Правополушарное рисование методика бетти эдвардс

Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно

Что такое правополушарное рисование, как работает эта техника и как рисовать правым полушарием, намеренно подавляя активность левого? Давайте вместе разберёмся в технике правополушарного рисования.

Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.

Что такое правополушарное рисование

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.

Как работает методика правополушарного рисования

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Читайте также:  Виды стилей рисования карандашом

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым.

Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»

В чём польза правополушарного рисования

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  • Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Как научиться рисовать правым полушарием мозга

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования.

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго по линиям, как в предыдущем упражнении техники правополушарного рисования.

Резюме

Правополушарная живопись поможет вам развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит вам также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.

Источник

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс

Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.

Чтобы узнать больше о творческом мышлении, оценить и узнать способы развития творческого потенциала, приглашаем вас на онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Правополушарное рисование

Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».

Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.

Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.

Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.

Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:

  • восприятие краев;
  • восприятие пространства;
  • восприятие соотношений;
  • восприятие света и тени;
  • восприятие целостного образа.

Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.

«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»

У многих людей левое полушарие является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.

Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.

К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.

Перевернутое рисование

Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.

Как выполнять упражнение:

  1. Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
  2. Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
  3. Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
  4. Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.

После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.

Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Источник

Правополушарное рисование методика бетти эдвардс

«Правополушарное рисование» книга первое издание которой вышло в 1979 году собрала в себе опыт Бетти Эдвардс, преподавателя рисования с огромным стажем. Название книги берёт своё начало в теории о различных функциях правого и левого полушарий мозга. Современная система образования развивает прямое, причинно-следственное, левополушарное мышление, в то время как для рисования необходимо параллельное, «творческое», правополушарное. Его-то способности и предлагает разскрыть эта книга.
Миссис Эдвардс считает (и я в принципе с ней согласна), что умение рисовать ни чем не отличается от умения писать, читать, водить машину. Как только человек понимает как складывать буквы в слова и продолжает тренироваться дальше то в опрделённый момент он просто забывает что когда-то не умел читать. Для того что бы рисование вошло в привычку, так же как и чтение, необходимо пройти через несколько уровней:
— видение края
— видение пространства
— видение отношений
— видение тени и света
— видение целого
По мнению Мс. Эдвардс умение рисовать и умение видеть связаны неразрывно. Именно в видении и заключается ключ к умению рисовать, а не в навыках вождения карандаша по бумаге. Если человек способен написать текст и у него абсолютно среднее зрение то он будет способен и рисовать. В подтверждение важности видения цитата: «Гертруда Стайн спросила Генри Матисса, видит ли он помидор по особенному когда он его ест? На что Матисс ответил: Нет, когда я ем помидор я вижу его как любой нормальный человек, но когда я рисую помидор я вижу его уже по другому.»
Для развития навыков видения она проводит пятидневные курсы, которые на протяжение нескольких десятков лет пользуются популярностью. В связи с тем, что у читаюших форум нет возможности посетить эти курсы я переведу наиболее интересные из её заданий. Все задания будут в этой теме с подробным описанием процесса. Настоятельно рекомендуется прочитать всё задание перед его выполнением. Удачи в пути!

June_Hope

Это первое задание, которое может показаться страшноватым для «неумеющих» рисовать и чересчур сложным для начинающих для рисовать умеющих. Но, как говорит сама Бетти «в связи с тем, что правая сторона мозга отвечает за узнавание лиц, то их рисование способствует открытию этой стороны в процессе творчества. В добавак ко всему рисование лиц по примению умений и навыков не сложнее рисования ландшавтов, потому что используется всё то же умение видеть. Вы просто рисуете то, что видете»
Итак, для тех кому скучно рисовать круги и линии первое задание, состоящее из 3 частей.
Автопортрет
1. Подготовьте бумагу и поверхность на которой будете рисовать
2. Сядьте на расстоянии руки от зеркала. Расположите свою доску для рисования так что бы верхний конец упирался в стену, а нижний оставался у вас на коленях.
3. Посмотрете внимательно на ваше отражение в зеркале и нарисуйте свой автопортрет.
4. По окончании, подпишите, поставте дату и дайте название. Не выкидывайте свой рисунок!
Рисование по памяти
1. Вспомните какого-нибудь человека или его фотографию
2. Попробуйте нарисовать этого человека используя все свои способности. Это может быть лицо или бюст или фигура целиком, решать вам.
3. См пункт 4 предыдущего задания
Ваша рука
1. Сядте за стол
2. Если вы правша то рисуйте левую руку, а если левша то правую в любой выбраной вами позиции
3. См. пункт 4 первого задания

