- Разработка урока по теме: «Натюрморт». план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
- Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры» план-конспект по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Натюрморт».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.
Цели: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморт-
та, об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные предметы; развивать приёмы работы красками; воспитывать эстетическую восприимчивость.
Оборудование: репродукции картин Ян Брейгель Младший «Ваза с цвета-
ми», Виллем Клаас Хеда «Натюрморт с крабом», Хармен ван Стенвейк «Натюрморт с черепом», Ян ван Ос «Фрукты и цветы в терракотовой вазе»; образец педагогического рисунка на тему «Натюрморт», художественные материалы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель просто обращает внимание учащихся на репродукцию картины Яна Брейгеля Младшего «Ваза с цветами» не называя её.
Учитель. Художник просто изображает обычные вещи быта, цветы, драгоценности. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
— Какое название вы дадите этой картине?
— К какому жанру живописи можно отнести это изображение?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изюбра-
зрительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт, состоящий из плоских предметов.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ «Из истории натюрморта».
Учитель. Натюрморт очень любят многие профессионалы – живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй наиболее верно иллюстрирует термин «натюрморт».
Натюрморт (от французского – буквально «мёртвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также натюрмортов.
Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как Stilleben – тихая жизнь. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся поражённые таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Натюрморт формируется в самостоятельный жанр в XVII и достигает особого расцвета в XVII веке, прежде всего в голландской живописи. Вот почему голландский натюрморт XV – XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта. Сегодня на уроке мы знакомимся с натюрмортами которые писали в разных частях Нидерландов – и в Голландии, и во Фландрии. При этом голландские натюрморты отличались строгостью, бедностью изображаемой обстановки, тусклыми красками.
Голландия и Фландрия в XV – XVIII веках сильно отличались друг от друга.
В Голландии господствующей религией был кальвинизм, Это очень строгое учение, оно требует от людей неустанного служения Создателю. Нарядная одежда, музыка и праздники считались грехом. Живопись для этих людей была роскошью, позволительной только тогда, когда она была назидатель-
Ян Брейгель Младший (1568 — 1625) Ваза с цветами.
Ян Брейгель любил рисовать цветы. Ценители искусства называли его «Цветочным Брейгелем» не реже, чем «Брейгелем Бархатным». Возможно, именно этот художник ввел в Нидерландах моду на натюрморты с цветами, которые стали необыкновенно популярны. В такие натюрморты часто вкладывался аллегорический смысл. Цветы были символом земной жизни, ее мимолетных, непрочных радостей. Красота, которая, едва родившись, начинает увядать, красота, живущая один день. На картине Брейгеля букет пылает яркими красками на фоне темноты. Рядом с вазой лежат монеты, драгоценные камни и кольцо с печаткой: сила, богатство и власть брошены к подножию этого символа преходящей красоты.
Но каждый цветок имеет и собственное значение. Ирисы – символ Непорочного зачатия, анемон и нарцисс напоминают о смерти, роза цветок Девы Марии, ноготки означают верность, фиалки – невинность. Собранный в букет, они дополняют друг друга. Сочетания символов рождают различные поэтические образы, целые рассказы. Так, картина, среди прочего, повествует о том, как невинность обручилась со смертью, и том, как бессмертная человеческая душа питается божественной Благодатью, подобно бабочке, пьющей нектар белой розы.
Хармен ван Стенвейк (1612 — 1655) Натюрморт с черепом.
Обглоданный червями череп в берете с пером лежит на толстой книге. Зубы черепа почти касаются флейты, словно он вознамерился в нее дуть. Он, в котором уже нет дыхания! За краем бархатного берета видны песочные часы. Весь песок уже пересыпался из одной чаши в другую — чье-то время закончилось. На скатерть брошена нитка прозрачных жемчужин — это четки, по ним отсчитывались молитвы умершего. Но были ли они услышаны?
Подобные натюрморты были очень популярны в Голландии XVII века. Назывались они «Vanitas» (суета) и напоминали людям о бренности земного существования. Зрители должны были помнить о том, что сколько ни копи богатства, сколько ни совершенствуйся в искусствах и в науках, все равно останешься горсткой праха, кучкой костей, когда кончится песок в часах.
Виллем Клаас Хеда (1594 — 1680) Натюрморт с крабом.
