Растушевка карандаша для рисования что это такое

Техника рисования: растушевка и штриховка карандашом


Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

Правила рисования карандашом

Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом. Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

Читайте также:  Что делают с пастелью

Растушевка карандашом

В уроке «Как нарисовать нос человека карандашом поэтапно», как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

Штриховка карандашом

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Рельефная штриховка

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке «Как рисовать губы простым карандашом: поэтапный урок» я рисовал дугообразными штрихами.

Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

Источник

Растушёвка для художников

Растушёвка для художников – это незаменимый инструмент в изобразительном искусстве. Выглядит как карандаш или палочка с приплюснутым наконечником. Позволяет художнику растирать штрихи одного цвета для получения его полутонов или сливать границы между разными оттенками.

Преимущественно растушевка используется в процессе написания картин пастелью, углем, мелками. Не рекомендуется без опыта использовать растушевку для штриха карандашом, т.к. может сделать рисунок неаккуратным. Мастера же используют для графических изображений, созданных именно карандашом.

Растушёвка для художников

Помимо использования растушевок по прямому назначению, рекомендуется применять для рисования. Подходят для особенно мягких материалов, таких как соус.

Виды инструмента растушевка

Часто можно услышать, что для рисования с техникой растушевки можно обойтись без инструмента – достаточно пальца или ватной палочки.

Однако это не совсем верно. Палец на полотне оставит жирные следы, а скрученный из ваты конус оставит ворсинки.

Также, ни палец, ни ватка не дадут возможности растушевать цвета аккуратно. Они слишком объемные и не дадут под собой видеть результат, и остановится в нужный момент.

Растушевки различают по виду материала, из которого они изготовлены:

  1. Бумага. Плотно свернутая и спрессованная палочка в форме карандаша. Профессиональное название – эстомп. Заточена с обеих сторон. Бывает разной толщины, что позволяет выбирать инструмент для работы над крупными и мелкими деталями.
  2. Силикон. Такая растушевка имеется вид кисточки с пластиковым держателем. Однако вместо волосяного кончика установлен скошенный кусочек силикона.
  3. Микропористая губка. Пластиковые палочки со съемным аппликатором. Похожи на косметические для теней.
  4. Замш. Используется в виде лоскутка.
  5. Натуральный волос пони. Кисточка с коротко стриженым ворсом.

Перечисленные растушевки – это инструменты многоразового использования. При загрязнении и растрепывании бумажных и силиконовых, очистка и заточка происходит с помощью специальной терки. Замш и волос пони нуждается в мытье и бережной сушке.

Микропористый аппликатор может несколько раз мыться, но проще заменить новой губкой.

Инструмент, который можно лишь условно назвать растушевкой

  1. Ластик-клячка. Его используют не для растирания цвета, а для уменьшения его интенсивности.
  2. Карандаш для блендинга. Имеет бесцветный грифель. Эффективен при необходимости смешать границы разных цветов.

Как и полноценные растушевки, эти инструменты подходят для многоразового использования. Однако уход за ними в корне отличается. Чтобы сделать ластик чистым, достаточно его смять. Выкидывается после полного загрязнения.

Растушёвка для художников

Карандаш для блендинга обтачивается конусной точилкой, т.к. грифель в ходе работы стирается как у обычного карандаша.

Источник

Растушевка для карандаша: техника или мазня?

Все, кто учится рисовать, начинают свой путь с освоения техники штриховки. Еще есть растушевка для карандаша, которую во многих источниках, называют второй основной техникой рисования. Но есть те, кто будет это оспаривать, и будут в некоторой степени правы, так как растушевку в художественных школах не отделяют от штриховки, да и в учебниках по рисованию нет такой отдельной техники. Что же за путаница такая? В этой статье постараюсь объяснить.


Что же за техника такая, эта растушевка карандаша? Это популярный прием среди начинающих художников, особенно тех, кто обучается самостоятельно. Когда штриховка карандаша получается не качественной, легче взять ее и растушевать. Кто-то это пальцем делает, кто-то ватным тампончиком или кусочком бумаги, а кто-то приобретает специальную палочку для растушевки, а такие кстати продаются в художественных магазинах, вот пусть потом и говорят, что такой техники не существует, если приспособления к ней есть.

А если серьезно, все субъективно. Большинство профессиональных художников прибегают к этой технике, если видят, что она поможет достичь желаемого результата, добавить объемности изображения, поиграть со светом и тенями и т.д. Некоторые художники с консервативными взглядами, наоборот считают, что всего этого можно добиться, используя разнообразные виды штриховки, с которыми вы можете познакомиться в этой статье.

Если вы только начинаете рисовать, знаете, что на первоначальном этапе нужно научиться рисовать линии, подобрать себе правильный карандаш по шкале твердости, какие бывают описано здесь, кстати не все штрихи получиться растушевать, а потом переходить к другим техникам. Мне приходилось слышать страшные истории, что в художественных школах, начинающие творцы получают линейкой по рукам при попытке растушевать изображение.

Однако это снова возвращение к вопросу, существует такая техника или нет. Предпочитаю думать, что рисование — это творческий процесс, а художник настоящий виртуоз, который не обязан прислушиваться к мнению из вне, а творить так, как ему подсказывает душа и пришедшее вдохновение. Если хочется штрихи пальцем размазать, значит так и нужно сделать. Если же вы решили получить навыки академического рисунка, тогда нужно быть готовым к получению телесных наказаний от учителей. Но это все на момент обучение, а дальше вы вольны поступать так, как вздумается.