Что бы вы не пугались сложности задания я предлагаю вам заглянуть в галерею в которой собраны автопортреты учеников Мс Эдвардс до начала занятий и после.
Дадим слово Мс Эдвардс «Разложите все 3 рисунка перед собой и посмотрите на них внимательно. Если бы я была с вами я начала бы искать небольшие детали которые вы смогли передать точно, например, линию воротника или красивый изгиб брови. Как только я обнаружу совпадения я тут же пойму, что этот человек сможет хорошо рисовать».
«Я уверенна, что рисование человека по памяти было для вас самым сложным. Даже для профессиональных художников это довольно сложно. «Тогда зачем же делать это?», можете спросить вы. Причина очень проста: В процессе рисования портрета по памяти мы вспоминаем набор символов который мы использовали не раз для рисования в детстве. В процессе рисования вы понимаете, что вы рисуете совсем другой рисунок, не тот который собирались, но рука сама рисует эти упрощённые формы носа, губ или ещё чего-нибудь. Эта «тирания» системы символов объясняет, в какой-то мере, почему люди продолжают рисовать «детские» рисунки и во взрослом возрасте.»
Ну что ж, значит будем пробовать забыть детские символы и переходить на следующий уровень, но об этом чуть позже.

saez

я читала эту книгу, хорошая вещь!

June_Hope

Всё нижеследующее даёт представление о работе мозга, если теория вопроса вам не интересна, то советую пропустить этот пост и сразу переходить к следующему. Там вас ждёт небольшое задание.

Итак, для того что бы понять смысл всего метода нам нужно знать немного теории о том как же устроен наш мозг.

Если вы всё ещё помните курс школьной анатомии, то вы знаете, что человеческий мозг, если смотреть на него сверху, напоминает грецкий орех: так же испещрён канавками и бороздками, и так же состоит из двух половин. Эта половинчатость нас и интересует. Поднимаемся на ступень выше и открываем «Общую теорию психологии». Там мы видим поразительную информацию: наше тело и наш мозг связаны по диагонали. То есть, правое полушарие мозга отвечает за левую часть тела, а правая часть тела подконтрольна левому полушарию (запомним эту информацию, она нам понадобится в дальнейшем). Наше рациональное левое полушарие отвечает за языковую деятельность у 98 % правшей и 1/3 левшей. В связи с тем, что язык и способность выразить себя очень важна для человеческого развития — левое полушарие принято считать «доминантным», «ведушим», «основным»; в то время как правое — «ведомое», «подчинённое», «неосновное». Долгое время считалось, что правое полушарие работает с меньшим КПД чем левое, некоторые учёные вообще отбирали у него право какой-либо основной и ценной деятельности.

Однако, вернёмся к анатомии. Наши полушария соединены между собой мозолистым телом — сплетением из 200 — 250 миллионов нервных волокон. Мозолистое тело является соеденительным кабелем по которому передаётся память и знания. Исходя из теории о доминантности левого полушария, при исчезновении этого канала полноценная деятельность правого полушария невозможна. Однако в результате экспериментов на животных и людях было доказано обратное. При удалении мозолистого тела у пациентов страдающих сильными эпилептическими припадками не наблюдалось никаких изменений в ежедневном поведении, в то время как контроль над припадками был восстановлен. В результате последующих экспериментов было выявлено, что мозолистое тело помогает нам ощущать себя цельной личностью, в то время как у людей после его ампутации возможно развитие Синдрома чужой руки, так как правое полушарие получает возможность работать без давления со стороны левого. Эксперименты показали, что полушария часто приходят в конфликт друг с другом при решении задачи, чем, возможно, и объясняется эволюционное развитие разделённости в человеческом мозге.

