Работа педагог изо рисования

Обязанности и неочевидные задачи учителя ИЗО, которые меняют жизни детей к лучшему

Цель учителя ИЗО — помочь ученикам увидеть красоту в себе, в окружающем мире и в произведениях искусства, развить визуально-пространственное мышление, привить хороший вкус. Кроме того, благодаря хорошему педагогу дети учатся самовыражению через рисунки, а это может хорошо повлиять и на их развитие, и на поведение.

Но обязанности учителя ИЗО этим не ограничиваются. Эта профессия гораздо более важна, чем принято думать.

Должностная инструкция учителя ИЗО

Сразу заметим: сейчас в школах действует ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Если вы не изучали детально этот стандарт и не знаете, как работать по новым правилам, рекомендуем пройти переподготовку на учителя ИЗО с изучением требований ФГОС . Дело в том, что знание и соблюдение требований ФГОС часто входит в должностную инструкцию учителя.

850 часов (7 мес.)

Квалификация: Учитель ИЗО (изобразительного искусства) и технологии

108 часов (1.5 мес.)

Согласно образовательному стандарту, в список обязанностей преподавателя ИЗО входит:

Обучение и воспитание учеников с учетом их возраста, особенностей характера и специфики дисциплины ИЗО.

Поддержание уровня подготовки, установленного стандартом.

Формирование общей культуры личности и помощь в социализации детей.

Создание календарно-тематического плана работы учителя ИЗО в соответствии с возрастом, уровнем подготовки учеников. Для каждой параллели готовят отдельный план. В него следует включать разные технологии, методы и приемы обучения — в том числе стремиться к тому, чтобы ученики активно участвовали в уроках, учились работать в группах.

Разработка учебной программы и следование ей.

Организация проектной и исследовательской работы учеников. Цель — научить детей самостоятельно искать, структурировать и анализировать информацию.

Оценка работ учеников. Сейчас успеваемость все чаще контролируют с помощью электронных журналов — педагогу нужно научиться ими пользоваться.

Замена отсутствующих учителей по распоряжению администрации школы.

Получение новых знаний. Можно изучать пособия для учителей ИЗО , проходить курсы повышения квалификации, делиться опытом с коллегами, посещать семинары и конференции.

Участие в педсоветах, родительских собраниях (при необходимости), внеклассных мероприятиях и пр.

Дежурство по школе.

Организация кружков, выставок, творческих мероприятий. Помощь в оформлении стенгазет.

На уроках учитель ИЗО должен помогать детям сформировать визуально-пространственное мышление, разобраться в жанрах и истории художественного искусства, научиться оценивать произведения и работать в нескольких жанрах и с использованием разных инструментов (гуашь, акварель, пастель и пр.) Кроме того, в его задачи входит воспитание уважения к своей стране и ее культурному наследию.

620 часов (6 мес.)

Квалификация: Учитель изобразительного искусства и черчения

850 часов (7 мес.)

Квалификация: Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

Специфика профессии и задачи учителя

Дети любят фантазировать, а ИЗО — одна из тех редких дисциплин, которая позволяет это делать и заодно воплощать воображаемые чудеса на листе бумаги. Чуткий, опытный учитель знает, как помочь ребенку выразить свои мысли, опасения, надежды и мечты через рисунок. Он вдохновляет, помогает ощутить внутреннюю свободу, перебороть страх «у меня не получится» и укрепить уверенность ученика в себе самом. Это оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, на его способность чувствовать красоту. Хороший художественный вкус пригодится ему в жизни бессчетное количество раз — при выборе одежды, просмотре спектаклей и фильмов, подборе материалов для обустройства дома и пр.

Если учитель хочет добиться именно такого результата — помочь ребенку ощутить внутреннюю свободу, развить талант и отличный вкус, он может:

Оборудовать кабинет так, чтобы он вдохновлял детей и помогал им переключиться на творческую работу.

Выстроить доверительные отношения с учениками и объяснить им: уроки ИЗО нужны не только для того, чтобы научиться рисовать.

Научить детей примерять на себя роли автора работы и зрителя. Не только дать им критерии оценки произведения искусства, но и объяснить, как критиковать правильно. Умение представить себя в роли другого человека очень пригодится детям в дальнейшей жизни.

«Рекламировать» детские работы — демонстрировать их в стенгазетах, на выставках, конкурсах, творческих мероприятиях. Это поможет поднять авторитет учеников-авторов работ в классе и во всей школе.

