- Как выбрать уголь для живописи
- Виды углей для живописи
- Какая фирма-производитель лучше?
- Мягкость угля
- Рисование углем: от истоков к современности
- История техники
- Виды угля
- Какие инструменты понадобятся
- Какие бывают техники
- Как рисовать
- Как сохранить
- Уголь для рисования
- Различные формы угля
- Процесс производства и оборудование
- Производство масляного угля.
Как выбрать уголь для живописи
Уголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников. С помощью такого, на первый взгляд, незатейливого материала, можно создать произведение невероятной красоты. Уголь незаменим в работе с большими полотнами: им легко заполнить обширные пространства, поворачивая брусок нужной стороной.
В статье «Рисование углём» мы рассмотрели общие вопросы, касающиеся этого материала. Сейчас же попробуем углубиться в тему выбора угля. Если я что-то упустила — пожалуйста, поправьте меня, напишите комментарий)) И я была бы благодарна, если напишете, углями какого производителя предпочитаете рисовать.
Виды углей для живописи
Первым делом, нужно определиться с видом угля, который вы будете использовать.
Если вы уже делали много эскизов своего творения и довольно точно представляете, что и как хотите изобразить, то ваш выбор — прессованный уголь. Он создает насыщенное, глубокое покрытие, но вы должны бить готовы к тому, что его крайне тяжело стереть с любого носителя (остаются разводы и пятна), поэтому придется рисовать без ошибок и с первого раза.
Если же вы предполагаете наличие исправлений в работе, то лучше воспользоваться так называемым рисовальным углем: он легко стирается практически с любой поверхности.
Какая фирма-производитель лучше?
Раньше художники изготавливали уголь самостоятельно. Это довольно сложный процесс. Если уголь не дожечь, он может оцарапать или даже порвать бумагу. Пережженный же уголь трудно затачивается и крошится при малейшем надавливании.
Современные живописцы приобретают уже готовый уголь. Чтобы научиться его умело выбирать, необходимо постоянно практиковаться и пробовать продукцию разных фирм, ведь очень часто при выборе материала художники ориентируются в основном на личные предпочтения. Однако, некоторых самых известных производителей угля для живописи все-таки можно выделить.
Одним из них является «Koh-i-Noor» — это чешский уголь, выпускаемый под названием«Gioconda». Он хорошо ложится на бумагу и позволяет с легкостью передать всю гамму оттенков: от самого черного до светло-серого. Идеально подойдет для картин в темных тонах, так как не требует сильного нажатия для создания теней. «Koh-i-Noor» предлагает как искусственный, так и натуральный материалы.
Отечественный уголь фирмы «ГАММА» практически не уступает по качеству своем чешскому аналогу, но цена на него гораздо ниже. Поэтому его лучше использовать начинающим художникам, которые только знакомятся с техникой живописи углем. Его единственным недостатком выступает то, что в некоторых партиях попадаются палочки, которые крошатся при затачивании.
Существуют угли и гораздо дороже, по ценовой категории они относятся к классу «люкс». Например, уголь «PITT Monochrome» от художественного бренда «Faber Castlle». Следует справедливо заметить, что качество у этого материала безукоризненное. Его главным преимуществом выступает то, что он действительно может быть стерт с бумаги без малейшего следа и невероятно легко растушевывается.
При выборе производителя, учитывайте специфику совей работы. Так, чтобы изобразить тонкие линии, вам нужен уголь, который легко и быстро затачивается. Если уголь крошится, то он не пригоден для этих целей. Например, материалом фирмы «ГАММА» выводить такие линии проблематично.
Можно избежать такой проблемы, выбрав для рисования мелких деталей не привычные брусочки или палочки, а карандаши со стрежнем из угля — обращаться с ними так же просто, как и с обычным карандашом. В то же время их легче заточить до нужной степени при помощи обычной точилки. Весьма удобны в эксплуатации карандаши «Gioconda» от «Koh-i-Noor».
