Работа натюрморт с пастелью

Натюрморт пастелью: описание технологии, особенности

Очень часто начинающие художники не могут определиться с материалом. Зачастую выбор стоит между акварелью и маслом. Однако есть еще одна группа художественных материалов – «мягкие». К ней относится пастель. Этот материал приятный и простой в работе.

Рисунки пастелью

Натюрморт является наиболее искусственным жанром, как в живописи, так и в графике. В данном случае выбор и расположение всех объектов определяется не реальной обстановкой, а самой композицией и ее требованиями.

Однако натюрморт пастелью вовсе не должен передавать реальность, для этого существуют фотографии. Художник способен и имеет право на свои собственные фантазии и оригинальное изображение предметов, благодаря чему и создаются работы, похожие на сон. Мастер выстраивает тональность, пытаясь найти гармонию в своем рисунке.

История пастели

Историю пастели начинается в 15 века. Об этом материале есть упоминания в трудах Леонардо да Винчи. Однако само французское слово начали употреблять гораздо позже – в середине 17 века. В переводе с латинского оно обозначает «паста». Более светлые оттенки получились путем перетирания чистых пигментов с мелом. Именно отсюда пошло всем известное слово «пастельный».

Этот материал активно использовали художники эпохи Возрождения и представители Нового времени (Энгр, Джон Рассел и многие другие). Позже техника стала популярной и среди импрессионистов. Пастелью писали Пьер Боннар, Эдгар Дега и многие другие.

Какая бывает пастель для рисования

  • Масляные. Выбирать их лучше всего при наличии определенных навыков, ведь подкорректировать уже нарисованное достаточно проблематично.
  • Сухие мелки являются наиболее оптимальным вариантом для начинающих художников. Их легко растушевывать, стирать ластиком и перекрывать другим цветом. С помощью этого материала у новичков получаются прекрасные натюрморты пастелью с фруктами.
  • Восковые краски ложатся красивым глянцевым слоем, однако работать с ними не просто, поскольку они не растушевываются.
Читайте также:  Техника рисования акриловыми краска

Сочетать в одной работе несколько видов мелков не принято. А новичкам, как и говорилось выше, лучше всего остановить свой выбор на сухих пастельных мелках.

В работе необходимо бережно относиться к готовому рисунку и самим мелкам. Сухая пастель прекрасно подходит для изображения этюдов, быстрых набросков или длительных постановок. Благодаря всем своим свойствам, сухие мелки прекрасно подходят для любителей экспрессии и длительных кропотливых прорисовок.

Единственным минусом данного материала является то, что он требует особых условий хранения готовых работ. Существуют правила, которые должен соблюдать каждый художник:

  1. Чтобы натюрморт пастелью со временем не осыпался, его необходимо вскрыть специальным фиксатором.
  2. Картины следует беречь от солнечных лучей.
  3. Готовые работы хранят в отдельной папке, прокладывая между ними кальку.

Необходимые материалы и инструменты

Перед созданием натюрморта пастелью, лист необходимо расположить вертикально или под наклоном. Именно в таком положении удобнее всего переносить линии с натуры и оценивать общую картину. Поэтому стоит обзавестись планшетом или мольбертом, который можно опереть о спинку стула или стол.

Продемонстрировать максимальные возможности пастельных мелков можно лишь, используя специальную тонированную рифленую бумагу. Более того, в специализированных магазинах стоит приобрести специальные альбомы, в которых находится бумага нескольких оттенков, между листами которой помещены листы кальки.

Качественная пастель никогда не будет дешевой. Но при рациональном использовании одного набора хватит надолго. При этом не стоит гнаться за большим количеством цветов: 12-14 будет достаточно.

Выбирая подходящий для себя материал, нужно обратить внимание на то, как он ложится на бумагу (слой должен быть бархатистым, при этом на бумаге не должны оставаться мелкие крошки).

В работе можно использовать плоские кисти или губку – все зависит от собственных предпочтений. Однако на начальном этапе стоит поработать пальцами. Благодаря такому приему удастся лучше прочувствовать материал и понять, как лучше всего добиться того или иного эффекта.

Натюрморты, нарисованные пастелью, нужно обязательно вскрывать специальным лаком. Однако, при его отсутствии, альтернативой может служить лак для волос. Распылитель при нанесении располагают на расстоянии около 30-40 см от картины.

Особенности техники

Главное, что нужно уметь в такой работе — это видеть цвета. Выполняя рисунок с натуры, следует понимать, как одни предметы отбрасывают тени на другие. Необходимо использовать различные оттенки, а не слепо закрашивать предмет от одного края до другого одним цветом.