Натюрморт Хеды написан не для того, чтобы разжечь аппетит зрителя или порадовать его ярким многообразием земных даров. Наоборот, человеку, останавливающемуся перед этой картиной, предлагается отринуть земную суету и всяческие соблазны и обратиться к размышлению о Вечной жизни.
Земная суета представлена скомканной скатертью, пустым опрокинутым сосудом и наполовину очищенным лимоном. Ведь смятая скатерть и порожняя посуда — то, что остается после пиров. А лимон, такой красивый на вид, но невыносимо кислый на вкус, выражает несоответствие внешности и сути.
Рядом с предметами, означающими тщету земного, представлены и такие, символика которых настраивает на самый торжественный лад. На столе — вино и хлеб. Это символы Христа, составляющие Святого Причастия. Оливки на блюде напоминают о примирении Неба и людей. Плоды заменяют собой ветвь, символ мира. Библейскому праведнику Ною, чей ковчег много дней носило по волнам великого Потопа, был послан голубь с оливковой ветвью в клюве как знак того, что испытание закончилось, и ему позволено сойти на берег.
Ян ван Ос (1744 — 1808) Фрукты и цветы в терракотовой вазе.
Фландрия оставалась в основном католической страной. Её художники ориентировались на радостное искусство Италии, прославляющее Бога и сотворенный им мир. Сверкающие горы плодов, пышные цветные букеты – все это говорит о щедрости земли, о радости жить на ней и принимать её дары. Представленный здесь натюрморт ванн Оса — яркий пример радостного искусства Фландрии, славящего жизнь, бьющего через край.
3. Последовательность и правила работы над натюрмортом.
Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по – настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно постав-
лен. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединить, в них должна быть заложена идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи…
Затем сама постановка. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжёлых и изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет самый крупный, либо самый яркий. В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы. В натюрморте должен присутствовать фон, задник – драпировка.
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.
Задания и вопросы:
1.Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов).
2.Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)
3.Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему?
Учитель. Следующим этапом нашей работы будет изображение рисунка. Рисовать необходимо со светотенью. Это имеет большое значение , так как рисунок становится точным .
Теперь можно приступать к работе цветом. Подбирайте на палитре как можно более точные цвета, наносить их не густо. Цвет должен выражать форму, мазок краски кладите, сообразуя его с рисунком.
V. Практическая работа.
Задание. Выполните красками натюрморт, составленный из плоских предметов кухонной утвари.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) кон-
тролль объёма и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Ученики. Над натюрмортом.
Учитель. Что представляет собой эта картина?
Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.
Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения
человека. Но натюрморт может многое рассказать зрителю, пробудить радость или грусть. Покажите свои картины, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Домашнее задание: подобрать открытки , вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.
Источник
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»
план-конспект по теме
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету живопись
в подготовительном классе
по теме «Натюрморт. Рисование
натюрморта с натуры»
Выполнила: Кукушкина Е.Н.
МОУ ДОД ДХШ г. Неи
Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры .
Выполнить несложный натюрморт с натуры
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.
Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.
Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.
Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)
Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы
З рительный ряд:
И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Работа учащихся над заданием
- Итоги урока
Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.
Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Натюрморт выполняет различные функции. Например:
— декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;
-тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.
Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
— Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта
Шесть фарфоровых подруг
На скатёрке встали в круг,
Нас попотчевать чайком. (Чашки)
Блестит ярко мой мундир,
На столе я – командир.
Знают чашки, чайник;
Я большой начальник. (Самовар)
Две сестры: одна большая,
Кашу манную мешает.
Ну а меньшая сестрёнка
Чай помешивает звонко. (Ложка)
А откусишь – сладко! (Яблоко)
Только шея тонка. (Тыква)
Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
Летом в огороде, свежие, зелёные,
А зимою в бочке жёлтые, солёные.
Как зовут нас? (Огурцы)
На сучке висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
— Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:
— Что такое натюрморт?
— Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.
— Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?
— Что объединяет все предметы одного натюрморта? ( Тема, принадлежность )
— Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?
— Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? ( солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)
— Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.( участвуют как сильные, так и слабые дети)
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
- Работа учащихся над заданием
Натюрморт с натуры.
— У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.
Последовательность выполнения работы:
- На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
- На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
- На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
- На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
- На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.
Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.
Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.
- Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
- Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год
в подготовительном классе ( 2 год обучения )
«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.
Развивающие: развивать приёмы работы красками.
Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.
Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)
Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы
И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».
В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.
Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.
Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.
Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.
На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.
В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».
По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.
Источник