Приемы рисования росписи хохлома

Особенности поэтапной техники хохломской росписи по дереву

Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.

Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:

  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.
Читайте также:  Нод по рисованию лесенка

Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.

Трафареты и шаблоны хохломской росписи:

  1. Ягоды брусники — маленькие кружочки красного или чёрного цвета. Они сами по себе гармонично смотрятся, поэтому украшать их чем-либо ещё совсем необязательно.
  2. Плоды смородины — для основания узора рисуется травинка, затем к ней добавляются при помощи штампа кружочки ягод. По завершении на плодах ставятся золотистые точки.
  3. Рябина — уже более сложный элемент. Сначала при помощи трафаретов хохломских узоров создаются небольшие ягодки, после чего придётся дорисовывать рисунок кистью, так как потребуется добавить тонкие завитки, продолговатые капельки, листочки и золотые вкрапления на них.
  4. Плоды малины — шесть равных кругов, слегка наложенных друг на друга. Блики на кружочках рисуют в виде травинок, а кисточкой добавляют точки.
  5. Чашелистик — рисуется несколько соединённых травинок. От них отводят веточку и пару листиков.

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Примеры изделий

Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:

  1. Тарелка. Лучше всего для рисования использовать акриловые краски. Весь процесс такой же, как и с доской, только рисуют чаще не цветы и ягоды, а животных и птиц (лошадей, петухов и т. д. ). Ободок тарелки оставляют чёрным, лишь вдоль краёв добавляют капельки.
  2. Шкатулка. Помимо основного списка инструментов для её создания понадобятся малярный скотч, наждачная бумага и калька. Нужно тщательно обработать и подготовить наждачкой поверхность, чтобы не оставалось шероховатостей и заусенцев. Таким же способом украшают кувшин.

Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:

  1. Узоры травинок — это не привычная луговая трава, а лишь её тень. Обычно она чёрного или красного цвета. Её оттенок зависит от того, какого цвета основной фон.
  2. Рыжик — его главное назначение заключается в обрамлении краёв заготовки. Это элемент, созданный из нескольких травинок.
  3. Кудрина используется в основном для украшения круглых и плоских изделий (стульев, столов и т. д. ). Содержит различные завитки, кружочки, ягоды или цветы.
  4. Пряничные элементы — в качестве границ геометрически рисуют квадрат или ромб, после этого вписывают в центр фигуры солнце с лучами.

Любое творчество — целое искусство, но раскраска хохломской росписью по дереву имеет своё особое очарование. Освоить технику может каждый, нужно только иметь достаточно желания, усидчивости и аккуратности. Сейчас есть множество вспомогательных материалов для облегчения рисования орнамента, но это совсем не влияет на качество результата.

Источник

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования

Елена Викторовна Добрякова
«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования

«Хохломская роспись – это просто».

Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым мелкам.

Данный материал будет полезен для преподавателей дополнительного образования по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях, воспитателям подготовительных школе групп детского сада и увлеченным родителям будущих первоклассников.

Актуальность: В настоящее время рисование с использованием нетрадиционных техник приобрело широкую популярность среди педагогов — и это объяснимо. Современных детей, растущих в век цифровых технологий, у которых с самого раннего возраста перед глазами в планшете, телефоне, плазменной панели мелькают яркие картины мультфильмов и красочная графика компьютерных игр, увлечь классическим рисованием очень сложно. Проще сказать на занятиях по изобразительному искусству, где нет ничего удивительного, им скучно. Как же увлечь современных малышей рисованием? Не будем отставать, от наших развитых деток, а будем их удивлять, добавляя в занятия по рисованию нетрадиционные техники. Применяя их в своей работе, мы способствуем свободному творческому процессу, в котором отсутствует слово «нельзя», а существует возможность попробовать некоторые новые материалы и инструменты.

Вам наверно, хорошо известны такие способы нетрадиционного рисования как:

• Техника тычка жесткой полусухой кистью;

• Рисование отпечатками пальцев, ладоней;

• Рисование манной клеем и манной крупой;

• Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой);

• Техника точечных рисунков – «Пуантилизм»;

• Рисование на мокрой бумаге ….;

• Рисование мыльными пузырями;

• Рисование пеной для бритья;

• Рисование мятой бумагой;

• Китайская живопись Суми-э;

• Зентангл – графический рисунок;

• Суми-е -техника японской живописи рисования тушью и т. д.

У творческих педагогов, воспитанники к шести-семи годам обычно уже знакомы с вышеперечисленными техниками рисования, но заказ «на удивле ние» не перестал быть актуальным. Что ж, придется создать что-то новенькое и посмотреть, как вновь загорятся глазки у наших детей на занятиях по рисованию.

Что может быть традиционней народного искусства, точнее одного его явления – искусство «золотой хохломы»? Можно ли, например, на занятии по теме: «Хохломская роспись придумать что-то новенькое?

Честно, я искала и не нашла… В открытых интернет-источниках есть немного детских рисунков с элементами хохломской росписи на белом или слегка затонированном желтом фоне. Но ведь хохломская роспись, несмотря на ограниченное использование цветов, такая разная!

Рассмотрим поближе изделия из «золотой хохломы».