Бытует мнение, что чаще всего растушевывают карандаш именно начинающие художники. Таким способом легче скрыть неумение штриховать, накосячил, растушевал и рисунок получился. Однако только в теории звучит просто и легко, размазать карандаш правильно и красиво тоже нужно уметь.

Желая скрыть огрехи, можно превратить штрихи в грязное или замыленное пятно и таким способом не спасти изображение, а окончательно его убить. Поэтому, как и во всем важно тренироваться, берите листок, штрихуйте разными способами, а потом пробуйте затирать. Не получилось с первого раза, не беда, получится со второго или третьего. При сильном желании и старании, постоянно практикуясь, будете делать это как профи. После того, как почувствуете в себе силы, пробуйте растирать карандаш на полноценном рисунке. Повторюсь, красота и правильность затирания будет зависеть еще и от карандаша, которым рисунок или линии будут нарисованы.

Мораль сей статьи такова, только вам, как художнику решать, пользоваться такой техникой рисования или нет, признавать ее или отрицать. Только не спешите делать выводы, пока не попробуете. Импровизируйте и творите, миру нужны таланты.

А вы используете в своих рисунках растушевку или считаете бесполезной мазней?

Источник

Растушевка. Нужна ли она в рисунке. Как не испортить рисунок

Когда я составлял план тем для статей, то в статье про растушевку планировал описать процесс растирания и размазывание грифеля по бумаге пальцем или бумажкой. Но на днях я узнал, что есть специальные палочки для растушевки. Не знаю почему, но очень сильно удивился такому инструменту.

Сделаны они из спрессованной бумаги, продаются в художественных магазинах, имеют разный размер. В моем городе на глаза не попадались. К сожалению у меня растушевки нет и подробно описать и рассказать про её работу не смогу. В ближайшее время обойду художественные магазины своего города, найду, куплю, поработаю с ней и поделюсь своими впечатлениями с вами.

Теперь про растирания бумажкой или пальцем. Есть у меня работы, которые я испортил растушевкой. С одной стороны это не сложно, взял бумажку или палец и три пока не появиться плавный тональный переход. С другой стороны, одно неверное движение и то поплыл в другую сторону или превратился в пятно.

Вот пример. Нарисовал и начал растирать, думал что сейчас сглажу штрихи и получиться фото реализм. Фигу. Портрет покрылся пятнами. Эту фотографию я сделал после того как 40 минут пытался клячкой убрать темные пятна и выровнять тон. Получилось так себе. Не получилось в общем.

Портрет был испорчен. Я нарисовал другой. О немного не закончен, но выглядит получше первого варианта.

Такой прием как растушевка, Часто используют в направлении фото реализма. Когда надо нарисовать портрет максимально похожий на фотографию. Для этого и делают гладкие переходы между тонами. Выглядит это красиво, если это работа опытного художник, умеющий растушевывать. Но всё-таки я считаю этот прием неким лайфаком для начинающих художников. Для тех у кого не получается четко и красиво накладывать штриховку.

Подведем итог. Растушевка не такая и простая техника, как кажется на первый взгляд. Но для начинающих, увлекаться ей не стоит. Делайте упор на штриховку, а только потом переходите к тушевке и растушевку.

В следующей статье опишу свои практические занятия связанные с постановкой руки. Маленькие упражнения для поддержания мышц вашей кисти в форме.

Источник

Тушевка. Как выполнить тушевку правильно

При написании этой статьи я постарался максимально подробно изучить тему тушевки. И понял что все мои рисунки, на данный момент, я не штриховал, а тушевал. Вот смотрите. Моя цель, научиться рисовать портреты. Первое, что я хочу сделать, это нарисовать портрет своей любимой жене.

Недолго побродив по интернету, я наткнулся на курс, где учат рисовать портреты. Не буду говорить что за курс и кто автор. Скажу, что курс хороший, и благодаря ему, у меня что-то получается рисовать. Обучение в этом курсе было упрощено благодаря тушевке. Весь объем портрета, пейзажа или чего-нибудь еще, показывался тушевкой.

Никогда не скажу, что это плохо, новичку в рисовании тушевать, а не штриховать. Но опытные художники говорят обратное. Если начать обучение с применением тушевки, то вы рискуете не разобраться в форме предмета и размыть его. Короче, не увлекайтесь, старайтесь больше штриховать.

Все, кто читает эту статью, знаю что такое тушевка и как она наноситься. Но всё же повторю ещё раз. Когда вы растираете карандаш по бумаге, это и будет тушевка. Получается некий градиент, переход от темного участка к светлому и наоборот. При это всё заполняется цветом и не остается никакой мелкой сетки, как у штриховки.

Как правило, тушуют боковой частью грифеля, для увеличения площади соприкосновения с бумагой. При этом карандаш почти лежит на бумаге. Вот почему карандаши надо затачивать так, как я это делал в этой статье .

Для тушевке лучше использовать мягкие карандаши. Тверже 2В я не беру. В основном рисую 4В,6В и 8В. Посмотрите статью про мои карандаши те, кто ещё её не видел.

Для штриховке наоборот, надо брать карандаши потверже. Явный их плюс, медленно стачиваются. Но такой же явный минус, это бледные, не яркие штрихи. Мягким карандашом тоже можно штриховать. Он даст яркие штрихи, но из-за мягкого грифеля, очень быстро стачивается. Тонкие, аккуратные штрихи превращаются в жирные и бледные линии. По этому я советую перед рисованием иметь под рукой несколько заточенных мягких карандашей.

Про тушевку пока всё. Я не раз ещё к этой теме буду возвращаться, так как это основной прием в моих работах. А в следующей статье речь пойдет о растушевке. Что это такое, и нужна ли она в рисунке.

Источник

Оцените статью