Презентация развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
презентация к уроку по рисованию (средняя, старшая группа) на тему

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования для творчества детей в детском садуи для рисования дома.

Скачать:

Вложение Размер
Нетрадиционное рисование 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Автор: воспитатель 1 кв. кат. Гурьянова Р.А. МБДОУ № 51 «Тополёк»

Современные родители часто задаются вопросами: «Что такое мелкая моторика? Почему она так важна? Как ее развивать?». Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Одним из эффективных методов развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Любой ребенок, почувствовав интерес к рисованию, сам пытается найти нужные способы к творчеству. Но далеко не у каждого это получается, так как многие только начинают овладевать художественной деятельностью, поэтому им необходимо получать новые знания с помощью взрослого, ведь только так ребенок будет чувствовать себя уверенно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Существуют различные техники изображения, например, такие как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг , тычкование , монотипия пейзажная, метод волшебного рисунка, техника Эбру – рисование на воде . Рассмотрим несколько из этих техник рисования более подробно.

Рисование пальчиками . Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой . Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Разрисовка маленьких камешков. Для данной техники рисования лучше использовать морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок .

Кляксография . Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Метод монотипии. Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на любой поверхности (бумага, картон, целлофан), которое переносится потом на бумагу. На гладкой поверхности рисуем краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают рисунок изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.

Пластилинография — это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Малыши любят лепить,поэтому рисование в данной техники им очень понравится .

Метод оттиска- очень интересен дошкольникам. На любую твёрдую поверхность интересующего предмета наносится краска и методом штамповки наносится на бумагу. Таким способом можно создавать целые сюжеты.

В каждом из нас живёт художник, и мы, взрослые, должны этого художника суметь «рассмотреть» в детях. Каждая из этих техник — это маленькая игра Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Источник

Презентация опыта работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
презентация к уроку по теме

В презентации представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования, а также работа с родителями, мониторинг, пальчиковые игры.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_opyt_raboty.pptx 2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования» Презентация опыта работы Юрченко Ольги Аркадьевны воспитателя МБДОУ «Детский сад №26»Ягодка» г.Камень-на-Оби 2014год

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, оно раскрывает внутренний мир маленького человека. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить красоту. По рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга . Учёные давно установили точную взаимосвязь между тренировкой артикуляционного аппарата и мелкими движениями пальцев рук. Ежедневные упражнения для пальчиков воздействуют на определённые участки коры больших полушарий мозга, а значит, способствуют более качественному развитию мышления, памяти, речи. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Например , в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и т.п. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Пальчиковый игротренинг , массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, скороговорками. Для более эффективного результата в развитии мелкой моторики я использую нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться . Я считаю очень важным в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом . Поэтому цель моей работы: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование. Задачи: -развивать мелкую моторику кистей рук и тактильное восприятие; -обогащать словарный запас детей -учить рисовать нетрадиционными способами -формировать способность получать радость от творчества, -создавать условия для проявления творчества ребёнка.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), ватными палочками, тычками, оттиск печатками из поролона, отпечатки листьями. Рисование пальчиками Рисование ладошкой Рисование крышкой Рисование тычком Рисование малым поролоновым тычком Рисование ватной палочкой

Большой поролоновый тычок Отпечатки листьями Печатки из поролона В старшем возрасте техники усложняются, добавляются новые, более сложные: Пластилинография Рисование пластиковой бутылкой Рисование вилкой Рисование мятой бумагой Рисование целлофановым пакетом Рисование капустным листом

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, дает полную свободу для самовыражения. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо найти такую форму организации и взаимодействие, которая позволила бы им реализовать свой творческий замысел. Поэтому такой формой работы стала специально организованная деятельность – кружок «Капельки», на котором применяются нетрадиционные приемы рисования. А также : — игровые упражнения , -комплексы пальчиковых игр, -подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования. Средства обучения: -наглядные, словесные и практические методы: – наблюдения с детьми; – обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; – объяснение, использование художественного слова; – показ приемов рисования; – игровые приемы; – совместный анализ выполненной работы.

Играем пальчиками — развиваем моторику Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Особенностью построения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей , подобранных к определённой теме занятия и непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. К концу года ребенок умеет: -различать и называть способы нетрадиционного рисования; -самостоятельно использовать различные нетрадиционные изоматериалы ; -самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.); — самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы; -выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; -давать мотивированную оценку результатам своей деятельности. Взаимосвязь с родителями Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для повышения компетентности родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки, мастер-классы, совместные проекты . С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе есть информационный блок, в котором находятся интересные для изучения материалы.

Папка-раскладушка для родителей «Рисуем без кисточки» Также с помощью родителей приобретён и сделан дидактический материал для работы в кружке «Капельки» это дидактические игры и разнообразные изоматериалы

Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». В результате совместной творческой деятельности: воспитатель – дети – родители, ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе – радость и теплота! В группе и ДОУ регулярно организуются выставки детских рисунков, ими украшен интерьер детского сада, дети совместно с родителями участвуют в городских, всероссийских конкурсах , конкурсах ДОУ, имеют поощрительные грамоты, дипломы.

Мониторинг Для определения уровня развития у детей творческих способностей, развития мелкой моторики проводится мониторинг (2 раза в год). Цель : выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста, овладения навыками работы с нетрадиционными материалами. В процессе мониторинга выявляются : -уровни технических умений и навыков; — представления и умения детей ориентироваться в: -цветах, формах, величине; нетрадиционных изоматериалах и техниках. За последние годы работы по данной теме, могу отметить, что дети, занимающиеся в кружке, имеют хорошую подготовку к школе, у них лучше развита моторика рук, движения рук свободны под контролем зрения. Литература: — М.А.Парнах «Уроки изобразительного искусства»(курс развивающих занятий для детей дошкольного возраста) Москва-2000г. -М.М.Евдокимова «Волшебные краски» Москва «Школьная пресса» 2001г. -А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»(практическое приложение) Ярославль, Академия развития 2006г. Спасибо за внимание!

Источник

Читайте также:  Наборы для рисования чемодан творчества
Оцените статью