В одном из экспериментов пациенту, взгляд которого фиксировался на серединной точке экрана, на доли секунды показывались две картинки: ложка слева и нож справа. Каждый глаз, а соответсвенно каждое полушарие, получал свою картинку: левый — ложку, правый — нож. Когда пациента просили назвать предмет который он видел, то ответственное за речь левое полушарие давало сигнал: нож. Когда же пациента просили левой рукой найти показываемый предмет под занавеской которая лежала на предметах, он выбирал ложку. Когда его спрашивали, что у него в руке, которая так и оставалась под занавеской, он некоторое время не мог ответить, а потом говорил, что держит нож. Правое полушарие, зная правильный ответ, но не имея возможности выразить его словами и исправить левое полушарие, пыталось продолжить подспудный диалог, неизменно проигрывая речевому доминанту. Возможно выражение «его левая рука не знает, что делает правая» произошло именно из этой дуалистичности нашего мозга.

После всей этой научной информации может возникнуть вполне законный вопрос: А при чём тут знание деятельности мозга и умение рисовать? Исходя из экспериментов и фактов о дуальной природе нашего мозга получается, что правое полушарие более приспособлено к творчеству чем левое. Напомню, что левое полушарие, овечает за правую руку (а 90% населения мира — предпочитают правую руку в выполнении большинства заданий), а правое — за левую. Практически в любом языке можно найти фразы о левой или правой стороне и в 99% случаев левая сторона (читай правое полушарие) нивелируется и является полной противоположностью правой стороны (читай левое полушарие). В русском: правое дело и левый заработок. Латынь: слово обозначающее «лево» означало так же «плохо», «вне доверия», в то время как «право» было синонимом «умение», «способность». Английский: «лево» — «слабый», «бесполезный»; «право» — «прямой». Кстати, жених на свадебной церимонии стоит справа, в то время как невеста слева. А двойственность ин и ян? Где ин — женское начало отвечающее за правое полушарие, а ян — мужское — соответственно левое. Не такие уж и дураки были наши предки как любит их представлять современная наука.

Итак в чём же разница между полушариями и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования.
Левое
Вербальное (использует слова что бы называть вещи своими именами)
Аналитическое (Пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
ВременнОе (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
Рациональное (делает выводы основанные на причинах и фактах)
Цифровое (позволяет использовать цифры)
Логическое (способность строить логические цевочки где одно вытекает из другого)
Линейное (одна идея следует за другой и они непременно связаны между собой)

Правое
Невербальное(восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
Актуальное, реальное (видит вещи такими какие они есть в настоящий момент)
Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
ВневременнОе (отсутствует чувство времени)
Нерациональное (не требует основу из фактов иданных для вывода, склонность к откладыванию суждений)
Пространственное (видит отношение вещей друг с другом и как части составляют целое)
Интуитивное(склонно к внутренним откровениям)
Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)

Следует ли из всего этого, что нам нужно срочно начать рисовать левой рукой? Нет, нет и ещё раз нет. Если вы правша — левая рука просто напросто не присвособлена для рисования. Но если вы взяли карандаш в левую руку и поняли, что ваши рисунки получаются лучше тогда продолжайте рисовать левой рукуой.

Изложеная выше информация помогает понять необходимость правого, забытого полушария, для умения рисовать и даёт представление о его роли в развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять и тогда правое вступит в свои права в этом вопросе.

Источник

Оцените статью