На предметах, выточенных из дерева, мы видим нарисованные художником ярко-красные и черные травинки, нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины, или на красной поверхности вдруг расцветают не виданные золотые цветы.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек и вишненку, красную смородинку и рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

Золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые.

Но, вернемся в реальность: нет в детских садах ни посуды деревянной, ни тем более печей, для обжига этой посуды. Это обстоятельство не помешает нам сделать несколько интересных рисунков в стиле «хохломской росписи» и не только на белом или желтом фоне (как это было принято ранее в детских садах, но и на черном и на красном фоне. Скажете сложно? А я скажу – возможно! Нужно лишь нетрадиционно сочетать традиционные материалы для изобразительной деятельности.

Материалы: листы белой бумаги (формат А4, гуашевые краски черного и красного цветов, баночки с водой, беличьи кисточки, бумажные салфетки, восковые мелки следующих цветов: черный, красный, желтый, золотой, зеленый, линейка, плотные шаблоны изображаемых изделий (например, тарелочек) и сами изделия прикладного народного творчества «золотой хохломы» в ассортименте.

Основная часть.

(с поэтапным показом)

«Рябинка» на черной полосе.

• В начале полосы восковым мелком золотого цвета рисуем рябиновый листочек, который состоит из пяти частей.

• После рябинового листочка тем же цветом, рисуем несколькими изогнутыми вверх линиями веточку рябины.

• Красным восковым мелком рисуем рябиновые ягодки 10-15 шт.

• Вновь берем золотой восковой мелок и продолжаем рисовать рябиновую веточку, но изгибом вниз, так же несколькими линиями. И завершаем рябиновым листочком, как в начале нашего рисунка.

• Восковым мелком зеленого цвета «оживляем» нашу рябиновую гирлянду кудрявыми, изогнутыми травками разного размера, по своему усмотрению добавляя их между листочками и веточками.

• С помощью линейки и красного воскового мелка обрамляем сверху и снизу нашу гирлянду.

• Прямо на рисунок, выполненный при помощи восковых мелков мы наносим черную гуашь (кисточку почаще смачиваем водой) и видим, как краска на глазах заполняет фон и скатывается с рисунка. Если краска у вас густая, и рисунок, в какой то части, не проявился, то смочите кисть водой и чуть-чуть размойте в этом месте водой. Лишнюю воду можно аккуратно собрать сложенной углом бумажной салфеткой.

• Остается только высушить наши работы и полюбоваться ими.

Вот так легко мы справились с невероятно сложной ранее задачей – нарисовать хохлому на черном фоне и что бы при этом ничего не слилось.

«Черная смородинка» на красной полосе

на первом этапе также рисуется поэтапно с показом педагога

(практическая работа с опорой на поэтапные образцы, выполненные педагогом)

На выбор детей предоставляются два образца:

«Крыжовничек» на тарелочке с черным фоном и «Черная смородинка» на тарелочке с красным фоном.

(практическая работа с демонстрацией художественных изделий «золотой хохломы» — вазы, стаканчики, чашки, миски в ассортименте на черном, красном и золотом фонах).

На этом этапе детям предлагаем, на свой вкус, используя элементы хохломской росписи, обвести и расписать любой из предоставленных шаблонов хохломской посуды. Для подпитки вдохновения, на столы перед детьми воспитатель выставляет настоящие изделия, расписанные хохломскими художниками.

Надеюсь, Вам было интересно, коллеги, и мой материал пригодится в Вашей работе. Спасибо.

В подготовке вышеизложенного материала были использованы следующие интернет-ресурсы и литература:

2. Книга «Хохлома», автор Наталья Ивановна Бедник, издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1980 год.

«Солнышко». Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования ватными палочками «Давайте знакомиться!» Цель: Формирование у детей элементарных представлений об изменениях в природе. Развитие мелкой и общей моторики.

«Елочки зимой». Занятие с применением нетрадиционной техники рисования манной крупой Тема: “Елочки зимой” Цель урока: познакомить детей с новым способом рисования – манной крупой. Задачи: 1. Научить новому приему оформления.

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования в первой младшей группе «Цыплята» Конспект нетрадиционной техники рисования в 1 младшей группе Тема: «Цыплята» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования.

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования пальчиками «Бусы для куклы» Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Занятие по изобразительному искусству «Бусы для куклы» Воспитатель:.

Конспект занятия «Зима» с применением нетрадиционной техники рисования солью Конспект занятия «Зима» с применением нетрадиционной техники рисования солью Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №4 Чановского района Новосибирской области «Лучшая.

Методическая разработка серии НОД с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе Содержание 1. Введение 2. Конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования 3. Заключение 4. Список литературы 1. Введение Рисование.

Фотоотчет о занятии в детском саду с применением нетрадиционной техники рисования — кляксографии «Нетрадиционные Техники Рисования» Самый доступный способ развить у малыша творческое начало — заинтересовать его рисованием. В процессе.

«Снежинки». НОД с применением нетрадиционной техники рисования «методом тычка» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Фотоотчёт «Коллективная работа «Осеннее дерево» с применением нетрадиционной техники рисования «штампинг» Фотоотчёт. Коллективная работа «Осеннее дерево» с применением нетрадиционной техники рисования (штампинг) Все дети любят рисовать и делают.

Источник

Оцените статью