- Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет
- Artyom Zelenov
- Рисование, танцы, гончарное дело и другие виды искусства используют для коррекции ментальных проблем: арт-терапия помогает справиться с сильными эмоциями и пережить опыт, который тяжело передать словами, например попытку суицида. Но далеко не все психотерапевты признают ее как самостоятельную школу терапии. T&P разбираются, можно ли улучшить психологическое здоровье с помощью искусства, кому противопоказана арт-терапия и как использовать рисование в более консервативных подходах к лечению.
- История
- Метод
- Кому нужна арт-терапия?
- Личный опыт
- Эффективность
- Можно ли самому?
- Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»
Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет
Artyom Zelenov
Рисование, танцы, гончарное дело и другие виды искусства используют для коррекции ментальных проблем: арт-терапия помогает справиться с сильными эмоциями и пережить опыт, который тяжело передать словами, например попытку суицида. Но далеко не все психотерапевты признают ее как самостоятельную школу терапии. T&P разбираются, можно ли улучшить психологическое здоровье с помощью искусства, кому противопоказана арт-терапия и как использовать рисование в более консервативных подходах к лечению.
История
В 1938 году британский врач и художник Адриан Хилл лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. Параллельно с основными процедурами Хилл рисовал окружающие его пейзажи и обнаружил, что творчество здóрово отвлекает от болезни и улучшает настроение. В следующем году его пригласили преподавать рисунок и живопись другим пациентам Мидхерста — среди них было много солдат, вернувшихся с войны. Занятия заметно помогали снизить их психологическое напряжение. Термин «арт-терапия» Хилл придумал в 1942 году, а позже описал свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезней». Споры вокруг этого метода не стихают до сих пор.
Например, его американская последовательница Эдит Крамер, большая поклонница фрейдовской идеи о сублимации (защитном механизме, который трансформирует разрушительные желания и импульсы во позитивное и социально полезное), считала, что процесс творчества способен исцелять сам по себе. Свои догадки она подтверждала в Уилтвикской школе для трудных подростков, где и получила звание арт-терапевта. Сторонники такого подхода утверждают, что
творчество помогает прожить и выразить внутриличностные конфликты, а терапевт должен мотивировать клиентов доверять интуиции, исследовать свои творения и, соответственно, самих себя.
Другая американская специалистка, Маргарет Наумбург, напротив, утверждала, что творческий процесс в терапии лишь инструмент, а не панацея и самоцель. При таком подходе рисунки (и другие виды творчества) используются скорее как дополнительный способ диагностики.
Источник: Benjavisa / istockphoto.com
Метод
В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в , нарисованное самим клиентом сказочное существо.
«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.
Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.
Кому нужна арт-терапия?
Арт-терапия может стать выходом для тех, кто не желает посещать традиционного психотерапевта — например, для подростков, столкнувшихся с кризисом переходного возраста. Или людей, переживших опыт, который тяжело передать словами, например попытку суицида. Суицидолог Дэвид Уэбб, который и сам пытался покончить с собой, считает, что взвешенные, рациональные высказывания не подходят для разговора на эту тему: «Чтобы сломать стигму вокруг суицида, нам необходимо обратить внимание на очень личный, субъективный, иногда иррациональный и парадоксальный, поэтичный и мистический (для кого-то пугающий) язык людей, напрямую столкнувшихся с этим опытом».
Арт-терапия полезна и для людей, столкнувшихся с хроническими болями или серьезной болезнью. Исследование 2018 года показало, что половине из 200 госпитализированных испытуемых арт-терапия помогла значительно снизить уровень боли и тревоги, а также улучшила настроение.
«Когда люди постоянно чувствуют боль, они нередко думают, что теряют контроль над собой. Словно боль диктует им, что можно делать, а что нет. Практика арт-терапии помогает вернуть чувство власти над своим телом через самовыражение и создание чего-то уникального», —
рассказывает Келси Скерпен, арт-терапевт массачусетской больницы общего профиля.
Арт-терапия также помогает исследовать состояние физического и ментального здоровья. Нарисовав боль, можно проанализировать, как она влияет на настроение и повседневную жизнь. Англичанин Гэри Моллой уже больше 20 лет живет с биполярным расстройством и признается, что рисование помогает ему чувствовать себя стабильно: «Я постоянно сталкиваюсь с радикальными перепадами настроения. Рисование помогает от этого отвлечься».
Источник: Benjavisa / istockphoto.com
Личный опыт
Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.
Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.
Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.
Весь страх ушел. Эффект был практически мгновенный, и это взорвало мне голову», —
В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а просто не буду этого делать», — говорит Владислав.
При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.
Эффективность
Обзор рандомизированных контролируемых клинических исследований арт-терапии, опубликованный в 2014 году, показывает, что арт-терапия может быть полезна для широкого круга людей, справляющихся с сильными эмоциями, например ветеранов войн и заключенных. Исключение — люди с шизофренией.
Разыгрина отмечает, что эффективность арт-терапии, как и других методик, зависит от того, насколько уместно и корректно ее используют: «Неумелая терапия может усугубить внутренний конфликт. Показать проблему, но не объяснить, что с ней делать. Хотя
по сравнению со многими другими направлениями арт-терапия — довольно безопасный и даже нежный метод».