Уметь почувствовать момент, когда рисование становится отдушиной для ученика. Особенно часто это проявляется в подростковом возрасте. Задача учителя — дать ребенку знание техник, материалов и инструментов, которое поможет ему выразить себя в картине.

Для всего этого есть приемы и методики, которым можно обучиться — но без чуткости, тактичности, любви к детям успеха не будет. Если эти черты у вас есть, дело за малым — пройти обучение.

Где получить образование на учителя ИЗО

Выбор программ зависит от вашей специализации. Если у вас уже есть образование, но по другому профилю, вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки на учителя изобразительного искусства по ФГОС . Если вы уже обучаете детей ИЗО и хотите углубить свои знания и освоить новые методики, пройдите курсы повышения квалификации . Ознакомьтесь также с другими нашими программами , чтобы выбрать самую подходящую.

Согласно профстандарту , при приеме на работу учителя ИЗО требований к стажу не предъявляется. Это значит, что вы сможете начать работать сразу после окончания учебы. По результатам обучения на учителя рисования в УрИПКиП вы получите либо удостоверение о повышении квалификации , либо диплом о профессиональной переподготовке — документы подойдут в том числе для поступления на работу в школу.

Источник

Учитель рисования: особенности и обучение

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

В классификаторе профессий учитель рисования относится к разделу «Образование и наука». Этот специалист может работать в общеобразовательных школах, ССУЗах, учреждениях дополнительного образования. Его задача – преподать детям основы изобразительной грамоты, научить рисовать в меру возможностей каждого.

Описание

Сразу стоит отметить, что умение хорошо рисовать, определенный багаж знаний за спиной (например, художественная школа) – еще не показатель того, что человек может стать хорошим учителем. Даже обучение в ВУЗе по этому профилю не является гарантией того, что у человека сложится педагогическая карьера.

Не зря преподавание считают призванием и учитель рисования – это не исключение.

С одной стороны, сказать о профессиональной востребованности учителей ИЗО – значит обрисовать не самую радужную картину. В средних школах сокращаются часы изобразительного искусства и черчения, что затрудняет возможность набрать часы на ставку в одном учреждении образования. С другой стороны, открывается множество частных образовательных центров, школ детского развития и прочих площадок, где преподаватели изобразительного искусства могут профессионально реализоваться.

Чтобы стать учителем рисования, нужно иметь высшее профессиональное образование или средне-специальное профильное образование. Учитель ИЗО находится в подчинении у директора образовательного учреждения, руководствуется в своей профессиональной деятельности Конституцией страны, Законом об образовании, а также должностной инструкцией учителя изобразительного искусства в школе.

Как любой другой педагог, он не просто ведет уроки, но и участвует во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, акции), может быть классным руководителем. Нередко учителям ИЗО приходится работать по совместительству: чтобы набрать оптимальное количество часов, зачастую они работают в школе и, например, в Доме детского творчества. Или же дополнительно учитель ИЗО ведет в школе черчение, занимается кружковой работой.

Должностные обязанности

Перед тем как задуматься о выборе этой профессии, узнайте, чем вам придется заниматься. Речь идет не только об обучении и воспитании учащихся, хотя это, безусловно, базовые должностные обязанности.

К другим должностным обязанностям в школе относят:

  • обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям Госстандарта;
  • формирование общей культуры личности и социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
  • планирование и осуществление учебного процесса сообразно образовательной программе школы;
  • организация самостоятельной деятельности ребят, в том числе проектной и исследовательской;
  • ведение учебной документации в установленном порядке;
  • соблюдение прав и свобод учащихся;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;
  • дежурство в школе согласно графику, участие в педагогических советах, собраниях, семинарах, конференциях;
  • изготовление и использование дидактического материала, наглядных пособий;
  • организация участия ребят в предметных конкурсах, выставках, фестивалях, внутришкольных мероприятиях;
  • осуществление межпредметных связей в процессе преподавания.

Кроме того, учитель отвечает и за паспортизацию собственного кабинета, и за проведение предписанных инструктажей.

Учитель ИЗО – это педагог, в «ведомстве» которого находятся предметы и, возможно, кружковые направления эстетического цикла. А значит, у этого предметника есть особая педагогическая миссия. Он должен формировать основы художественной культуры у ребенка, развивать эстетическое и эмоционально-ценностное восприятие мира, развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение. Должен учитель и прививать художественный вкус.