Отдельное внимание стоит уделить направлению штрихов. Их накладывают не произвольно, а по форме предмета. Так все элементы получается более объемным. Большие участки одного цвета удобнее всего покрывать, располагая мелки плашмя.

Над рисунком необходимо всегда работать равномерно. Не стоит браться за изображение какого-либо одного предмета. Первым делом покрывают все светлые места, затем – все темные, в конце выделяют блики и активные акценты.

Преимущества сухой пастели при выполнении натюрмортов

Зачастую сухую пастель выпускают в виде специальных карандашей или мелков. Она позволяет создавать достаточно толстые мазки. Натюрморт сухой пастелью получается с более изящной структурой. Более того, цвета можно достаточно быстро растушевать или разбавить другими оттенками.

Натюрморты масляной пастелью

Масляная пастель позволяет добиться особенно ярких цветов и акцентов. Этот материал отличается своей «мягкостью», он немного «жирноват». Работать им очень легко и приятно, однако можно увлечься, позабыв о форме предметов и их объеме. Поэтому знакомиться с масляной пастелью нужно после того, как будут освоены сухие пастельные мелки.

Натюрморт пастелью поэтапно

Любую работу начинают рисовать так, будто все предметы прозрачны. Такой способ поможет получить представление о форме каждого предмета и об их расположении по отношению друг к другу.

Более того, лучше всего использовать дополнительные горизонтальные и вертикальные линии, которые помогут изображать симметричные предметы правильной формы.

Применение цветов и тонов

Данный этап работы подразумевает зарисовку фона. Выполняя это, необходимо смягчать текстуру пастели и смешивать цвета, делая переход более гладким. Для этих целей используют ткань или растушевку.

И хотя натюрморт начинают рисовать с ближних объектов, однако этот процесс можно начать с конца. Таким образом улучшаются точность и резкость работы. Изображая объекты на готовом фоне, можно избежать пробелов между фоном и объектом.

Проработка второстепенных объектов

После того как фон и основные объекты будут закрашены, нужно переходить к работе с второстепенными предметами. Нужно не забывать про белые блики и сглаживание грубой текстуры с помощью ткани и растушевки. Перед применением цвета нужно наметить участки теней на каждом из объектов.

Когда все цвета, оттенки, тени и блики будут готовы, необходимо отдельно поработать над гармоничной сбалансированностью цветов и контрастов – таким образом удастся повысить выразительность восприятия натюрморта. Это можно сделать благодаря увеличению контрастности тонов фона и объектов на переднем плане. Все объекты должны быть на одном уровне контраста.

Завершая натюрморт пастелью, нужно увеличить тональные контрасты на более светлых предметах. Это можно сделать с помощью резких потемнений и теней, расположенных на этих объектах.

Для создания самых темных областей можно использовать всевозможные оттенки красного, синего, коричневого и темно-зеленого. В то время как для создания бликов используют небольшие участки белого цвета.

Помимо этого, на завершающем этапе нужно воспользоваться черным цветом, с его помощью можно углубить самые темные участки. Черный цвет используют на последнем этапе из-за того, что он всегда пересиливает яркость и свежесть других оттенков.

Создавая натюрморт пастелью, начинающие художники часто соврешют ошибку: занижают контраст оттенков. Это получается в результате смешивания нескольких цветов. Чтобы такого не произошло, перед смешиванием увеличивают различие светлых и темных тонов. Благодаря такому приему потери контраста после смешивания компенсируются.

Как хранить или перемещать готовую работу

Готовые работы можно хранить разными способами. Если картина не будет нигде зафиксирована, тогда необходимо подобрать скользящую бумагу и завернуть в нее рисунок. Однако нужно проверить, весь ли малярный скотч и изгибы оказались на обратной стороне картины.

Если есть желание поместить готовую работу под стекло, то сделать это не так просто, как другие картины. Прежде всего работу ограничивают рамкой. Это нужно для того, чтобы изображение никто не смог размазать пальцами. Более того, рамка и стекло уберегут работу от опадания лишней пастельной пыли.

Пастель является благородным материалом. Все недостатки мастерства можно с легкостью скрыть с помощью эффектной готовой работы. Каждый начинающий художник может с легкостью найти свой особый стиль и манеру изображения объектов, создавая натюрморт. Рисунки пастелью прекрасно вписываются в любой интерьер.