В другом исследовании 2015 год опрошенные клиенты арт-терапевтов рассказали, что сеансы научили их фокусироваться на настоящем моменте (к чему стремятся и практики осознанности), чувствовать связь между эмоциями и телесными реакциями, укрепили чувство собственного «я». Творчество позволило им анализировать сложные комплексы ощущений (например, изобразив их все на одном листе бумаги) и улучшить навык самоконтроля с помощью наглядной визуализации своего настроения и чувств. В общем, холст (или любой другой медиум) становится настоящим полем экспериментов для тех, кто пока не разобрался со своими эмоциями.
Источник: Benjavisa / istockphoto.com
Можно ли самому?
В интернете можно найти множество онлайн-уроков и по . Ничто из этого не заменит сеансы у квалифицированного специалиста, но уж точно не навредит и с большой вероятностью поможет снизить тревогу, узнать немного больше о себе, выплеснуть негативные эмоции, повысить самооценку и просто порадоваться (как известно, творчество стимулирует выброс дофамина).
Не обязательно рисовать, если вас к этому не тянет. Сделайте коллаж из любимых стихов, коробочку «заботы о себе» (положите туда все, что поднимает вам настроение), запишитесь на курсы гончарного мастерства, купите антистресс-раскраску. В конце концов, многочисленные психологи отмечают, что само наличие хобби может заметно улучшить качество жизни.
Источник
Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»
Ольга Сазонова
Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»
Арт-терапия – ИЗО
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми
дошкольного возраста.
Педагог-психолог Сазонова О. М.
Арт-терапия. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей, развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем, называется АРТ-ТЕРАПИЯ.
Арт-терапия — естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Создание системы работы по развитию у детей творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс техник нетрадиционного рисования.
• Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом
• Познакомить детей с различной техникой: рисование пальчиками, мыльными пузырями, кусочками поролона и др.
• Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.
Развивать способности,заложенные в каждом ребенке:
• Активизировать интерес к рисованию.
• Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Тип проекта: краткосрочный (две недели).
•Сформированность у детей:
• навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом;
• развитие мелкой моторики рук;
• повышение уровня воображения;
• эмоциональной отзывчивости к окружающему миру
• Реализация проекта поможет детям творчески подходить к
видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Предварительная работа:
• сбор информации, работа с методической литературой;
• проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми;
• составление плана работы над проектом;
• подготовка консультаций для родителей и педагогов.
Продукт проектной деятельности:
Конспекты занятий художественного эстетического цикла:
— Рисуем пальчиками «Дождик»
— рисование мыльными пузырями «Одуванчики»;
— рисование техникой кляксография «Мы — волшебники» «Лето».
Мастер-класс для родителей: Мастер-класс рисование смятой бумагой «На полянке»
Мастер-класс для педагогов: «Рисование песком».
Консультации для педагогов: «Арт-терапия»
Консультации для родителей:
«Рисование нетрадиционными способами»;
«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»
Развлечения: «Праздник мыльных пузырей»
Схема реализации проекта:
Формы и методы работы:
• чтение художественного слова и т. д.
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
• создание проблемной ситуации;
Этапы работы над проектом:
Подготовительный (I неделя)
• Подбор методической литературы;
• Составление планов работы.
Практический (IIнеделя)
Обеспечение условий для реализации проекта:
• просвещение педагогов и родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования
• разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
• Обработка результатов в ходе реализации проекта;
К концу реализации проекта дети:
• проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;
• видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;
• умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования
• начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь тому, кто нуждается в их участии, им важно почувствовать себя значимыми;
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками, ладошками (при создании условий – ступнями);
• оттиск печатками из картофеля, пробок, ластиков, расчесок;
• рисование поролоном;
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• рисование мятой бумагой;
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование песком (с подсветкой и без);
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой и без приспособлений;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная, пейзажная и на стекле;
• рисование нитками;
• подогретыми восковыми мелками;
• мелом и жидким крахмалом;
• солью; и многим другим.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку.
Рисование кусочками поролона
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Так же можно наносить на поролон краску кистью и рисовать что-либо.
Рисование смятой бумагой или пакетом
Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и примакиванием наносится рисунок на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем, что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику. Так же можно использовать и полиэтиленовый кулек.
Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены. Затем собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.
Рисование по мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость,например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Считается одной из простейших графических техник: на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге — делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и «печатают» их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы.
Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Диатипия — (от греческого dia — сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.
На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск — зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке, затем, положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и.) оттиск готов.
Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на тонированной бумаге.
Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите — там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом — белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше — это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки.
Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека — что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.
Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).
А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь — лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «Граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
Разновидность граттажа – пластилиновый граттаж. На плотный лист бумаги наносится тонкий слой пластилина и процарапывается острой палочкой рисунок.
Рисовать можно даже скотчем
Детям нравится эта технология, хотя на самом деле эта работа требует много старания и терпения. На плотный лист бумаги наклеиваются полоски скотча нужного цвета, стараясь придать неровную, мятую поверхность. В результате получается объемное изображение.
Результаты этой технологии напоминают рисование мятой бумагой. Только для этой техники нужна жесткая кисть «щетина». Кисть должна быть сухой. Она обмакивается в разведенную гуашь и тычками наноситься рисунок на лист бумаги, при этом кисть «смотрит в потолок»
Рисование через марлю
На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали прорисовывают тонкой кистью. в результате получаются образы пушистых животных, живописные пейзажи.
Источник