Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
Если Вам приходилось когда-нибудь наблюдать за работой художника-портретиста, то скорее всего, Вы удивлялись тому, как на чистом листе бумаги появляется изображение человека. Ввиду этого многие задаются вопросом: как научиться рисовать портрет? Есть ли здесь какие-нибудь секреты мастерства и ключи к успеху? Сразу скажу, что таких «секретов» много, и они рассматриваются в рамках полноценного обучения. Но есть одна важная «подсказка», которая поможет даже тем, кто впервые рисует человека. Итак, что же это за знание, которое так важно?
Конечно же это знание пропорций. Если человек научится сравнивать различные части единого целого и будет знать основные пропорции, то это будет ключём к успеху. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь? Если говорить о рисунке головы человека, то какие именно пропорции являются ключевыми? Рассмотрим ответы на эти вопросы подробно.
Форма головы
Когда люди впервые начинают рисовать портрет, то, зачастую, они сосредоточиваются на глазах, носе, губах, и не видят общего — овала лица, всей массы головы. А это основа. С неё начинается рисунок. Поэтому сначала рассмотрим на что похожа форма головы. Она похожа на форму куриного яйца. Многие, особенно дети, начинают рисунок головы с круга. Это не правильно. Более точным будет сравнение с яйцом. Эта аналогия простая и запоминаемая. Она поможет избежать ошибок на начальной стадии рисунка. Однако, это очень общее представление о форме головы человека. Для полноценного обучения, конечно же, необходимо изучать пластическую анатомию для художников (подробнее об этом читайте в статье «Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека»). Но для первого опыта рисования, аналогии с яйцом будет достаточно. Однако, даже при таком упрощённом подходе не забудьте, что ещё существуют индивидуальные особенности человека. У каких-то людей скулы шире, чем лоб и нижняя челюсть. У каких-то людей нижняя челюсть шире лба. А у других лоб крупнее. Также встречаются и такие, у которых верхняя и нижняя части головы примерно одинаковые. Но если смотреть в целом, то подбородок всегда меньше затылка. Поэтому аналогия с яйцом справедлива во всех случаях.
Ось симметрии и уровень глаз
Как известно, наши лица не являются абсолютно симметричными. Но если отбросить мелочи и посмотреть в целом, то, конечно же, наши головы симметричны. Поэтому большой помощью будет, если Вы наметите в портрете ось симметрии. Ещё её называют серединной линией. Посредством неё можно легко сравнивать левую и правую стороны. В рисунке легко «заблудиться» и допустить ошибки. Бывает так, что Вы можете красиво нарисовать глаз. А когда начинаете рисовать второй, оказывается, что первый был неровно расположен. Приходится стирать этот глаз. И первоначальный восторг сменяется разочарованием. Чтобы такого не происходило, художники пользуются центральной линией, чтобы сравнивать различные части рисунка. Это сильно облегчает работу.
После оси симметрии можно наметить уровень глаз. Этот уровень примечателен тем, что расположен посередине головы. То есть от глаз до верхнего края головы и от глаз до нижнего края головы (подбородка) примерно равные расстояния. К этим усреднённым пропорциям следует добавить индивидуальные особенности человека. У некоторых людей уровень глаз может быть чуть ниже середины головы. У других чуть выше. Но это уже детали. В целом линия глаз располагается посередине.
Серединная линия и линия глаз пересекаются в районе переносицы. Эта «крестовина» станет центром будущего портрета и очень поможет начинающим в работе над рисунком. При повороте головы этот центр будет смещаться в сторону поворота. Соответственно одна сторона головы будет раскрываться шире чем другая. А значит этот поворот сильно повлияет на положение глаз, носа, губ. Но ось симметрии и линия глаз помогут художнику справиться и с такими непростыми ракурсами.
Три одинаковых расстояния
Итак, мы обсудили на что нужно обратить внимание в первую очередь. Это форма головы, это серединная линия, и, это уровень глаз. Следующим важным моментом, требующим не меньшего внимания являются три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до верхней границы лба (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Но, данные пропорции являются усреднёнными. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Может, у кого-то расстояние между линией бровей и кончиком носа будет чуть короче, чем другие отрезки. Может наоборот. Однако, в начале отталкиваемся от приведённой схемы. А потом пропорции уточняем. Таким образом рисунок постепенно оттачивается и приобретает черты конкретного человека.
Три равных величины станут для начинающего рисовальщика образным «якорем», который удержит от неверных движений карандашом. Если в рисунке не делать этой разметки, то очень легко ошибиться в пропорциях деталей. Поэтому лучше запомнить данную закономерность и применять в своей работе.
Расположение уха
Ещё одним важным аспектом рассматриваемой темы является расположение уха. Если рисовать человека в профиль, то где будет находиться ухо? Начинающие, особенно юные художники, нередко путаются и рисуют ухо то «на затылке», то ближе к щеке. Есть ли тут какие-либо закономерности?
Если, глядя на человека в профиль, поделить силуэт головы на три равные части, то ухо будет находиться на уровне двух третей. Как и в предыдущих абзацах, повторюсь, что это усреднённые пропорции, наиболее часто встречающиеся у людей. Особенности конкретного человека могут чуть изменять эти значения.
Мы определили расположение уха по горизонтали. Если говорить о его положении по вертикали, то ухо будет располагаться на уровне между линией бровей и линией губ (или кончиком носа).
Расположение губ
Линия губ находится на уровне двух третей от подбородка до носа. Это приблизительное расположение. Оно наиболее часто встречается у людей. Но бывают и такие типажи, у которых губы расположены посередине. Однако такая пропорция встречается значительно реже.
Пропорции и портретное сходство
Я рассмотрел основные пропорции в рисунке головы человека. Это ключевые моменты от которых зависит похож ли рисунок, вообще, на человека. Если же говорить о портретном сходстве, то оно, тоже, достигается благодаря правильно переданным пропорциям. Однако, это уже другие пропорции. Получится ли портрет похожим на конкретного человека, будет зависеть от соотношения более мелких деталей. Например, от соотношения размеров крыльев носа к ширине спинки носа. Какова ширина носа и его высота? Какова форма скуловой кости и её размер? Перечислять такие подробности можно долго. Но, чем больше этот список, тем более похожим получится портрет. И умение художника видеть пропорции в таких мелочах во многом определяет степень его мастерства. А это умение не приходит за один день. Нужно много рисовать, практиковаться. Тогда художник обретёт необходимый опыт.
Если же говорить о начальной стадии обучения, то знание перечисленных выше основных пропорции, сильно поможет начинающим художникам. Даже если Вы первый раз взялись за карандаш, но вдумчиво рассмотрели приведённые схемы и рисунки, то Ваш первый портрет может приятно удивить своим результатом.
Источник
Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.
Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.
Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.
1. Пропорции лица
Анфас
Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:
- Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
- Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
- Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.
Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.
Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.
Профиль
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.
- Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
- Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
- Все располагается так, как было указано выше.
- Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
- Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.
2. Особенности
Глаза и брови
Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:
- Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
- Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.
Детали глаза
- Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
- Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
- Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.
В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.
Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.
Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.
Нос
Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.
Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.
Губы
- Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
- Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
- Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
- Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
- По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
- Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.
Уши
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:
- Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
- Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
- То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.
Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.
3. Ракурс
Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.
Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.
Взгляд вниз
- Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
- Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
- Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
- Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
- Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
- Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.
Взгляд вверх
- Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
- Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
- Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
- Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.
Поворот боком
Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.
Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.
Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.
Источник