Наверное, одной из главных задач педагога является развитие потребности ребенка в общении с контекстом изобразительного искусства. Именно этот педагог может делать так, чтобы для ученика соприкосновение с искусством было личностно-значимой ценностью. Не все ребята смогут действительно хорошо научиться рисовать, но все должны погрузиться в этот опыт, попробовать свои силы. Но даже не рисование – главная цель преподавания, а другое, эмоционально-художественное осмысление мира, с которым можно познакомить ребенка.

Требования

К учителю ИЗО выдвигается немало профессиональных требований. Но и личностные качества важны для человека этой профессии.

Учитель должен уметь работать с документацией и отслеживать предписания нормативных документов. Он должен быть знаком с приоритетными направлениями и перспективами развития педагогической науки своей страны.

Кроме того, учитель рисования должен:

  • знать методику преподавания своего предмета и воспитательной работы;
  • вовлекать в практический опыт современные педагогические технологии;
  • знать педагогику, основы детской физиологии и психологии;
  • уметь работать с ПК, принтером, проектором, текстовыми редакторами, презентациями, браузерами;
  • поддерживать дисциплину в классе;
  • быть готовым к проведению интегрированных занятий.

Безусловно, сегодня учитель должен заниматься и самообразованием. Только такое непрерывное саморазвитие может позволять ему не просто оставаться в профессии, но и соответствовать актуальному образовательному запросу.

Личные качества

Одно из главных качеств, которые должны быть у человека, желающего связать жизнь с педагогикой, это эмпатия. Способность к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, почувствовать его и помочь, очень важна для учителя.

А еще хорошо, если преподаватель ИЗО обладает следующими качествами:

  • инициативность – без этого творческий процесс в школе представить сложно;
  • тактичность – помогает разрешать острые конфликты и избегать их;
  • внимательность – нужно видеть каждого ребенка на уроке;
  • отзывчивость – одно из базовых качеств педагога, авторитетного для детей и коллектива;
  • организованность – без нее сложно разобраться с большим количеством документации, текущих конкурсов, а также создавать интересные уроки в таком режиме.

Тяжело будет в школе людям, которые не привыкли работать в режиме многозадачности, боятся критики и не умеют находить общий язык с детьми.

Права и ответственность

Основная ответственность – жизнь и здоровье детей. Занятия должны быть организованы так, чтобы этому ничего не угрожало. Ответственен учитель за качество своей работы, за соответствие учебной программе и целям образовательного учреждения. Состояние кабинета, сохранность мебели, демонстрационного материала, техсредств в кабинете – тоже в зоне ответственности педагога. Учитель рисования имеет право составлять авторские планы-конспекты уроков, использовать различные формы, приемы, технологии и методики, которые позволяют эффективно объяснить программный материал.

Также учитель имеет право:

  • давать ребятам распоряжения по сохранению дисциплины в классе;
  • вносить предложения по оптимизации условий учебного процесса в классе ИЗО;
  • претендовать на повышение квалификации;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • на поощрения;
  • на социальные льготы и то, что полагается специалисту по контракту (сокращенная рабочая неделя, удлиненный отпуск, социальные гарантии, пенсия по выслуге лет и т. д.).

Имеет право рядовой педагог и на управление образовательным учреждением в той мере, в которой предполагает это Устав. Это значит, что учитель может участвовать в принятии коллективных решений, выдвигать собственные идеи в интересах школы и учебного процесса и т. д.

Как получить образование?

Весомый плюс, если еще в школьные годы будущий учитель получил образование в художественной школе. Далее он может поступать либо сразу в ВУЗ (государственный или коммерческий), либо учиться в педагогическом колледже, где дополнительной специализацией может быть «Учитель изобразительного искусства» или «Руководитель кружка изобразительного искусства». Впоследствии получив средне-специальное образование, молодой педагог может продолжить специализацию в ВУЗе на сокращенном сроке обучения.

Стать учителем рисования не так сложно: проходные баллы в ВУЗ не самые высокие. Это образование доступно для детей, которые не смогли поступить, например, на «Дизайн», но не хотят терять время и решают подать документы в педвуз.

Зарегистрировавшись в налоговых органах как репетитор, учитель рисования может давать частные занятия на дому. Так сегодня учат ребят, которые по разным причинам не могут посещать художественные школы и студии.

Источник

Читайте также:  Рисование губками для посуды 2 младшая
Оцените статью