошкольников практиковать в домашних условиях нетрадиционные техники рисования. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей.
Делюсь опытом своей работы на районных методических семинарах и различных мероприятиях, проводимых для педагогов внутри ДОУ.
4. Ведущая педагогическая идея опыта:
Развитию изобразительной деятельности в дошкольном образовании отводится большая роль. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
5. Теоретическая база опыта
На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой — «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
6. Новизна опыта
Нетрадиционные приемы рисования, которые я использую своей работе, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации. Новизна в том, что мною разработана система использования нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 3 до 7 лет
7. Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
8. Трудоемкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
подборе оборудования и материалов;
применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
9. Результативность опыта работы
Я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.
Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Работу проводила поэтапно:
на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:
совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий;
самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
За короткое время мы достигли следующих результатов:
улучшилась мелкая моторика рук;
повысился уровень развития зрительно — моторной координации, мышления, внимания, усидчивости;
развивается фантазия и воображение;
снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность;
улучшилась речь детей.
Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей:
повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук;
изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Многие виды нетрадиционного рисования, которые я применяю, способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Исходя из этого, я сделала вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат меня, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Подводя итоги всей моей проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем — то интересным и увлекательным.
10. Рекомендации по использованию различных техник нетрадиционного рисования
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность, улучшить развитие мелкой моторики рук детей. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; живая, эмоциональная речь воспитателя. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, скатыванием бумаги, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, монотипия, набрызг, граттаж, кляксография, отпечатки листьев, рисование по сырой бумаге, рисование мыльными пузырями, цветными ниточками, рисование свечой, мелками.
Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное — полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, я увидела, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. За счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию. Особенностью построения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, подобранных к определённой теме занятия и непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Детям всегда интересны нетрадиционные техники, им интересно все необычное и новое. Важно проделывать ежедневно процедуры, которые требуют от ребенка сосредоточенной работы пальчиками рук. Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно не только на речи дошкольника, но и на координации движений.
11. Заключение. Эффективность применения нетрадиционных техник рисования.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях имеет важное значение. Нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики рук, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, способствует развитию психических процессов. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Практическая значимость опыта работы состоит в том, что любой творческий педагог может использовать в своей работе, адаптировав содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Важным фактором в развитии ребенка является.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования 1. Актуальность. На всех этапах жизни ребёнка.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации.
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.
Консультация для родителей «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». «Источники способностей и дарований.
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель:.
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». Цель: Создание условий для развития.
Презентация опыта работы для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Основой выбора этой темы является необходимость разработать технологию развития мелкой моторики рук у детей так как моторика является двигательной.
Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.
Источник