Источник

Простой натюрморт в технике сухая пастель

Друзья, в этом мастер-классе я хочу показать, как легко делать постановки из подручных средств и какие яркие натюрморты у вас могут получиться.
Я сделала простую постановку на стуле из трех яблок, лимона и тарелки. В качестве фона использовала бумагу для декорирования цветочных букетов. Очень важно правильно подобрать цвета и предметы. Если ваш натюрморт получился холодным, в нем должно быть хоть одно теплое пятно, иначе он будет не интересен, и наоборот – если ваш натюрморт теплый, постарайтесь немного «охладить» его.
У меня много теплых цветов и оттенков: от красного до желтого, даже зеленая бумага у меня больше теплая, нежели холодная, поэтому я взяла тарелку баклажанового цвета и тем самым уровняла композицию в цветовом плане. Фиолетовый – это сложный цвет, с ним надо быть осторожным как в работе, как и в жизни, но здесь он подошел идеально.

Так же следите за тем, чтобы предметы на вашем натюрморте не вырывались вперед или вверх, все должно быть гармонично. Чаще рассматривайте натюрморты признанных мастеров, вы увидите как хорошо, как точно и ловко скомпонованы у них предметы.

Очень важно освещение в натюрморте! Постарайтесь поставить светильник так, чтобы вы четко различали свет и тень. На этой фотографии лампа располагается сбоку, но после разметки предметов я решила переместить ее на спинку стула.

Подготовьте своё рабочее место. Вам должно быть удобно, все материалы расположены под рукой, вы никуда не тянитесь и сидите ровно.


Итак, приступим. Вам понадобится: плоскость, на которой вы сделаете постановку, она может быть ниже или на уровне глаз, желательно, чтобы драпировка была закреплена в двух плоскостях (дабы создать фон сзади), если постановка находится на уровне глаз. Пастель, белый пастельный карандаш (для эскиза), лист бумаги для пастели, лак для волос (или раствор сахара с водой в пропорции на 0,5 литра воды 3-4 столовые ложки сахара и пульверизатор).
Так как пастель осыпается и работать на мольберте неудобно, я сфотографировала постановку так, как если бы сидела и пересела за стол. Но если вы работаете масляной или восковой пастелью, то можете рисовать на листе находящимся в вертикальном положении.

Эскиз. Здесь закладывается фундамент, мы должны правильно скомпоновать предметы, для этого следим за их соотношением относительно друг друга и плоскости. Если вы новичок, то старайтесь вписать предметы в геометрическую форму – этим вы упростите себе работу.
После того, как эскиз завершен, я наложила первые цвета, начала с драпировки. Я работала грубым штрихом, где-то боковой частью мелка. На этом этапе в нашу задачу входить только обозначение основных цветов, потом драпировка заиграет новыми красками, когда мы будем прорисовывать светлые и темные части, рефлексы от предметов. Драпировку я растушевала широкой синтетической кистью, для того, чтоб тон бумаги проступал менее явно там, где это не нужно.


После этого я наметила контуры предметов, тени. Пастель требует от нас немного изменять цвета, делать натуру более контрастной, в этом ее прелесть, поэтому не бойтесь ярких цветов!

Далее я продолжаю работу над драпировкой, обозначаю свет, тень и рефлексы. Делаю это перекрестным или ровным штрихом.

Так же штрихуя тарелку, обозначаю блики, выделяю те места, где будут более явные тени.

Далее растушевываю пастель там, где это требуется. Обратите внимание на тарелку, штрих там был очень легким. Блик у нас не только белый, в нем есть и немного светло-голубого, чтобы тарелка выделялась, мы должны передать не только форму, но и все цвета, все тени, весь свет, правильно обозначить блики – они идут по форме и всегда подчеркивают ее.
Тем же легким штрихом проработала первое яблоко, тень обозначила коричневым, а падающую тень от яблока темно-фиолетовым. Мне не хотелось часто пользоваться черной пастелью, ведь моя задача была нарисовать яркий натюрморт и здесь черный может загубить композицию, поэтому с ним надо быть очень осторожным!


В проработке фруктов и любых других предметов, помните о рефлексах, которые может отбрасывать драпировка или сама тарелка. Рефлекс — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.

Боковой частью мелка я продолжаю прорабатывать драпировку, обозначаю тень и свет. Так как мы стараемся работать слева направо и сверху вниз, то каждый объект мы выделяем постепенно.

Самый последний объект – лимон, тень от него. На завершающем этапе работы обойдите от нее, внимательно ее рассмотрите, походите вокруг, дополните ее цветом там, где это необходимо, не бойтесь экспериментов, цветов, которые, казалось бы, не найдете в натуре. Созерцание – ваш помощник.

Источник

Оцените статью