Мягкость угля
Определиться с производителем — это полдела. Материал даже самого известного изготовителя может разочаровать, если изначально подобрать угли, не соответствующие вашим творческим задумкам.
Как и при выборе любого твердого материала, необходимо учитывать степень мягкости угля. Чем насыщеннее и контрастнее цвета хочется получить, тем мягче он должен быть. Если не знаете, что хотите изобразить, отличным решением будет покупка набора угольков разной мягкости: затем вы сможете всегда выбрать из них нужный. Если приобретение набора не входит в ваши планы, можно купить три палочки — одну мягкую, вторую среднюю, ну а третью — потверже.
Не стоит забывать, что в рисовании углем чрезвычайно важна текстура основы рисунка. Она должна быть рельефной, несколько шершавой, рыхлой или зернистой. Других требований нет — это может быть и картон, и бумага, и оргалит, а так же любой другой материал. Если основа совсем гладкая, то можно предварительно протереть ее наждачной бумагой или обработать грунтовкой.
Если отнестись к выбору угля ответственно, можно получить неподдельную радость от творчества и выжать из этого прекрасного материала максимум возможностей!
Источник
Рисование углем: от истоков к современности
Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.
Рисование углем – нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.
История техники
Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.
С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.
Виды угля
- древесный – виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
- прессованный – искусственный материал, изготовленный из порошка.
В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.
Какие инструменты понадобятся
Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.
Что может пригодиться:
- шероховатая бумага или специальная бумага. Гладкая поверхность не подойдет – угольная крошка будет крошиться;
- средства для удаления – обычный ластик или тряпочка;
- фиксаторы – специальные средства, закрепляющие материал на поверхности бумаги под тонким пленочным слоем.
Какие бывают техники
На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка – все это требует навыков и четких действий.
Вот основные техники:
- растирание – распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
- перекрестная штриховка – рисование в различных направлениях;
- мягкая растушевка – распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
- Подробности о техниках расскажут преподаватели наших курсов. Расскажут, покажут, научат!
Как рисовать
Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?
Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:
- Перед тем, как нарисовать картину, художник обычно делает эскиз и компонует его. Это нужно для понимания пропорций предмета, его расположения на листе.
- После того, как эскиз готов, общие очертания переносятся на бумагу. Сначала – очертания, затем – закрашивание темных частей, а после – нанесение светлых тонов пастелью.
- Когда очертания четко видны, художник прорисовывает отдельные детали, предметы, участки, фон.
- В конце важно закрепить рисунок лаком или другим фиксатором, иначе он может осыпаться.
Как сохранить
Уже с XV века использовали специальный клей для закрепления угольных эскизов. Сейчас профессиональные художники применяют готовые фиксативы, а в домашних условиях – недорогой (или дорогой) лак для волос.
Выберите уроки рисования углем и используйте лак для волос только по прямому назначению. Мы научим вас пользоваться настоящими фиксаторами!
Источник
Уголь для рисования
Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек. Получают уголь путём обжига веточек деревьев различных пород, очищенных от коры и обожженных специальным способом при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Этот процесс называется процессом карбонизации, или коксования древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной.
палочки рисовального угля
Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни — там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.
Ченнино Ченнини — автор книги «Трактат о живописи». Итальянский художник, живший в последнюю треть XIV века — середина XV века, родом из Колле-ди-Вальдельса (близ Флоренции). Книга «Трактат о живописи» (Die Cennino Cennini Trattato della pittura) впервые появилось в печати в 1821 году, в Риме, с примечаниями кав. Дж. Тамброни. Теперь это ценнейший источник сведений о технике живописи эпохи Возрождения.
Уголь использовался как средство создания рисованного изображения, набросков и построения рисунка для фресок или живописи на досках, ещё до того распространения привычных нам графитовых карандашей. Постепенно со временем использование угля расширилось. Теперь он используется не только для набросков, но и как самостоятельное и очень выразительное художественное средство.
Ещё со времён Ренессанса художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка. Поскольку рисунок углём легко исправим, уголь по0-прежнему незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти. При работе углем пользуются резинкой – «клячкой», прокатывая ее по бумаге. Но надо помнить, что втирать уголь в бумагу нельзя, тогда будет проблематично его удалить. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь, потому как уголь слабо соединяется с поверхностью, имеет свойство осыпаться. Со временем рисунки углем темнеют.
Однако, надо знать, что уголь бывает разным, и не всякий уголь подходит для набросков. В XIX веке получил распространение твердый «прессованный» уголь – для формирования стержней которого используют угольный порошок, скрепленный растительным клеем. Этот уголь дает более глубокий бархатистый штрих.
Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени, можно получить множество градаций тона, что позволяет получить реалистичное изображение. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Уголь позволяет сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении. Стирать угольные штрихи, осветлять блики и т.п. нужно специальным ластиком — клячкой. Простая стирательная резинка может мазать и втирать уголь в бумагу.
Заточка угольного бруска для рисования
Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. Лучшей основой для угля является шероховатая бумага, голубая или серая. Мягкость угля различается в зависимости от породы дерева, из которого изготавливается уголь для рисования. Используя уголь разных видов, можно получить еще более широкую тоновую палитру от матово-серого оттенка (чистый уголь) до густо-чёрного цвета (прессованный уголь).
Различные формы угля
Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. Мелкая фактура ивовой древесины идеально подходит для производства угольных карандашей. Прутья диаметром в пределах от 4 мм до 10 мм обычно используются в изготовлении стержней для работы над рисунком в размер этюдника, в то время как художнику-декоратору предлагается уголь крупнее.
- Виноградный уголь
- Тонкий ивовый уголь
- Ивовый уголь среднего диаметра
- Ивовый уголь крупного диаметра
- Угольный карандаш
Прессованный уголь – это ненастоящий уголь, так как материал изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы. Он выпускается также в виде карандашей. По сравнению с ивовым углем прессованный уголь — очень плотный и тяжелый; он образует мощную, «бархатистую» линию глубокого черного тона. Он не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок подмалевка. Но прессованный уголь не имеет себе равных как самостоятельный художественный материал — он образует неповторимую черную линию и превосходные мягкие, темные тона. Как и в случае с ивовым углем, им можно манипулировать на бумаге с помощью пальцев или растушки.
Процесс производства и оборудование
В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид — Salix triandra — является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид — ива Osier (S. vimlnalis) — собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра — такой стержень используется в работах очень больших размеров.
После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига (тигли).
Тигли наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи — в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. Затем тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.
Уголь рисовальный прессованный изготовляют из смеси тонкомолотого древесного (березового) угля (от 50 до 72%) часов-ярской глины (от 26 до 50%), сажи газовой (от 3 до 8%) и небольшого количества ультрамарина (от 3 до 5%). Обжиг производят при температуре 500-800° в течение 2-4 часов, что дает возможность получать уголь различной твердости. Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов. Уголь прессованный дает более черный цвет, нежели натуральный.
Соотношение компонентов, входящих в прессованный уголь, (в %)
Интенсивный черный цвет
I. Уголь березовый – 60
Глина часов-ярская – 30
Сажа газовая – 10
II. Уголь березовый – 31
Глина часов-ярская – 52
Сажа газовая – 12
Ультрамарин – 5
Средней интенсивности черный цвет
I. Уголь ивовый – 70
Глина часов-ярская -27
Ультрамарин – 3
II. Уголь ивовый – 72
Глина часов-ярская – 25
Сажа газовая – 3
Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и бoлee равномерного обжига. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 – 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабо обожженный уголь царапает бумагу.
Производство масляного угля.
Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю. Для его изготовления пропитайте уголь растительным высыхающим маслом, таким, как льняное. Положите маленькие кусочки угля в герметически закрываемую емкость небольшого размера. Налейте в емкость высыхающее масло. Процесс впитывания масла углем займет некоторое время, при этом масло никогда не абсорбируется полностью. Поэтому просто оставьте уголь в закрытой емкости и используйте его при необходимости. Перед применением удалите с угля излишки масла полотенцем.
Источник